Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка в коррекционной школе в начальных классах
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Ерошкина Татьяна Павловна

В материале даны методические   указания и ряд упражнений способствующие предупреждению ошибок в написании словс орфограмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami.odt24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида

Предупреждение ошибок

Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:

соотнесение орфограммы с определенным правилом;

звуковой анализ слова;

четкое проговаривание слов;

условно-графическая запись слова;

составление слов из разрезной азбуки;

запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;

использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;

применение правил с обязательным объяснением;

написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);

соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);

повторение диктуемых слов и предложений учителем;

четкое или распевное проговаривание слов учителем;

осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.

Работа над ошибками

Эффективность работы над ошибками зависит от:

систематичности ее проведения;

от разнообразия видов упражнений

от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности

от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.

Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:

исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;

анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;

организация специального урока работы над ошибками.

План урока работы над ошибками:

Сообщение о результатах письменной работы.

Коллективный анализ типичных ошибок класса.

Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.

Самостоятельная работа над ошибками.

Задание на дом.

Подведение итогов урока.

Учитель может и должен вооружить учащихся таким способом письма,

 при котором ученик получит возможность делать меньше ошибок

 или не допускать их вовсе.

 (Д. Н. Богоявленский)

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Работа над ошибками вызывала интерес ещё у методистов прошлого. Кульман Н. К. писал: «Никогда, по возможности, не допускай своих учеников ни видеть ошибок, ни делать их». Такой же точки зрения придерживался Флеров В. А.: «…Ни под каким предлогом нельзя допускать, чтобы дети видели, а тем более писали слова орфографически неправильно… Ни одной ошибки для глаз, ни одной ошибки для руки». Аналогичные рекомендации давались и другими методистами прошлого.

 Стремление оградить учащихся от зрительного и рукодвигательного восприятий ошибочных написаний имеет известный смысл. Но, в то же время, сводить проблему только к ограждению детей от запоминания ими орфографически искажённых слов нельзя. Более того, боязнь ошибок с одной стороны ограничивает выбор методических приёмов, с другой - ведёт к механическому запоминанию орфограмм. «Подобная ошибкобоязнь часто приводила к тому, что при выборе приёмов обучения орфографии учитель избегал таких, как, например, творческие письменные работы или упражнения с пропущенными буквами, которые не позволяли не допускать появления ошибок у ученика, наоборот, если ученик сам додумается, какое правило он нарушил в данном случае, то можно предполагать, что те системы ассоциации, что лежат в основе усвоения правила, у него актуализировались».

 Если говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, то процент самостоятельного нахождения ошибок в собственной работе очень низкий. Эти дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний.

 Вопрос о работе над ошибками полностью не доработан и в современной методике, хотя педагогами сделано очень многое в этом направлении. Что касается специальной коррекционной школы VIII вида, то над данной проблемой потрудились Аксёнова А. К., Воронкова В. В., Галунчикова Н. Г. и др.

 В статье «Формирование орфографических навыков» А. К. Аксёнова отмечает, что важными условиями в работе над ошибками является учёт ошибок, их предупреждение и преодоление. Цель работы над ошибками - объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу.

 Слабым звеном учащихся класса, выбранного мною для наблюдения и разработки системы, о которой пойдёт речь, остаётся орфографическая зоркость. Нельзя сказать, что раньше я не занималась данным вопросом - просто не было системы в работе. Изучив методику А. К. Аксёновой, я разработала ряд форм и методов по предупреждению и исправлению ошибок, опробованных мною в течение нескольких лет и давших положительные результаты, которые можно проследить, сделав мониторинг по результатам четвертных и годовых контрольных работ учащихся.

 Работа над темой началась с анализа практических и контрольных работ учащихся, который показал, что многие дети не видят орфограмму или не могут подобрать проверочное слово. Некоторые учащиеся правило знают, орфограмму найти могут, но при письме под диктовку, в самостоятельных творческих работах (сочинениях, изложениях) свои знания и умения не применяют.

 Начала с двух важнейших орфографических понятий - «орфограмма» и «правило» и двух главных орфографических умений - ставить и решать орфографические задачи. Со временем ученики (за исключением 2 - 3 человек) овладели умением находить и выделять наиболее распространённые орфограммы, подтверждать верное написание слов правилами и подбирать на данную орфограмму примеры.

 Был сделан вывод, что эффективность работы над ошибками в условиях коррекционной школы VIII вида зависит от нескольких факторов:

- от систематичности её проведения;

 - от разнообразия видов упражнений, нацеленных на усвоение и закрепление орфограмм;

 - от максимальной для данной категории детей активности в процессе их самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний (от умения учащихся ставить и решать орфографические задачи);

 - от наличия индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику.

 Система работы над ошибками предусматривает традиционные этапы:

 I. Исправление ошибок с учётом способности учащихся к самостоятельности и уровня овладения правилом.

 II. Анализ ошибочных написаний, выделение группы типичных ошибок класса и каждого ученика в отдельности.

 III. Проведение специального урока работы над ошибками (или фрагмента урока).

 Остановлюсь на каждом из этапов в отдельности.

 Для дифференцированного исправления ошибок и последующей индивидуализации самостоятельной работы учащихся над ошибками, начиная уже с 4 класса, когда изучена основная масса орфограмм русского языка, следует систематически заполнять таблицу «Работа над ошибками», которая оформляется в виде стенда (Приложение 1) и имеет примерно следующее содержание:

 Таблицу заполняет учитель по мере изучения орфографических правил.

 Важный этап в системе работы над ошибками - проверка письменных работ. Проверяя работу, я делаю сноски на полях напротив допущенных учащимися ошибок. Например, /(3). Каждая вертикальная чёрточка - одна орфограмма, цифра 3 - номер орфограммы. Нумерация орфографических правил в таблице не имеет ничего общего с номерами орфограмм, принятыми в массовой школе. Она является наглядной опорой, ориентируясь на которую учащиеся всякий раз перечитывают название орфограммы, вспоминают правило и выполняют упражнение по образцу, данному в таблице.

 Так как подбор учащихся класса, в котором мною проводились исследования, сложный (в нём учатся ребята с разным уровнем развития), исправляя ошибки, я применяю дифференцированный метод и тем самым по-разному определяю долю последующей самостоятельности в работе над ошибками каждого школьника.

 В тетрадях учащихся, испытывающих серьёзные трудности в обучении даже при оказании значительной помощи учителя, я исправляю ошибку, выношу на поля номер соответствующего орфографического правила, под которым оно значится в таблице «Работа над ошибками», выписываю слово, ошибочно написанное учеником, и подбираю проверочное.

 Группе учащихся, испытывающих трудности в обучении, но способных обучаться при оказании помощи учителем, объём таковой помощи уменьшается: ошибки исправляются, и на поля выносится номер орфограммы.

 Для учащихся, испытывающих незначительные трудности в обучении и нуждающихся в некоторой помощи учителя, напротив исправленной ошибки на полях ставится вертикальная чёрточка (/), сигнализирующая о неверно написанном слове, над которым надо поработать самостоятельно: соотнести исправленную ошибку с нужным правилом, найти его в таблице, выполнить операции, указанные в ней. На начальном этапе знакомства с работой над ошибками, кроме таблицы, дежурные перед уроком или самоподготовкой раздают индивидуальные карты-образцы исправления ошибок, учитывающие способности учащихся. (Приложение 2)

 В письменных проверочных работах я исправляю все ошибки, но на поля выношу только те, над которыми дети будут работать самостоятельно. Число орфограмм, отмеченных на полях, как показывает практика, не должно превышать 4-6 даже тогда, когда общее количество ошибок значительно больше. В противном случае работа начинает выполняться механически и в ней оказывается больше ошибок, чем в самом диктанте.

 С целью наиболее точного отбора слов для фронтальной и индивидуальной работы я анализирую ошибки в работах учащихся сразу после их исправления. Число ошибок подсчитывается следующим образом: общее количество ошибок у каждого ученика и количество ошибок класса на каждое правило. Регулярный анализ, выполненный по данной схеме, позволяет мне чётко проследить динамику формирования орфографического навыка как у отдельных школьников, так и у класса в целом и своевременно принять необходимые меры по закреплению слабо усвоенных орфограмм.

 Ориентируясь на проделанный анализ, я отбираю для фронтальной работы слова, написанные ошибочно большинством учащихся класса, и включаю их в план урока, где после каждого из этих слов указываю фамилии детей, допустивших данные ошибки.

 Урок работы над ошибками, как правило, проводится после проверочных работ, контрольных диктантов и строится по следующему плану:

 I. Сообщение о результатах письменной работы.

 II. Коллективный анализ типичных ошибок класса.

 III. Выполнение упражнений для закрепления слабо усвоенных правил.

 IV. Самостоятельная работа над ошибками

 V. Задание на дом.

 VI. Подведение итогов урока.

 Время, отводимое на отдельные этапы урока, регулируется в зависимости от количества материала, значимости данного этапа для закрепления орфографического правила и подготовленности учащихся.

 В силу особенностей психики детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе VIII вида, в начале урока рациональнее сообщить только общие результаты письменной работы: похвалить одних детей, выразить недовольство другими, но не объявлять оценок каждого ученика. Такой подход помогает сохранить у детей работоспособность и не вызывает негативной реакции, обиды, излишней расторможенности.

 Второй этап начинается с записи числа и темы урока в рабочих тетрадях, поскольку тетради для контрольных и проверочных работ раздаются только на этапе самостоятельной работы над ошибками.

 Приступая к фронтальной работе, я зачитываю группу слов, в которых были допущены ошибки учащимися, спрашиваю, какое правило следует применить, чтобы грамотно написать. Если ответ дан неточный, прошу прочитать название правила по таблице (Приложение 1), вызываю ученика, допустившего ошибку в работе и фамилия которого записана в плане урока. Он пишет на доске слово под диктовку (остальные работают в тетрадях) и, самостоятельно ориентируясь по таблице, объясняет, как надо писать слово, выделяет орфограмму, подбирает два примера на данное правило.

 Например, после диктанта «Лесные малыши» для фронтальной работы я отбираю три группы орфограмм и в поурочном плане отмечаю:

 Орфограмма № 2 (Правописание сочетаний жи - ши) - 1 человек (фамилия ученика).

 Орфограмма № 6 (Правописание безударной гласной в корне) - 4 учащихся (перечисляю фамилии).

 Орфограмма № 7 (Словарные слова) - 2 учащихся (перечисляю фамилии).

 Орфограмма №3 (Правописание звонких и глухих согласных в середине и на конце слов) - 3 учащихся (перечисляю фамилии).

 Зачитываю группу слов: зверей, лесных, норы, сосны, лисята.

 После того, как ребята распознали орфограмму, вызываю к доске одного из тех, кто допустил ошибку в слове на данное правило. Ученик произносит слово по слогам, записывает его, проговаривает правило, выделяет орфограмму, проверяет и подбирает два примера на это правило. и т. д.

 Задания третьего этапа рассчитаны на формирование умения быстро ориентироваться в применении правил. Здесь не проводится подробный разбор орфограмм - учащиеся называют только правило. Упражнения для данного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Данная статья включает в себя систему работу над ошибками в младших классах коррекционной школы, в которой предлагаются упражнения, при помощи которых не только закрепляются, но и уточняются знания де...

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе...

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка "Работа над ошибками на уроках русского языка"...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.

Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....

"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...