Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Демирова Надежда Алексеевна

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_goda.rar1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

Ельниковского муниципального района

Республики Мордовия

План – конспект урока

заочная экскурсия «В гости к весне»

для 2 класса

(программа «Школа России»)

Подготовила: Демирова Н.А.

Учитель начальных классов

Тема урока : В гости к весне.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока : заочная экскурсия.

                             

                               

    Цель: познакомить с весенними явлениями в живой и неживой природе.

Задачи:

-выделять признаки живой и неживой природы весной;

-устанавливать связь между живой и неживой природой.

- создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений.

- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

Форма работы:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Планируемые результаты:

Предметные:

- обобщать наблюдения над весенними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий:

- формулировать правила безопасного поведения на улице весной;

- вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике»..

Метапредметные:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- формировать рациональные приемы информационного поиска;

- воспитывать эстетический вкус детей;

- развивать чувство прекрасного;

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД :

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-задавать вопросы:

- строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Необходимое оборудование и материалы:

- презентация Power Point к уроку

- мультимедийный проектор

 - учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, автор Плешаков А.А.

- карточки с заданием для групповой работы;

- аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла “Времена года”;

- аудиозапись с голосами птиц;

- интерактивная доска.

   

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сообщение темы, целей урока

Учитель :

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я начну со сказки-загадки, которую написал Владимир Даль. Внимательно послушайте 

её и догадайтесь, о каких птицах идёт речь

(Слайд 2, 3,4,5)

      Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. 

       Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях  показались цветы.

      Махнул старик годовик ещё раз - и полетела  третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

       Махнул старик-годовик  четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался  частый дождь, залегли туманы.

 - Что это за птицы, ребята ?

Дети:

- Это времена года.

Учитель :

(Слайд 6)

- Правильно, это времена года. Сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию .

 А куда, в какое время года, вы мне скажете, прослушав стихотворение. .(Звучит фрагмент из пьесы П.Чайковского « Времена года «Подснежник» («Апрель»). На фоне музыки учитель читает стихотворения С. Дрожжина «Зима сменяется весною»).

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали.

Солнышко с неба ясней

Луч золотой посылает.

Влажным тёплым подувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользя

Учитель: О чём это стихотворение?

Дети: О весне.

- Как вы догадались, что в стихотворении говориться о весне? Какие признаки весны назвал автор

-Наша задача открыть секреты весны.

1.) Мир неживой природы.  2) Мир живой природы

2. Постановка учебных задач. Работа с учебником.

Откройте с. 86 учебника. Давайте прочитаем, какие же задачи ставит перед нами Муравьишка? Что мы должны узнать? Чему научиться? А еще мы должны уметь наблюдать и сравнивать.

3.Основная часть урока

-Давайте вспомним, сколько месяцев весной?(три).

-   Послушайте загадки о весенних месяцах

1)Дует теплый южный ветер,

            Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

2)Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

3) Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)   

 (дети отгадывают названия месяцев, учитель открывает картинки на доске).

- Ребята, посмотрите на доску. В правильном порядке у меня расположены весенние месяцы?(нет).

- Найдите ошибку и исправьте её. Для этого вам необходимо выполнить задание в рабочей тетради.

1). Выполнение задания в рабочей тетради. (Слайд 7)

   а) задание в рабочей тетради  №2 с. 36.

- Перечислите названия весенних месяцев по порядку (март, апрель, май). Обменяйтесь тетрадями и проверьте, верно ли выполнил задание ваш товарищ. Назовите месяцы по порядку.

(учитель на доске меняет надписи в нужном порядке.

2). Продолжение работы по теме урока. Изменения в неживой природе.

- Как вы думаете,  где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе?

(Ответы детей)

- Весной солнце выше поднимается над горизонтом, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Посмотрите, что происходит со снегом, с почвой ?

Дети:

- Снег тает. Оттаивает почва, стало видно голую землю.

Учитель :  (Слайд 8,9)

- Образуются проталины – участки земли, выглядывающие из–под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, это явление называется оттепель  .

Посмотрите, что происходит с сосульками?

Дети:

- Сосульки тают, капают.

Весна :

-Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называется капель. Кстати, народное название этого месяца – капельник, а тёплые дни в старину называли солнечниками.

Учитель: 

- Ребята, скажите, что происходит весной с водоёмами ?

Дети:

- Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде.

Учитель :

- Это явление получило название «ледоход». Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит? Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах.

Дети :

- Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться.

-Когда река грозит половодьем?

Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет  близлежащие луга, поля, леса.

-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?

-Они могут погибнуть

-Во время половодья особенно страдают зайцы. Им спасение только на суше, поэтому они обречены на гибель, если не успели до неё добраться.

-Итак, мы выделили с вами признаки весны, которые вы наблюдали в природе

Как вы думаете , какой из всех весенних признаков самый главный?

 -Становится  теплее

-Благодаря потеплению происходят все остальные изменения в природе

С потеплением природа  оживает, пробуждается.

-Давайте обобщим, как изменилась погода с приходом весны. (Слайд 10)

  С приходом весны солнце всё выше появляется на горизонте. Дни становятся длиннее. На голубом небе можно увидеть кучевые облака стало немного теплее. Снег становится тёмным и рыхлым и быстро тает. Растаявший снег собирается в ручейки. Почва оттаивает. Реки вышли из берегов и затопили луга. Осадки выпадают в виде дождя и снега. 

3)Изменения в живой природе.

-Что изменилось весной в жизни растений и животных?

                                                                  Растения

-Как вы думаете, ребята, что люди весной называют ласково  «Первая улыбка Весны?»

( предположения учащихся

«Первой улыбкой весны» люди называют первоцветы , раннецветущие растения)

-А как вы полагаете,  почему  их  так назвали?

Они  первыми появляются из земли и цветут очень рано.

(Сообщения учащихся.)

Мать-и-мачеха. (Слайд 11)

Ранней весной, когда ещё веет зимним холодом. На деревьях ещё не появились листочки, а мать-и-мачеха уже цветёт. Интересно, почему это растение так назвали? Если внимательно рассмотреть растение, то можно заметить, что листья у него сверху блестящие, гладкие и холодные, а снизу шероховатые, пушистые и мягкие. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».

Вопрос: За что мать - и мачеха получила такое название?

Из-за листьев - верхняя сторона листа гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя нежная и теплая, как родная мать

Медуница. (Слайд 12)

Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану!

Вопрос: Как вы поняли, какова особенность у этого растения?

Меняет окраску: цветки бывают разного цвета - розового, синего, фиолетового

Хохлатка. (Слайд 13)

Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу - под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы - собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь - растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.

---Что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?

А вы как думаете?

( предположения детей)  

-Ребята, вопрос был один? А почему ответов несколько?

Потому что мы  пока этого не знаем

Давайте представим, что мы научные работники и поищем ответ  в научной статье.

4). Работа в группе

Исследуйте статью, обсудите и подчеркните ответ на вопрос:

Первоцветы - это первые цветы, которые появляются  после холодной зимы. Они вырастают быстро. Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше   могучих деревьев  и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую  луковичку. Эта  «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.

Что же является источником силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше   могучих деревьев  и кустарников?

Ответ: Маленькая луковичка - подземная кладовая, которую растение наполняет за весну и лето и позволяет пробуждаться так рано.

(Слайд 14)

    Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.

Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.

А ведь так не сложно сберечь  весеннюю красоту ….

- Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения?

Не рвать цветы, а только любоваться !  (Слайд 15)

4. Физминутка (проводит ученик)  (слайд 16)

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – руки сложили назад.

   Ребята, оказывается, ранней весной цветут не только подснежники, но некоторые деревья, а вот какие вы узнаете, послушав стихотворение.  (Слайд 17)

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке,

И сережки распустились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Просветлели их стволы.

На орешнике сережки

Были видны издали

Набухают соком почки,

Скоро весь растает снег.

И зелёные листочки

Молодой украсят лес

Учитель: О каких растениях говорится в прочитанном мною стихотворении?

Дети: Об ольхе, орешнике, осине, иве.

Учитель: А что говорится об этих растениях?

Дети: У них распустились серёжки.

Учитель: Мы с вами проведём маленькую исследовательскую работу: найдём на веточках, которые перед вами, очень интересные цветочки.

Из деревьев, веточки которых перед вами, какое зацветает первым ? Не знаете? Отгадайте загадку, и вы найдёте ответ.

Есть сережки, да не девчонка,    

Есть шишки, да не сосенка.

Учитель: Покажите веточку этого дерева. Не забудьте, в стихотворении упоминаются шишечки. Молодцы.

Дети: Это ольха.    (Слайд 18)

Учитель: Это очень интересное дерево. Его называют «Коралловым» деревом, потому что на корнях у него имеются наросты, как кораллы, это как бы маленькие «фабрики», которые вырабатывают азотные удобрения. У ольхи древесина оранжевого цвета, а листочки осенью выпадают зелёными, не окрашиваются. У ольхи есть ещё интересная особенность: необычные почки на подставочках. Мало кто обращал на это внимание, а вы будете знать. Поэтому признаку ольху можно определить зимой.

     Давайте рассмотрим цветочки ольхи. Рано весной на ольхе появляются сережки. Это мужские соцветия. В одной сережке до трёхсот цветков. Найдите их на ветке. (Дети рассматривают). Женские цветочки незаметные. Они имеют вид рисового зёрнышка тёмно-малиновой окраски. Найдите их на веточке. На них попадает из сережки пыльца, и к осени развиваются шишечки, в которых созревают семена. Семена очень мелкие: двести штук семян весят один грамм.

                                                            Птицы

5). Работа с учебником.

- Прочитайте текст на стр. 89 и докажите, что весна вносит свои изменения и в жизнь  птиц.

1. Звонко запели синицы, зачирикали воробьи.

2.Возвращаются в родные края перелетные птицы.

3.Почти все птицы начали строить гнёзда, чтобы вывести птенцов.

- Узнайте перелетных птиц, которые прилетели на нашу полянку.

Кто  же из птиц прилетает раньше всех?

Всех перелётных птиц черней,         (Слайд 19)

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица… Грач

А кто прилетает сразу после грача?

Он прилетает каждый год          (Слайд 20)

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.   Скворец  

Он размером с воробья,       (Слайд 21)

С буро-красной грудкой,

Трель не хуже соловья

Выдаёт малютка!        Зяблик 

Свое гнездо он в поле вьет,    (Слайд 22)

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения!      Жаворонок

Пробегает по дорожке                  (Слайд 23)
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка -….
 Трясогузка


Я проворна, легкокрыла,                            (Слайд 24)
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.  
Ласточка

- Птицы прилетели и запели свои красивые песни. Давайте и мы свами послушаем. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на лесной полянке. (Звучит фонограмма с голосами птиц). (Слайд 25)

-Как встречают весну звери? (слайд 26,27,28,29)

- Просыпаются от зимней спячки медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют.

-Весной животных нужно охранять особенно тщательно, так как они заняты заботой о потомстве.

-Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?

- Не тревожить птиц на гнёздах, развесить скворечники. Не разорять гнёзда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнёздах

5.Итог урока.

-Наша экскурсия подошла к концу. Чем она вам запомнилась ?

- Какие признаки весны мы с вами перечисляли ?

- Какие правила защиты природы  называли ?

6.Рефлексия

- Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя. На какой вопрос хотели найти ответ.

- Оценить вам свою работу помогут смайлики. Оцените свою деятельность на уроке на лестнице успеха.

- Многие поставили себя на верхнюю ступень. Значит, у них всё получилось.

- Некоторые поставили на среднюю ступеньку

7.Выберите д/з к следующему уроку:    (на карточках) (Слайд 30)

1.Рабочая тетрадь стр.56-57

2.Оформи плакат в защиту первоцветов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру 2 класс

Контрольно - измерительные материал по окружающему миру 2 класс по программе Плешакова...

Материалы для проведения промежуточной аттестации по окружающему миру 2 класс

Тестовая работа по окружающему миру 2 класс.                                        1 вариант1...

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга качества образования по окружающему миру (тест) обучающихся 2 класса за I полугодие.

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга качества образования по окружающему миру (тест) обучающихся 2 класса за I полугодие (УМК "Школа России")...

Рабочие материалы учителя по окружающему миру 4 класс. УМК "Школа России".

Рабочие материалы составлены в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование содержит характеристику деятельности учащихся....

Материалы для проведения промежуточной аттестации по окружающему миру 2 класс

Материалы для проведения промежуточной аттестации по окружающему миру 2 класс...

Контрольно- измерительные материалы по окружающему миру. 4 класс. Перспектива. 1 полугодие

Проверочные работы по окружающему миру к разделам: "Мы-граждане единого Отечества", "По родным просторам"....