Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
материал по русскому языку (2 класс) на тему
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhnoe_mesto_v_sisteme_obucheniya_pravopisaniyu_zanimaet_rabota_nad_oshibkami.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Орлов-Гай
Ершовского района Саратовской области»
Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Бугрова Наталия Анатольевна
Орлов – Гай, 2012г
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснять орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.
Чтобы добиться эффективности работы на уроке, посвященном работе над ошибками, учитель должен отбирать для такого урока наиболее типичные ошибки.
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.
Приемы самостоятельной работы над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно.
К этим приемам относятся:
Самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;
Самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
Подбор проверочных слов к данным словам;
Выбор слов из «Словаря» для сопоставления и проверки написания их;
Взаимопроверка работ учащимися;
Подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
Подбор примеров, противоположных по написанию;
Письменный орфографический разбор или разбор по составу слова;
Выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определенными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов.
Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть:
А) ознакомление учащихся с результатами письменной работы;
Б) повторение соответствующего теоретического материала;
В) показ учителем приемов работы над ошибками;
Г) упражнения в закреплении данных орфограмм;
Д) задание на дом
Например, если оказалось плохо усвоенным раздельное написание предлогов с местоимениями или с существительными и учащиеся делают ошибки типа «комне» «сним», «надомной», «ввоздухе», то даю задание подыскать примеры с тем же предлогом при других местоимениях ( к тебе, к вам; с нами, с ней) или же с теми же существительными, но с другими предлогами (за оврагом, к оврагу, у оврага; без воздуха, на воздухе).
Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками целесообразно применять «Памятки», где даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму.
Например, работая над ошибками на безударные гласные в корне слова, учащиеся руководствуются такими указаниями:
Разбери слово по составу, определи корень;
Поставь ударение, подчеркни безударную гласную в корне;
Подбери родственные слова с ударением на проверяемом гласном;
Составь с обоими словами по одному предложению.
Данные приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.
Литература
Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Нач. школа. – 1988. – № 10. – С. 77-78.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, – 1990. – 124 с.
Николаева С.М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся // Нач. школа. – 1998. – № 2. – С. 26-30.
Николаева С.М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся // Нач. школа. – 1998. – № 4. – С. 30-34.
Репкин В. В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности. // Нач. школа. – 1999. – № 7. – С. 35 – 48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка в коррекционной школе в начальных классах
В материале даны методические указания и ряд упражнений способствующие предупреждению ошибок в написании словс орфограмами....
Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе...
Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.
При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...
Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Памятка "Работа над ошибками на уроках русского языка"...
Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.
Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. Задача учителя – сделать её максимально эффективной и не чрезмерно утомительной для ребенка....
Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Ежедневное выполнение работы над ошибками - важнейшее условие формирования и развития орфографической грамотности у обучающихся младших классов. В данной статье говорится о работе над орфографическими...