Главные вкладки

    Индивидуальная программа профессионального развития педагога.Тема: «Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»
    учебно-методический материал на тему

    Максимкина Наталья Петровна
    Выбор темы самообразования: « Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей», в условиях реализации ФГОС, совершенно актуален и очевиден, так как психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ Оракская основная общеобразовательная школа  №15

    Индивидуальная программа профессионального развития педагога Максимкиной Натальи Петровны

      Тема: «Групповая работа как одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»

    2013

                Выбор   темы  самообразования: « Групповая работа как одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»,   в условиях реализации ФГОС,  совершенно  актуален и  очевиден, так как психологи  давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Поэтому я разработала  индивидуальную образовательную программу для более масштабного изучения технологии групповой работы.

    Цель: освоение  технологии групповой работы для активного  включения каждого ученика в образовательную деятельность.

    Урок  - первая искорка, зажигающая факел любознательности.
    В.А.Сухомлинский

    Образовательные задачи

    Программа деятельности по реализации образовательных задач

    Сроки реализации

    Форма аттестации

    Изучить технологию организации групповой работы 

        

    Подберу и изучу литературу по данному вопросу в сети Интернет.

    Сентябрь –октябрь 2013

    Выступление на заседании ШМО:

    «Организация групповой работы на уроке в условиях реализации ФГОС НОО»

    .

    Изучить литературу: Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь,

    Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении.

    Изучить статьи:

    Королькова, Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников [Текст] / Л.В. Королькова, Н.Б.Лебедева // Начальная школа. – 2007. - № 2. – С.13 – 15.

    Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999,   № 10.

     Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000

    На основе выявленных проблем организую семинары с педагогами по их решению.

    Ноябрь 2013

    Проведу рефлексивный семинар для учителей школы с использованием технологии групповой работы

     Использовать технологию организации групповой работы

    на уроках в 3 -4 классах. 

    Открытый урок окружающего мира «Охрана растений»  в технологии групповой работы.

    Ноябрь 2013

    ШМО, анализ, самоанализ организации деятельности групп

    Буду обсуждать с коллегами вопросы организации  групповой работы на уроках и на основе выявленных проблем организую семинары с педагогами по их решению.

    Декабрь 2013

    Подготовка к итоговой краевой контрольной работе по математике (2014г.)

    Январь – март

    2014г

    Результаты ККР

    Подготовка к итоговой краевой контрольной работе по русскому языку  (2014г.)

    Январь – март

    2014г

    Результаты ККР

    Подготовка к итоговой краевой контрольной работе по читательской грамоте (2014г.)

    Январь – март

    2014г

    Результаты ККР

    Подготовка к итоговой краевой контрольной работе. Групповой проект. Цель: получение данных для оценки сформированности мета-предметных действий (коммуникативных и регулятивных умений)(2014г.)

    Январь – март

    2014г

    Результаты ККР

    Реализация возможности обучать других с использованием  собственного ресурса

    Тема

    Способы работы

    Количество времени

    Целевая группа

    Групповая работа как средство организации учебного сотрудничества детей.

    1. Мини-лекция «Групповая работа как средство организации учебного сотрудничества детей».

    2.Фрагмент урока: групповая работа.

    Консультации.

    Февраль 2014г.

    Учителя начальных классов, учителя-предметники

    Групповой проект «Как сделать улицы чистыми»

    Организация открытого занятия с учащимися 3-4 классов.

    Март 2014г.

    Учащиеся 3 – 4 классов, учителя начальных классов, учителя-предметники.

    Аналитическая записка по итогам реализации индивидуальной образовательной программы по теме: « Групповая работа как одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»

               Работая над темой самообразования, я пришла к следующим выводам:  использование  групповой работы на уроках  активно включает каждого ученика в процесс учебной деятельности. Применение этой технологии способствует активизации познавательной деятельности учащегося, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности:  определению ведущих и промежуточных задач, выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно его оценивать.У обучающихся развиваются умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.),   совершенствуются  межличностные отношения в классе. С целью успешного проведения групповой работы важно учитывать уровень образовательных возможностей учащихся и  особенности состава группы;  необходимо составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе. Очень важно научиться  распределять роли между участниками группы, организовывать коммуникацию в группе и между группами, совместно анализировать способы  деятельности.  Итогом групповой работы обязательно  должна быть рефлексия учебной деятельности.

    В процессе реализации  данной программы я наблюдала следующие результаты использования технологии групповой работы:

    • Повышается учебная и познавательная мотивация.
    • Снижается уровень тревожности учащихся, исчезает боязнь оказаться неуспешным, некомпетентным в решении задач.
    • В группе выше результативность, эффективность усвоения учебного материала.
    • Улучшается психологический климат в классе.

    Оценивая  групповую  работу,  как одну  из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей,  я  пришла к  пониманию следующих нюансов:

    • нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически;
    • не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения;
    • нужно время, нужна практика, разбор ошибок - это требует от учителя терпения и кропотливой работы;
    •  ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, но её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя;
    • групповой работе надо сначала научить;
    • организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
    • при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
    • разделение на группы может проходить непросто, а порой даже драматично;
    • в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве, им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.

              Итак,  реализация ФГОС нацеливает меня, как учителя, на приоритетное направление по формированию УУД и  активной позиции ученика для решения учебных  задач.  Групповая работа  является   одной  из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, поэтому совершенно необходимо  её  использование  для   активного  включения  каждого ученика  в   процесс познания. Работая в группе, ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является  равноправным участником  образовательной деятельности, что позволит ему в будущем достичь высоких результатов и быть инициативным в собственной образовательной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

    В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

    Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

    В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

    Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.

    Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....

    Формы организации учебного сотрудничества на уроках в условиях работы в соответствии ФГОС

    В основе метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах....

    Индивидуальная работа как одна из форм внеклассной деятельности

    Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.  Одним из способов создания м...

    Мастер-класс по теме "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

    В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изо-терапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции...

    Презентация "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

    Презентация к мастер-классу по теме: "Изо-терапия, как одна из эффективных форм  коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»...