Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку на тему

Петрунина Ирина Александровна

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Виды ошибок

Правило

Образец

Гласные после шипящих ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.

ЖИ-ШИ пиши с буквой «И».

ЧА-ЩА пиши с буквой «А».

ЧУ-ЩУ пиши с буквой «У».

Выпиши слово. Подчеркни сочетание, допиши ещё 5 слов на это правило.

Образец: машина, шишка, шило, уши, шипы.

Ошибки на пропуск букв, искажение слова, замену букв.

Слово состоит из слогов или слога.

Выпиши слово без ошибок, раздели на слоги, поставь ударение.

Образец: ка| пус | та

Большая буква в именах собственных.

Имена собственные (имена, отчества и фамилии людей,      названия рек , городов, морей, клички животных) пишутся с большой буквы.

Напиши слово правильно. Запиши еще 3 слова на это правило. Подчеркни заглавную букву.

Образец: девочка Катя, река Обь, город Сочи, кот Баюн.

Большая буква в начале предложения.

Начало предложения пишется с большой буквы.

Выпиши предложение. Составь еще одно предложение на эту тему. Подчеркни большую букву в начале предложений.

Образец: На деревьях поблёскивал снежок. Пришла волшебная зима.

Написание сочетаний «ЧК», «ЧН», «ЧТ», «ЩН».

Сочетания «ЧК», «ЧН», «ЧТ», «ЩН» пишутся без мягкого знака.

Выпиши слово. Подчеркни сочетание. Напиши ещё 3 слова на это правило.

Образец: бабочка, курочка, яичко, птичка.

Безударные гласные, которые нельзя проверить. Правописание словарных слов.

Безударные гласные, которые нельзя проверить, надо запомнить.

Словарные слова – это слова, написание которых невозможно или трудно проверить. Чтобы писать эти слова без ошибок, выучи их наизусть.

Выпиши слово, поставь ударение, подбери к нему группу однокоренных слов, подчеркни безударную гласную. Составь с этим словом предложение.

Образец: морковь – морковный, морковка.

В суп морковь нарезали кубиками.

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Выпиши слово. Поставь ударение. Подчеркни безударную гласную. Подбери к нему проверочное слово. Запиши.

Образец: слеза – слёзы, лесной – лес.

Парные звонкие и глухие согласные.

Для проверки написания звонкого или глухого согласного в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или сонорные звуки [Н], [Л].

Выпиши слово. Подчеркни парную согласную. Подбери и запиши проверочное слово.

Образец: гриб - грибы, грибник; дождь - дожди, дождливый.

Правописание непроизносимых согласных.

Чтобы проверить в корне непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный отчетливо слышался. Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

Выпиши слово. Подчеркни непроизносимую согласную. Подбери однокоренные слова, подчеркни согласную, которую проверяли.

Образец: солнце – солнышко, солнечный.

Прекрасный - красота, прекрасен.

Деление слов на слоги.

Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Выпиши слово. Раздели его правильно на слоги.

Образец: сказ|ка, копь|ё, ме|до|вый., слой|ка.

Разбор слова по составу.

1. Измени слово, найди окончание.

2. Все слово без окончания – это основа.

3. Подбери родственные слова, найди корень.

4. Часть слова перед корнем - это приставка.

5. Часть слова после корня перед окончанием – это суффикс.

Выпиши слово. Разбери его правильно по составу.

Перенос слова.

Слова можно переносить только по слогам. Слова, состоящие из одного слога, не переносятся. Одну букву не переноси и не оставляй на строке. Буквы «Й, Ъ, Ь»  остаются с предшествующим слогом.

Выпиши слово, разделяя его черточками для переноса.

Образец: боль-шой, ал-лея, уро-жай, май-ка.

Мягкий знак (Ь)– показатель мягкости.

Мягкий знак пишется в конце или в середине слова. Он показывает мягкость предшествующего согласного звука.

Выпиши слово. Раздели на слоги. Подчеркни мягкий знак и согласную, которую он смягчает. Запиши 5 слов на это правило.

Образец: Коль|цо, конь|ки, лень, соль, паль|ма, сталь.

Разделительный мягкий знак (Ь).

Разделительный мягкий знак пишется после согласной и перед гласными «е,ё,ю.и,я».

Выпиши слово. Раздели на слоги. Подчеркни слог с разделительным мягким знаком. Запиши 5 слов на это правило.

Образец: Пе|чень|е, коль|е, бель|ё, вьюн, копь|ё, семь|я.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих «Ж, Ш, Ч, Щ»

В конце существительных женского рода после шипящих «Ж, Ш, Ч, Щ» пишется мягкий знак.

На конце существительных мужского рода и в форме множественного числа мягкий знак не пишется.

Напиши слово правильно. Определи число и род. Запиши еще 3 слова на это правило. Подчеркни мягкий знак.

Образец: брошь (ж.р.)- ночь, мышь, вещь.

Меч (м.р.) – нож, гараж, грач.

Много туч (мн.ч.)- свеч, рощ, задач.

Разделительный твёрдый знак (Ъ).

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся  на согласную, перед гласными «е,ё, ю, я».

Выпиши слово. Выдели приставку и корень. Подчеркни твёрдый знак. Запиши 5 слов на это правило.

Образец: въезд, съел, объявление, подъезд, съёмка, подъём.

Правописание предлога.

Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Пишется со словом отдельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Предлоги надо знать!!!

Выпиши слово с предлогом. Между предлогом и словом поставь вопрос. Выдели предлог.

Образец: Лодка отплыла от берега.

От_берега – от (какого?) берега, от крутого берега.

Не путай приставку с предлогом!!!

Отплыла – от_берега.

«НЕ» с глаголами

«НЕ» с глаголами пиши раздельно. «НЕ» с глаголами пишется, слитно, когда глагол без «НЕ» не употребляется (негодовать, недоумевать, нездоровится и т.д.)

Выпиши слово с частицей «НЕ». Определи часть речи. Запиши еще 3 слова на это правило.

Образец: не_прочитал (гл.) – не_пошёл, не_сел, не_посмотрел.

Правописание суффиксов.

У существительных: к, ик, ек, ник, ищ, чик, енк, ник, тель, оньк, еньк, ок, очк, ышк, ишк, ость, от.

У глаголов: ова, ева, ива, ыва, л, я, а

У прилагательных: н, ск, чив, лив, ист, ущ, ящ, ин, ск, оват, еват, ов.

Выпиши слово. Определи часть речи. Разбери по составу. Запиши еще 3 слова с таким суффиксом и выдели его.

Образец: Мячик (сущ.) – котик, тазик, колёсико.

Соединительные гласные в сложных словах (интерфикс)

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная «О», а после мягких согласных, шипящих и «Ц» - соединительная «Е».

Запиши слово правильно. Выдели соединительную согласную. Напиши еще 3 слова на это правило.

Образец: лесоруб- книголюб, листопад, паровоз.

Фонетический разбор слова.

1. Напиши слово.

2. Определи количество слогов.

3. Поставь ударение.

4. Охарактеризуй гласные звуки.

5. Охарактеризуй согласные звуки.

6. Определи количество букв и звуков.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

- в начале слова;

-после гласной;

-после Ъ и Ь

Буквы Ъ и Ь – звуков не обозначают.

Образец:

коль|е [кал'й'э] –2сл,5 б.,5зв.

К[к]- согл. парн. глух., парн. тв.

О[а] – гласн. безуд.

Л[л'] – согл. непарн. зв., парн. мягк.

Ь – нет звука

Е[й'] – согл. непарн.зв.,      непарн. мягк.

   [э]- гласн. ударн.

Разбор предложения по членам предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания. Помни, что в словосочетании только 2 слова, которые зависят друг от друга. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. Подчеркни второстепенные члены в предложении.

Образец: Тихие волны медленно бились о берег.

Волны (какие?) тихие – это определение

Бились (как?) медленно – это обстоятельство

Бились (обо что?) – о берег – это дополнение.

Название

Вопрос

Как подчеркивается

Чем выражен

Подлежащее

Кто? Что?

Сущ., местоим.

Сказуемое

Что делает?

Глагол, кр.прил.

Определение

Какой? Чей?

Волнистой линией

Прилагательное, местоим., числит.

Дополнение

Падежные вопросы (кроме, Им.п.)

Сущ., местоим.

Обстоятельство

Как? Когда?

Наречие, сущ. с предлогом

Правописание безударных окончаний глаголов.

Выпиши глагол, поставь в начальную форму, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило. Выдели окончания.

Образец: пишем (писать) – I спр, 1 л., мн.ч..

Читаем, скачем, дергаем.

II спряжение - глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: дышать, держать, гнать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

I спряжение – все остальные глаголы + брить, стелить.

Число

Лицо

Личные окончания

I спряжение

II спряжение

Единственное

1-е (я)

2-е (ты)

3-е(он, она, оно)

-у, -ю

-ешь, -ёшь

-ет, -ёт

-у, -ю

-ишь

-ит

Множественное

1-е (мы)

2-е (вы)

3-е (они)

-ем, - ём

-ете, -ёте

-ут, -ют

-им

-ите

-ат, -ят

Падежные окончания имен прилагательных

Поставь вопрос от существительного к прилагательному, определи число, род и падеж. Запиши еще 3 прилагательных в таком же роде и падеже. Выдели окончания.

Образец: зелёного шара, шара (какого?) зелёного – ед.ч., м.р., Р. п. спелого огурца, яркого цвета, мягкого дивана.

Проверяй   написание   безударных   окончаний   прилагательных   по вопросам.

Единственное число

Множественное

число

Мужской род

Женский род

Средний род

Им.п.

ый

ий

ая

яя

ое

ее

ые

ие

Р.п.

ого

его

ой

ей

ого

его

ых

их

Д.п.

ому

ему

ой

ей

ому

ему

ым

им

В.п.

Им.п., Р.п.

ую

юю

ое

ее

Им.п., Р.п

Т.п.

ым

им

ой

ей

ым

им

ыми

ими

П.п.

ом

ем

ой

ей

ом

ем

ых

их

Падежные окончания имен существительных.

Выпиши существительное. Если оно стоит в ед. ч. поставь его в Им.п., определи склонение. Если имя сущ. стоит во множественном числе, то склонение определять не нужно. Определи падеж. По таблице определи окончание. Запиши еще 3 слова в этом же склонении и падеже. Выдели окончания.

Образец: на скамейке – ед.ч., скамейка – ж.р., 1 скл.

На чем? На скамейке – П.п., на руке, в книге, о маме

Падежи

1 скл.

2 скл.

3 скл.

мн.ч.

И.п.

кто? что?

-а, -я

□, -о, -е

-а, -я, -,и, -ы

Р.п.

кого? чего?

-и, - ы

-а, -я

-ов, -ев, -ей, □

Д.п.

кому? чему?

- е

-у, -ю

-ам, -ям

В.п.

кого? что?

-у, -ю

-о, -е, -а, -я, □

-а, -я, -,и, -ы

-ов,-ев,-ей, □

Т.п.

кем? чем?

-ой, -ей,

-ою, -ею

-ом. –ем, -ём

Ами ями

П.п.

о ком? о чем?

Ая ях

Перепиши весь текст без ошибок.

27.

Удвоенные согласные

Удвоенная согласная пишется:

- на стыке корня и суффикса: весна – весенний

- на стыке приставки и корня:

рассада,  поддержать, рассказ

- в корне: сумма, аллея, касса

Выпиши слово. Определи, почему пишется удвоенная согласная. Разбери слово по составу. Допиши еще 1 слово на это правило.

Образец: Масса, перрон.

Осенний, сонная.

Вводить, рассадить.

28.

Правописание

-ТСЯ- и -ТЬСЯ- в глаголах

Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – "что делать?" или"что делает?". Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе.

Задай к слову правильно вопрос. Запиши глагол с вопросом.

Образец:

(что делать?) обижаться.

(что делает?) обижается

Петрунина И. А., учитель начальных классов первой квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка в коррекционной школе в начальных классах

В материале даны методические   указания и ряд упражнений способствующие предупреждению ошибок в написании словс орфограмами....

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка "Работа над ошибками на уроках русского языка"...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.

Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. Задача учителя – сделать её максимально эффективной и не чрезмерно утомительной для ребенка....

Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Ежедневное выполнение работы над ошибками - важнейшее условие формирования и развития орфографической грамотности у обучающихся младших классов. В данной статье говорится о работе над орфографическими...