Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период первоклассников.
статья (1 класс) на тему

Ризванова Раушания Рамильевна

Сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. Это определяется резким понижением уровня здоровья детей школьного возраста, что подтверждается многочисленными исследованиями.

Использование здоровьесберегающих технологий - работа не одного года, результаты ее видны не сразу, тем не менее необходимость такой работы очевидна и требует продолжения и усовершенствования с ростом и взрослением детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc943 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период первоклассников.

Р.Р.Ризванова, г.Когалым  МБОУ«СОШ №10»

                                                           

Сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. Это определяется резким понижением уровня здоровья детей школьного возраста, что подтверждается многочисленными исследованиями. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.

Одна из самых частных патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. В результате в современной концепции модернизации системы образования появился новый раздел «образование и здоровье», где впервые ребенок рассмотрен не как «объект педагогического воздействия», а как живой, еще не сформировавшийся человек, страдающий от перегрузок, стресса, стандартного подхода больше, чем взрослый. Стратегической целью образования, ориентированного на здоровьесбережение подрастающего поколения, считается формирование культуры здоровья, а одной из главных задач – воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье, в здоровом образе жизни, что позволит им осознать здоровье как высшую ценность смысла человеческого бытия, ответственность за его сохранение и развитие, без которых каждая человеческая индивидуальность просто не может состояться и реализоваться. Не зря известный физиолог В.Я. Данилевский отмечал: «Культурность населения понижает смертность и заболеваемость, удлиняет продолжительность жизни…» даже вопреки недостаточной материальной обеспеченности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основополагающими приоритетами для педагогики оздоровления являются:

  1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
  2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Мотивы познавательного характера с которыми дети пришли в школу, имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают ребенку быстрее осваивать то, что ему интересно. К концу первого года обучения большинство детей начинают говорить о своем нежелании ходить в школу. Поэтому не случайно целью своей работы ставлю формирование развития устойчивого интереса к «стране знаний». И здоровье учащихся играет здесь не последнюю роль. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению я использую различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод. Средства выбираю в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для бодрости); самомассаж; тематические праздники здоровья.

Паспортный возраст ребенка не всегда конгруэнтен уровню его биологического развития, физической подготовленности. При поступлении в школу в шестилетнем возрасте у 39% детей выявляется отставание биологического возраста от паспортного. 6-ти и 7-летний возраст отнюдь не свидетельствует о психологической зрелости и готовности организма ребенка к обучению в школе. Это говорит о необходимости более внимательного отношения к детям с различными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии. 90 % от общего числа детей со слабой работоспособностью очень пассивны на уроках: редко отвечают на вопросы, часто не справляются с различными заданиями, быстро устают. У них отсутствует интерес к учению, к конкретным заданиям, которые требуют умственного напряжения. С целью повышения уровня учебно-познавательного процесса необходимо постоянно изменять условия организации младших школьников на уроках, проводить физкультминутки, а в содержание учебного материала больше вносить игровых ситуаций.

Физиологическим возможностям организма для учащихся 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. В таком случае на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных предметов. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребенка.

При составлении расписания уроков предметы, требующие большого умственного напряжения, ставлю первыми и вторыми. Эффективно использовать чередование сложных и простых предметов в течение учебного дня.

Идея педагогики оздоровления подводит к широкому использованию урока-экскурсии. Эффективность проведения урока-экскурсии заложена в том, что учащиеся общаются с природой, могут наблюдать изменения в жизни окружающего мира более целенаправленно, чем при других обстоятельствах. Необычность данного типа урока повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.

http://oo2.mail.yandex.net/static/90524c761d224f95a766e767e57704ee/tmpvuqiQR_html_2c5a1c2a.png

http://oo2.mail.yandex.net/static/90524c761d224f95a766e767e57704ee/tmpvuqiQR_html_m32eecc6.png

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Правила личной гигиены просты, легко выполнимы, однако чтобы они стали привычкой каждого младшего школьника, необходимо обучать и закреплять их повседневно не только в школе, но и дома. Крайне важно приучить школьников тщательно мыть руки. Для этого в классе в уголке здоровья висят правила мытья рук.

С первых дней пребывания детей в школе стараюсь обучить их простейшим приемам самостоятельного ухода за одеждой и обувью.

Школа является для детей наглядным примером гигиенического содержания помещения. Для того, чтобы ученики постоянно дышали свежим и чистым воздухом, важно соблюдать режим проветривания класса. К регулярному проветриванию класса привлекаю дежурных.

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляции крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос.

В целях сохранения и укрепления здоровья настойчиво вырабатываю привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников, поэтому стараюсь добиться автоматизма правильной посадки, которая должна стать для школьника максимально удобной и правильной.

Рассаживая учащихся, принимаю во внимание состояние их здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям.

Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата.

Для предупреждения развития близорукости, для коррекции зрения учащихся во время уроков провожу игры и упражнения.

Травматизм у учащихся – явление, несовместимое с оздоровительными целями педагогики здоровьесбережения. Он отрицательно сказывается на здоровье учащихся, на результатах учебной деятельности. Травмы школьников на уроках труда чаще всего происходят из-за нарушения учащимися школьной дисциплины, неумелого и небрежного обращения с колющими и режущими инструментами: ножницами, ножами, карандашами, спицами и т.д. С первых уроков труда учу детей правильно пользоваться рабочими инструментами, соблюдать правила рабочего человека. Для правильного физического развития организма и отдыха детей во время перемен организовываем подвижные игры, учим правильно вести себя во время игр. Внушаю детям, что даже малейшее проявление беспечности и недисциплинированности на улице нарушает порядок, затрудняет сложную, требующую большого нервного напряжения работу водителей транспорта, угрожает здоровью и жизни не только самих учащихся, но и окружающих.

Использование здоровьесберегающих технологий не ограничивается рамками учебного процесса. Естественно это находит продолжение в различных внеклассных мероприятия: викторинах, соревнованиях.

Безусловно все это требует постоянной поддержки родителей. В связи с этим родителям предлагаются беседы, лекции, памятки. Они привлекаются к проведению внеклассных мероприятий.

В результате постоянного использования перечисленных приемов и методов можно констатировать следующее:

- результаты медицинских исследований показывают, что показатели остроты зрения у детей не ухудшаются, а остаются стабильными, что в наших природных условиях и условиях высокой нагрузки в школе, являются хорошим показателем;

- применение разнообразных видов уроков, снятие напряжения с помощью физминуток и других приемов повышения работоспособности приводит к повышению мотивации у первоклассников;

- кропотливая совместная работа с родителями приводит к формированию устойчивых навыков личной гигиены;

- отсутствие серьезных травм у детей не только в школе, но и вне ее является результатом правильной организации учебного процесса и регулярного повторения правил безопасности;

- использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Использование здоровьесберегающих технологий - работа не одного года, результаты ее видны не сразу, тем не менее необходимость такой работы очевидна и требует продолжения и усовершенствования с ростом и взрослением детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Организация адаптационного периода первоклассников

Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...

Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период первоклассников

Презентация к выступлению по обобщению опыта "Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период первоклассников"...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 1 КЛАССЕ

Данный материал  будет полезен учителям начальных классов. Эта статья знакомит с методами и приёмами здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах для успешной адаптации школьников...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...