Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
статья по русскому языку по теме

Сомова Наталия Григорьевна

Методическая статья с рекомендациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sam_raboty_nad_oshib.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах.

             Современный подход к обучению русскому языку в школе, обозначенный в новом образовательном стандарте, ориентирован на формирование у школьников нескольких видов компетентности: лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической. В рамках языковой компетентности он предусматривает развитие прочных орфографических и пунктуационных навыков. Как известно, и прежние Стандарты и Программы уделяли формированию грамотности едва ли не самое важное внимание, но, несмотря на все усилия учителей, элементарная грамотность школьников продолжает оставаться проблемой из проблем. Написано большое количество методик обучения орфографии и пунктуации, созданы новые учебники, оснащенные, по мнению их авторов, самым необходимым содержанием, как для формирования знаний, так и формирования умений в области орфографии и пунктуации. Но ни один автор учебника не дает пояснений ребенку как работать над уже допущенной ошибкой.

        Считаю, что работа над ошибками в начальной школе должна быть исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Индивидуальная работа над ошибками, которую выполняют мои ученики, проста и понятна для них.

        Каждому ребенку во 2 классе выдаю памятку «Работа над ошибками» в которую включены все орфограммы изучаемые на данном этапе ( с каждым годом памятка пополняется) с подробным объяснением работы и образцом выполнения.

    Проверяя работы в тетради, я исправляю ошибку и на полях указываю номер орфограммы. Ребенку дома или в классе во внеурочное время достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму, указанному в памятке. Почему учителю необходимо указывать номер орфограммы? В идеале хотелось бы, чтобы ученик самостоятельно определил, на какую орфограмму допущена ошибка, и по образцу поработал над ней. Но в том-то и дело, что ребенок допустил ошибку потому, что не видит орфограммы( нет орфографической зоркости) или ошибочно ее определяет. Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Только около трети учащихся в состоянии определить, на какую орфограмму допущена ошибка, остальные нуждаются в помощи учителя.

    Чтобы памяткой мог пользоваться любой ученик, она должна быть короткой и удобной для применения.

Памятка по работе над ошибками. (2класс)

  1. Запиши слово 5 раз и запомни, как оно пишется. (сможешь составь и запиши 3 однокоренных слова)
  2. Запиши слово с проверкой и еще 2 слова на это правило.
  3. Запиши это слово правильно и еще 2 слова на это правило.
  4. Запиши без ошибок все предложение.

   В пункт 1 входят ошибки в словах из словаря и все орфограммы, которые дети еще не изучили.

     Пункт 2 включает в себя ошибки на все проверяемые орфограммы.

     Пункт 3 содержит все остальные правила правописания, уже изученные детьми.

     Пункт 4 инструктирует, как работать над ошибками в построении и записи предложения: границы предложений, порядок и раздельное написание слов (кроме предлогов), заглавная буква в начале и знаки препинания в конце предложения, запятые между однородными членами.

  Пункт 1 и 4 затруднений у детей не вызывают, так как ошибки уже исправлены учителем, надо только выполнить указания.

   Чтобы правильно определить, на какое правило  ошибка помечена цифрой 2, ребенок должен посмотреть, гласная или согласная буква написана ошибочно. Если согласная, то это парная или непроизносимая, и стоит произнести слово вслух, чтобы сделать выбор: парную  произносим, непроизносимую –нет. Если же гласная, то надо определить, в какой она части    слова, и корневую гласную проверить одним способом, а в окончании – другим.

   Пункт 3 самый объемный. К концу 4 класса он содержит 12 правил. Но, во- первых, он «растет» постепенно, в течение 3-х лет; во- вторых, прежде чем дети приступят к самостоятельной работе над ошибками, эта ошибка основательно отрабатывается на уроках, а до этого она помечается цифрой 1; в-третьих, если посмотреть перечень правил, то видно, что ошибиться трудно. Поразмыслить придется только над употреблением ь, но, поскольку ошибки учителем исправлены, все случаи вполне узнаваемы.

 Работу над ошибками необходимо вводить во 2 классе. На второй неделе сентября дети получают тетради, в которых ошибки помечены цифрами. Работе посвящается целый урок. Необходимо разъяснить, для чего она нужна, как серьезно к ней надо относиться, и выдается каждому карточка с памяткой. Памятка прочитывается по пунктам. Подробно объясняется содержание каждого из них. Необходимо выяснить, какие правила будем считать известными. Это употребление заглавной буквы в именах людей и кличках животных, написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, правила написания предложения. Решаем, в какие пункты памятки должны войти эти правила: два первых – в пункт 3, о предложении – в пункт 4. На доске и в тетрадях записывается образец:

А 3 е 1 4

Наш алёша искал в лису грибы.

  1.      В лесу, в лесу, в лесу, в лесу, в лесу.
  1. Алёша. Дима, Таня.
  2. Наш Алёша искал в лесу грибы.

Такая запись получается в результате чтения инструкций памятки, определения, на какое правило ошибка, подбора слов на это правило. Что касается пункта 2, то пока инструкция будет ждать своего часа.

   Теперь обращаемся к ошибкам в тетрадях. Учащиеся разбирают, какие у них ошибки, как они помечены, по желанию сообщают об этом классу, а класс советует им, как такую ошибку исправить. В заключении урока предлагается попробовать выполнить работу над своими ошибками и проконсультировать всех.

    Некоторое время работу над ошибками дети будут делать в конце урока, а когда все будут справляться с нею самостоятельно, из классной работы она перемещается в домашнюю. С этого момента домашняя работа должна начинаться с работы над ошибками, если это нужно.

       Может показаться, что работа с орфограммами очень сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками – единственно надежный путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальных классах

данный материал поможет каждому ученику правильно сделать работу над ошибками...

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах

Организация и алгоритм работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе...

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка "Работа над ошибками на уроках русского языка"...

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени...