Главные вкладки

    Индивидуальная программа профессионального развития педагога.Тема: «Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»
    учебно-методический материал на тему

    Максимкина Наталья Петровна
    Выбор темы самообразования: « Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей», в условиях реализации ФГОС, совершенно актуален и очевиден, так как психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ Оракская основная общеобразовательная школа  №15

    Индивидуальная программа профессионального развития педагога Максимкиной Натальи Петровны

      Тема: «Групповая работа как одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»

    2013

                Выбор   темы  самообразования: « Групповая работа как одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»,   в условиях реализации ФГОС,  совершенно  актуален и  очевиден, так как психологи  давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Поэтому я разработала  индивидуальную образовательную программу для более масштабного изучения технологии групповой работы.

    Цель: освоение  технологии групповой работы для активного  включения каждого ученика в образовательную деятельность.

    Урок  - первая искорка, зажигающая факел любознательности.
    В.А.Сухомлинский

    Образовательные задачи

    Программа деятельности по реализации образовательных задач

    Сроки реализации

    Форма аттестации

    Изучить технологию организации групповой работы 

        

    Подберу и изучу литературу по данному вопросу в сети Интернет.

    Сентябрь –октябрь 2013

    Выступление на заседании ШМО:

    «Организация групповой работы на уроке в условиях реализации ФГОС НОО»

    .

    Изучить литературу: Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь,

    Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении.

    Изучить статьи:

    Королькова, Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников [Текст] / Л.В. Королькова, Н.Б.Лебедева // Начальная школа. – 2007. - № 2. – С.13 – 15.

    Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999,   № 10.

     Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000

    На основе выявленных проблем организую семинары с педагогами по их решению.

    Ноябрь 2013

    Проведу рефлексивный семинар для учителей школы с использованием технологии групповой работы

     Использовать технологию организации групповой работы

    на уроках в 3 -4 классах. 

    Открытый урок окружающего мира «Охрана растений»  в технологии групповой работы.

    Ноябрь 2013

    ШМО, анализ, самоанализ организации деятельности групп

    Буду обсуждать с коллегами вопросы организации  групповой работы на уроках и на основе выявленных проблем организую семинары с педагогами по их решению.

    Декабрь 2013

    Подготовка к итоговой краевой контрольной работе по математике (2014г.)

    Январь – март

    2014г

    Результаты ККР

    Подготовка к итоговой краевой контрольной работе по русскому языку  (2014г.)

    Январь – март

    2014г

    Результаты ККР

    Подготовка к итоговой краевой контрольной работе по читательской грамоте (2014г.)

    Январь – март

    2014г

    Результаты ККР

    Подготовка к итоговой краевой контрольной работе. Групповой проект. Цель: получение данных для оценки сформированности мета-предметных действий (коммуникативных и регулятивных умений)(2014г.)

    Январь – март

    2014г

    Результаты ККР

    Реализация возможности обучать других с использованием  собственного ресурса

    Тема

    Способы работы

    Количество времени

    Целевая группа

    Групповая работа как средство организации учебного сотрудничества детей.

    1. Мини-лекция «Групповая работа как средство организации учебного сотрудничества детей».

    2.Фрагмент урока: групповая работа.

    Консультации.

    Февраль 2014г.

    Учителя начальных классов, учителя-предметники

    Групповой проект «Как сделать улицы чистыми»

    Организация открытого занятия с учащимися 3-4 классов.

    Март 2014г.

    Учащиеся 3 – 4 классов, учителя начальных классов, учителя-предметники.

    Аналитическая записка по итогам реализации индивидуальной образовательной программы по теме: « Групповая работа как одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»

               Работая над темой самообразования, я пришла к следующим выводам:  использование  групповой работы на уроках  активно включает каждого ученика в процесс учебной деятельности. Применение этой технологии способствует активизации познавательной деятельности учащегося, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности:  определению ведущих и промежуточных задач, выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно его оценивать.У обучающихся развиваются умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.),   совершенствуются  межличностные отношения в классе. С целью успешного проведения групповой работы важно учитывать уровень образовательных возможностей учащихся и  особенности состава группы;  необходимо составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе. Очень важно научиться  распределять роли между участниками группы, организовывать коммуникацию в группе и между группами, совместно анализировать способы  деятельности.  Итогом групповой работы обязательно  должна быть рефлексия учебной деятельности.

    В процессе реализации  данной программы я наблюдала следующие результаты использования технологии групповой работы:

    • Повышается учебная и познавательная мотивация.
    • Снижается уровень тревожности учащихся, исчезает боязнь оказаться неуспешным, некомпетентным в решении задач.
    • В группе выше результативность, эффективность усвоения учебного материала.
    • Улучшается психологический климат в классе.

    Оценивая  групповую  работу,  как одну  из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей,  я  пришла к  пониманию следующих нюансов:

    • нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически;
    • не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения;
    • нужно время, нужна практика, разбор ошибок - это требует от учителя терпения и кропотливой работы;
    •  ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, но её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя;
    • групповой работе надо сначала научить;
    • организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
    • при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
    • разделение на группы может проходить непросто, а порой даже драматично;
    • в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве, им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.

              Итак,  реализация ФГОС нацеливает меня, как учителя, на приоритетное направление по формированию УУД и  активной позиции ученика для решения учебных  задач.  Групповая работа  является   одной  из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, поэтому совершенно необходимо  её  использование  для   активного  включения  каждого ученика  в   процесс познания. Работая в группе, ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является  равноправным участником  образовательной деятельности, что позволит ему в будущем достичь высоких результатов и быть инициативным в собственной образовательной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

    В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

    Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

    В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

    Формы организации учебного сотрудничества на уроках в условиях работы в соответствии ФГОС

    В основе метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах....

    Индивидуальная программа профессионального развития

    Формальное, неформальное и информальное образование повышают профессиональную компетентность педагога, обеспечивают непрерывность собственного профессионального развития....

    Индивидуальная программа профессионального развития педагога Максимкиной Натальи Петровны

    Индивидуальная программа профессионального развития педагога МБОУ Оракской ООШ №15 Максимкиной Натальи Петровны была создана для реализации потребности профессионального роста, создания единого откры...

    Индивидуальная программа профессионального развития

    Индивидуальная программа профессионального развития...