Активизация и развитие познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики с применением современных педагогических технологий
статья ( класс) на тему

Алексеева Екатерина Николаевна

«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. » (Б. Паскаль)

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация и развитие познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики с применением современных педагогических технологий

Алексеева Е.Н.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. » (Б. Паскаль)

В связи с модернизацией современного школьного образования в России разработан проект государственного образовательного стандарта, в котором новый подход к обучению математике определён как системно - деятельностный, предусматривающий, что в случае его реализации, обновлённое содержание будет основой для формирования компетенций учащихся, а процесс освоения содержания будет носить деятельностный характер. Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.  Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое

Источники активизации и  развития познавательного интереса в процессе обучения математике:

 -          содержание уроков;

 -          внеклассные занятия;

 -          применением ИКТ - технологий;

 -          взаимосвязи форм обучения математике.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее:
• формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов;
• развитие внимания и памяти;
• формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
• развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
• формирование общеучебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий). Объективную основу феномена «познавательный интерес» составляет содержание учебного предмета на уроках, факультативах и во внеклассной работе. Развитие интереса содержанием осуществляется с помощью стимулов. Под стимулом понимается объективный побудитель интереса.

По результатам последних исследований система стимулов такова: новизна учебного материала, обновление уже усвоенных знаний, привлечение исторических сведений, связь с современными достижениями науки, в т. ч. ИКТ - технологий, практическая значимость знаний, межпредметные, внутрипредметные связи и занимательность содержания.

С этой целью на уроках математики применяются разнообразные приемы и методы работы. Неотъемлемой частью каждого урока является устный счет. Устные упражнения способствуют закреплению знакомого материала и подготовке к изучению нового, они подбираются по уровню сложности: менее сложные (где принимает участие большая часть класса), средней степени сложности, задания повышенной сложности на находчивость и сообразительность учащихся. В создании интереса к учению большое значение имеют задачи-смекалки, арифметические и геометрические головоломки, задачи со сказочным сюжетом, а также задачи в стихах. Такие задания позволяют без особых усилий сконцентрировать внимание учащихся, включить весь класс в работу:

  • “Исключи лишнее”;
  • Назови число в правом верхнем углу;
  • Прочти число, записанное зеленым цветом;
  • Продолжи цепочку(из геометрических фигур, букв);

  • Собери “математические бусы” (установить закономерность, по которой записаны числа):

...15,20,25,...,
....9, 18,27

  • Найди различия.

При формировании вычислительных навыков используются:

  • Математическое лото.

На карточках записаны результаты таблицы умножения. Классу демонстрируются карточки с выражением, например, 6x4, а учащиеся закрывают квадратами на своих таблицах ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Причем, карточки и фишки дети изготавливают сами. Работа с лото усиливает стремление учащихся быстрее выучить таблицу умножения.

  • “Счет по цепочке”.

  • “Соедини верно”. Такие игры используются на все арифметические действия.

  • Найти последнее число, если первое:

число 18 – ответ 16
число 24 – ответ 72

  • “Молчанка” – ученикам предлагается выполнять действия самостоятельно, а ответы показывать с помощью сигнальных карточек.

При проведении этих игр используются разработанные наглядные пособия. Это привлекает внимание учащихся к предъявленным играм, пробуждает интерес, а, следовательно, и активизирует их познавательную деятельность.

  • “Найди на ощупь” или “Чудесный мешок”. Из мешка взять геометрическую фигуру, на ощупь определить, назвать ее признаки.
     
  • Зрительный диктант. Набор геометрических фигур в конверте. На наборном полотне расставляются фигуры. Дети воспроизводят и по трафаретам обводят в тетрадях, соблюдая последовательность расположения фигур и их положение.
     
  • Слуховой диктант. У учащихся трафареты геометрических фигур. Называются фигуры, учащиеся обводят данные фигуры в той последовательности, как они были названы.

Одним из проявлений активной творческой работы является составление задач по краткой записи с использованием данных из жизненных и школьных ситуаций. Например:

“Сколько детей сидело за праздничным столом,
если после праздника на клеенке осталось 24 дырки
и известно, что на каждой вилке 4 зубца?”

После решения задачи дети делают вывод, как себя правильно вести за столом.

Подбор заданий для самостоятельной работы с определенным видом помощи (готовым, частичным решением, иллюстрацией) делает работу учащихся более управляемой. Применение данных методов и приемов, правильно учитывающих возможности каждого ребенка, способствует их действительной активизации, стимулирует внимание, слух, мышление, волю к преодолению трудностей, способствует правильному развитию возможностей каждого ученика, поддерживает интерес к учению.

дним из эффективных средств развития интереса, также является дидактическая игра, так как дидактическая игра, игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
Используя приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствую активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, призыв к действию, например: «Кто быстрей», «Не зевать! Кто верней!» и т.д. Наглядно на уроке соревнование двух команд с призывом, кто быстрее и правильно решит примеры (примеры на сравнение).
Огромные возможности представляют различные виды упражнений в виде игры. Значение игры трудно переоценить. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения без перехода через десяток, использую игру "Поймай рыбку". На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из примеров: 10+3, 15 - 5 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, ученики сверяют ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. 0н считается лучшим рыбаком в данной игре. Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 использую игру "Самый быстрый почтальон", Дидактическая игра «Составь букет», Дидактическая игра «Круговые примеры».
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу, внести в урок элементы соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более чёткими, собранными, быстрыми.

Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др. В игру задания превращает их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.

Математические уроки сказкиНа уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.
Сказки при изучении математики можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы.
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.

Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях также значительно повышает активность и познавательный интерес учащихся с ОВЗ. Применение ИКТ не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c ОВЗ– это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков с учетом последних технологий в педагогике. Что требует компетентности от учителя, творческого подхода, а также знания уровня развития общих способностей детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

Развитие речи учащихся с применением современных педагогических технологий

В работе описан опыт работы по трём направлениям: работа над словом, над словосочетанием и предложением, над связной речью.Рассмотрены различные методики и приёмы работы по развитию речи, которые спос...

Педагогический проект Развитие познавательного интереса учащихся по окружающему миру

Педагогический проект Развитие познавательного интереса учащихся  по окружающему миру Автор проекта: Чмыхало Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 г.Томска   Обосновани...

Педагогический проект Развитие познавательного интереса учащихся по окружающему миру

Мой педагогический опыт подсказывает, что метод проблемного обучения является эффективным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках окружающего мира. Изучение курса «Окружаю...

Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"

АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение  эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...

Презентация «Применение современных педагогических технологий на уроке по ФГОС для достижения нового качества знаний учащихся».

В данной презентации содержатся главные аспекты темы, которая была подготовлена для школьного методического дня....

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...