Индивидуальная программа профессионального развития педагога Максимкиной Натальи Петровны
статья на тему

Максимкина Наталья Петровна
Индивидуальная программа профессионального развития педагога МБОУ Оракской ООШ №15 Максимкиной Натальи Петровны была создана для реализации потребности профессионального роста, создания единого открытого образовательного пространства, находясь в котором, я - педагог могу выбирать собственный путь развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Оракская основная общеобразовательная школа  №15

Индивидуальная программа профессионального развития педагога

Максимкиной Натальи Петровны

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная программа профессионального развития педагога МБОУ Оракской ООШ №15 Максимкиной Натальи Петровны была создана для реализации  потребности профессионального роста, создания единого открытого образовательного пространства, находясь в котором, я - педагог могу выбирать собственный путь развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма.

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю.

Конфуций

ФГОС определил в качестве приоритетного направления развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что и составляет цель и основной результат образования.

Работая над темой самообразования  «Групповая работа как одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей» в 2013-2014г., я пришла к выводу, что реализация  деятельностного  подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.

Применяя в своей практике  такие современные технологии, как   личностно-ориентированное,  развивающее, проблемное обучение, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии, я стремилась достичь цели и основного  результата  образования: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Анализируя свою  педагогическую деятельность, я понимаю, что необходимо искать более эффективные способы формирования УУД. Таким образом, возникла проблема:

Какие способы организации образовательной  деятельности и учебного сотрудничества  наиболее эффективно   формируют УУД?

На одном из сайтов в Интернете познакомилась с технологией педагогических мастерских, позволяющей,  по мнению автора статьи,  решить сразу комплекс задач: учёт личностных особенностей,   развитие  творческих и исследовательских способностей; она   создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. И.А.Мухина в статье «Что такое педагогическая мастерская» написала: «Результатом  работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные». Создатели авторских мастерских говорят: мастерская - не урок; в мастерской происходит «проживание».

 Поиск   способов организации образовательной  деятельности и учебного сотрудничества, способствующих эффективному   формированию УУД, необходимость повышения профессионального уровня и инновационной культуры, - всё это  мотивировало меня к подробному, качественному изучению  новой технологии.   

Учитывая мотив своей деятельности и  методическую тему школы: «Системно - деятельностный подход  как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»,  считаю  целесообразным   определить   тему  индивидуальной образовательной программы профессионального развития:

«Технология педагогических  мастерских  как эффективное  средство формирования универсальных учебных действий». 

 Цель программы:  овладение технологией педагогических  мастерских  как эффективным  средством  формирования универсальных учебных действий.

Задачи программы:

1. Стимулировать личностно-профессионального саморазвития и непрерывного самообразования.

2. Изучить  этапы технологии;

3. Формировать умение использовать технологию в практике, осваивая её элементы.

4. Оценить результаты применения технологии.

 5. Спроектировать внеурочное занятие в технологии педагогических мастерских и опубликовать в СМИ.

Предполагаемый результат:

  • разработка технологических карт уроков  в соответствии с ФГОС;
  • внедрение  технологии педагогических  мастерских в свою педагогическую деятельность с целью формирования УУД и повышения качества проведения учебных занятий;
  • формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в профессиональных конкурсах, педсоветах,  семинарах, в работе ШМО учителей;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсоветах,  участие в профессиональных конкурсах (в том числе дистанционных).

Форма самообразования: индивидуальная.

1. Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства.

Образовательные задачи:

Подобрать и  изучить  литературу по теме.

 Изучить принципы и правила ведения  педагогической мастерской,

технологию построения (этапы),  формы взаимодействия между учителем и учащимися.

Программа деятельности по реализации образовательных задач

Сроки реалии

зации

Форма

отчетности

Изучу статью:  Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская ? http://www.lelien.org/CHTO-TAKOE-PEDAGOGICHESKAYA

Сентябрь-октябрь 2014

Выступление на заседании ШМО.

Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей. СПб., 2003. 

Педагогические мастерские. Из опыта работы учителей начальной школы / Сост. В.А.Степихова СПб.: СПБУГ1М, 1997, - 82с.

Сентябрь-октябрь 2014

Степанова Г. В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.

Сентябрь-октябрь 2014

Педагогические мастерские: теория и практика / Сост. Н.И.Белова. И.А.Мухина СПб.: изд. при поддержке Программы PHARE и TACIS "За демократию", 1998, - 312с.

Сентябрь-октябрь 2014

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat  http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-masterskaya-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti-uchastnikov-obrazovatelnoi-dey#ixzz3qh57nAWY

Сентябрь-октябрь 2014

2. Разработка методических материалов.

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где,  кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Проектирование  уроков в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

2014-2015 учебный год

Технологические  карты уроков в соответствии с содержанием рабочих программ

Организую рефлексивные семинары в школе.

Проектирование  уроков  

в технологии педмастерской.

3, 4 учебные четверти  2015 г.

Участие в ККР 2015г и анализ  

Организую рефлексивные семинары в школе.

Методическая разработка внеклассных мероприятий

2014/2015 уч.г.

Участие в общешкольных мероприятиях

Анализ внеклассного мероприятия.

3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и учителей-предметников:

«Деятельностный подход в обучении в условиях реализации ФГОС» 

Ноябрь

2014г.

Доклад на тему: «Что такое технология педагогических  мастерских »

Презентация

Обмен опытом

Круглый

стол в рамках  

заседания ШМО учителей начальных классов и учителей-предметников.

Организация образовательной деятельности с использованием  технологии педагогических мастерских.

Ноябрь-декабрь

2014 г.

Открытые уроки: окружающий мир, литературное чтение

Заседание ШМО

Заседание  ШМО учителей начальных классов и учителей-предметников:

« Использование технологии педагогических мастерских на уроках русского языка»

3 учебная четверть, февраль 2014-2015 уч.года

Проведу семинар для учителей школы.

Заседание ШМО

Публикация в СМИ.

2015 г

Методическая разработка

Публикация на личном и/или школьном сайте

Участие в краевом фестивале педмастерских

«Становление гражданской идентичности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности на основе многоуровневого подхода»

(технология педагогической мастерской)

«Моя малая милая родина»

Май-июнь 2015 г.

Внеурочное занятие (технология педагогической мастерской)

«Моя милая малая родина»

Заседание  ШМО

http: //nsportal .ru/

Общероссийский конкурс с международным участием «Мы – патриоты». Номинация «Лучшая методическая разработка»

Август 2015

Методическая разработка внеурочного занятия

I место Диплом победителя конкурса

Номинация «Лучшая методическая разработка»

http://maksimus42.ru/itogi-my-patrioty/

4. Участие в системе школьной методической работы

Мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ (решаемые задачи)

Форма представления результатов работы

ШМО учителей начальных классов и учителей-предметников:

«Деятельностный подход в обучении в условиях реализации ФГОС»

Ноябрь

2014г.

Доклад на тему: «Что такое технология педагогических  мастерских »

Обмен опытом

Круглый

стол в рамках  

заседания ШМО учителей начальных классов и учителей-предметников.

Презентация

 ШМО учителей начальных классов и учителей-предметников:

« Использование технологии педагогических мастерских на уроках русского языка»

3 учебная четверть, февраль 2014-2015 уч.года

 Рефлексивный  семинар для учителей школы.

Открытый урок, самоанализ урока.

Внеурочное занятие для обучающихся 3-4 кл.

(технология педагогической мастерской)

2015 г

Внеурочное занятие для обучающихся 3-4 кл., разработанное  в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта внеурочного  занятия, самоанализ

Посещение открытых уроков педагогов школы

В течение года

Анализ открытых уроков

Анализ открытых уроков

Уроки «с открытой дверью для педагогов и родителей»

13.04.15.-17.04.15.

Реализация технологии педагогических мастерских как

личностно-ориентированной, развивающей  модели обучения.

Технологические карты уроков.

Публичная  презентация ИОПР

Представление и анализ работы по теме самообразования

презентация работы

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Темы курсов (семинаров, круглых столов и др.)

Место прохождения курсов, участия в семинарах и др. мероприятиях

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

«ФГОС общего образования и его реализация в малочисленной сельской школе»

КГАОУ ДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

20.08.2012-

29.08.2012

Итоговая работа

Семинар «Освоение комплекта аппаратно-программных средств для реализации ФГОС НОО»

        КИПК

10-11 декабря 2012г.

Прохождение тестовых испытаний

6. Руководство повышением квалификации других учителей

Формы работы с учителями школы/района

Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров

Сроки

Количество учителей

Консультации

Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности.

В течение года

По запросу педагогов

Открытые уроки

Представление опыта конструирования уроков в соответствии с требованиями  ФГОС

2014-2015 год

Наставничество молодых педагогов

Консультации

По запросу педагогов

7. Работа в составе подразделений управления школой

Органы разработки и реализации проекта

Виды выполняемых работ

Сроки исполнения работ

Результаты

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла

Экспертиза рабочих программ педагогов в соответствии с требованиями ФГОС

Август 2013

Экспертные листы

Рабочая группа по введению  ФГОС ООО

Разработка  ООПООО

Январь-июль 2015 г.

Программа

 Рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной  программы профессионального развития по теме: «Технология педагогических  мастерских  как эффективное  средство формирования универсальных учебных действий».

Для овладения технологией педагогических  мастерских  как эффективным  средством  формирования универсальных учебных действий,  я подобрала  и  изучила  литературу по теме, изучила  принципы и правила ведения  педагогической мастерской, технологию её построения (этапы),  формы взаимодействия между учителем и учащимися.

В результате изучения литературы  я  сформировала собственное  умение использовать технологию в педагогической практике,  спроектировала  внеурочное занятие по теме «Моя милая  малая родина» в технологии педагогических мастерских,  опубликовала  в СМИ, приняла участие  в профессиональном общероссийском  конкурсе  с  международным участием «Мы – патриоты» и заняла 1 место в номинации «Лучшая методическая разработка».

Оценивая  результаты применения технологии в  педагогической деятельности, я пришла к выводу, что занятия в данной технологии эффективно формируют универсальные  учебные действия: мои выпускники успешно справились с итоговыми краевыми контрольными работами  по математике, русскому языку, читательской грамотности, а так же с групповым проектом.  Приятно  отметить, что  они  способны самостоятельно мыслить, анализировать, умеют строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; имеют представления  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.

Таким образом,    индивидуальная  программа  профессионального развития по теме «Технология педагогических  мастерских  как эффективное  средство формирования универсальных учебных действий» мною успешно реализована.