«Приёмы организации самостоятельной работы в 1 классе»
статья (1 класс) на тему

Родионова Ольга Игоревна

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Но, традиционно,  организация самостоятельной работы является одним из трудных моментов урока. Всегда находится в классе несколько учеников, которые с заданием не справились, а ждать их – значит терять время урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_v_1_klasse.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Шилан

 

«Приёмы организации самостоятельной работы в 1 классе»

                                     Родионова О. И.,

                                                   учитель начальных классов

                                                                               ГБОУ СОШ с. Шилан

Приёмы организации самостоятельной деятельности учащихся в 1 классе

 Вопросу формирования самостоятельной и творчески активной личности уделяется много внимания в психолого-педагогической литературе, новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Однако в практике работы наблюдается недостаточная подготовка многих школьников к самостоятельной деятельности. Так, освоение учебного материала на уроках  проходит под непосредственным руководством учителя. Это облегчает школьникам путь, но недостаточно развивает самостоятельность мышления и творческую активность.

 В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. По этой причине в процессе обучения в начальных классах необходимо больше внимания уделять формированию у школьников умения работать самостоятельно.

 Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Самостоятельное выполнение задания – надёжный показатель качества формирования предметных и метапредметных ( регулятивных) УУД.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Но, традиционно,  организация самостоятельной работы является одним из трудных моментов урока. Всегда находится в классе несколько учеников, которые с заданием не справились, а ждать их – значит терять время урока. Дети с высоким темпом работы начинают «скучать», теряют интерес к учению. А та группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой, привыкает дописывать задания во время проверки.

Как научить всех учеников работать самостоятельно и полностью справляться с заданием? Приведу несколько примеров из практики, когда, используя перечисленные приёмы, можно добиться самостоятельного выполнения заданий всеми учащимися.

Приём 1.

  Урок математики по теме «Задача». После того, как первоклассники научатся выделять части задачи и этапы её решения, учитель предлагает самостоятельно решить задачу и записать ее решение.

Витя смастерил из бумаги 5 корабликов. 2  он подарил Лизе. Сколько корабликов осталось у Вити?

Через некоторый промежуток времени после начала работы учитель идёт по рядам и видит, какие ученики затрудняются решить задачу. Он открывает на доске схематический рисунок или краткую запись.

        

           -                

 Если  и это не помогло ребёнку, то учитель даёт карточку - подсказку: «- » или «+».

Таким образом, с решением задачи справляются и слабые ученики.

Ученики, которые справились с решением задачи,  выполняют самопроверку по образцу (эталону), самооценивают себя и получают дополнительное задание.

5 – 2 = 3 (к.)

Ответ: 3 кораблика

Приём 2.

 Ocoбoe внимaниe зacлyживaют ycтныe yпpaжнeния. Oни эффeктивны кaжyщeйcя лeгкocтью, эмoциoнaльнocтью, дeйcтвyют нa yчaщиxcя мoбилизyющe, cвoeй пpocтoтoй yвлeкaют и cлaбыx шкoльникoв, coздaют в клacce oбcтaнoвкy copeвнoвaтeльнocти. Уcтныe yпpaжнeния cпocoбcтвyют paзвитию внимaния и пaмяти yчaщиxcя,  oни тpeбyют oт yчaщиxcя бoльшoгo yмcтвeннoгo нaпpяжeния и самостоятельной работы. К данному приёму относится игра «Молчанка».  Учитель читает примеры, задачи, а первоклассники, молча, показывают ответ с помощью карточек из приложения к учебнику

«Математика». Все дети работают самостоятельно, учитель моментально проверяет  умения по данной теме.

Приём 3

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв.

 Пример урока русского языка  по теме «Заглавная буква Д». После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Д, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.

После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». 

Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).

Приём 4

Это использование "Побегушек" (идея В.Ф.Шаталова). В ходе итогового повторения первоклассникам предлагается много заданий, примерно в 3 раза больше, чем может решить сильный ученик. Первоклассники могут выполнять любое задание . С одним решённым номером он подходит к учителю. После проверки правильное решение забирается, а неправильное - возвращается. На пересечении строки и столбца отмечается правильно выполненное задание.  Выполнении этой самостоятельной работы исключается списывание, сильные ученики работают в своём темпе, у слабых учеников поддерживается интерес к самостоятельной деятельности. 

Например, урок математики «Что узнали. Чему научились». Первоклассникам предлагается выполнять задания  на с.100-101. После выполнения одного задания, ученик идёт на проверку. Результаты заносятся в таблицу успехов. При проведении этого приёма детям приходится несколько раз передвигаться по классу

Приём 5

"Самостоятельное чтение"

Первоклассникам предлагаются карточки: хорошо читающим ученикам с текстами, остальным - со словами или предложениями. Можно также использовать материал учебников, распределяя по возможностям каждого первоклассника. Детям предлагается прочитать этот материал, ответить на вопросы "О чём я читал? Что я уже знал? А что узнал нового ?".  Далее проводится работа в парах, в процессе которой ребята рассказывают друг другу о прочитанном.

 При оценке себя на уроках чтения ученики могут использовать лесенку: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным. Я буду здесь!

Так первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Не беда, если сначала ученики ставят себя на самую высокую ступеньку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно.

Приём 6

Использование игровых ситуаций . Прочные знания, умения и навыки учащиеся  приобретают в процессе активной познавательной деятельности. С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи.

   Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу  и волю ребенка. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс  обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преод алению трудностей в самостоятельном усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

«Разложи по размерам»

      На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

«Составь меню для Робина-Бобина-Барабека.»

Дети отлично знают персонажа произведения С. Маршака Робина-Бобина, который скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника». Наш Робин-Бобин добрый.

 Изменился человек,

Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:

Ест он фрукты с овощами.

10 килограммов он

Вносит за день в рацион.

Что ж при этом он съедает?

Кто из вас скорей узнает?

На плакате - фрукты, овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10.Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы в ответе было 10. Примеры:

 6-4=                                                       2+6=

 2+7=                                                     10-5=

8-3=                                                      8-7=

                              2+4=                                                       9-6=

                             9-3=                                                      10-6=

Дети не записывают выражения. Они рисуют схематично фрукт или овощ, что им нравится, и в центре пишут ответ.

Игра «Шифровка»

Первоклассники решают примеры, вписывают ответы в таблицу, затем получают шифр, в котором каждому числу соответствует определённая буква, из букв складываются слова.

Слабый ученик получает небольшую шифровку, чтобы создать ситуацию успеха и для него.

Литература

1.http://www.proshkolu.ru/ HYPERLINK 2."http://www.proshkolu.ru/user/imarinasheudjen98/blog/217474/"user/imarinasheudjen98/blog/217474/

3http://www.rlspace.com/samostoyatelnaya-uchebnaya-rabota/

4. Е. В. Чанчикова. Приёмы организации самостоятельной работы по математике. Начальная школа. 2011 № 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Рекомендация по организации самостоятельной работы дома 1 класс Эльконин- Давыдов

Рекомендации по организации самостоятельной работы по обучению грамоте.Самостоятельная работа дома осуществляется ребенком в зависимости от того, посещает регулярно он школу или болеет. Есть задания «...

Рекомендация по организации самостоятельной работы дома 1 класс Эльконин- Давыдов

Рекомендации по организации самостоятельной работы по обучению грамоте.Самостоятельная работа дома осуществляется ребенком в зависимости от того, посещает регулярно он школу или болеет. Есть задания «...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Организация самостоятельной работы при работе над изложением в начальной школе.

Работа над изложением.Как помочь ребёнку самостоятельно подготовиться к написанию изложения....