Рекомендации по улучшению техники чтения
учебно-методический материал ( класс) на тему

Василенко Наталья Александровна

 Приведённый материал подскажет как работать над совершенствованием техники чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по улучшению техники чтения.

     Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.
    Основы методики чтения заложены в трудах К.Д. Ушинского. Он стремился соединить с чтением сообщение детям разнообразных элементарных знаний и ввёл в свои книги «Родное слово» много статей общеобразовательного содержания.
    Методической системе Ушинского был чужд какой-либо шаблон, схематичность. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями.
    Многообразные задачи уроков чтения наиболее успешно решались комплексно в системе предмета «Русский язык», который всегда считался главным, центральным предметом в начальной школе. Вопросы образования, воспитания и развития в этом предмете решались на основе взаимосвязи трёх сторон этого учебного предмета: развития речи, усвоения грамматики и правописания, изучения произведений народной словесности и литературы.
   Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное овладение сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической системе.
   Через слово Ушинский вводил ребёнка в область духовной жизни народа. Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей естественно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той - же среды - отечественного языка.
     Методическая система Ушинского разрабатывалась и совершенствовалась его последователями: В.И. Водовозовым, В.Я. Стоюниным, Н.Ф. Букановым. В.П. Вахтеровым, Д.И. Тихомировым.
    Тихомиров дал конкретные указания к разбору прочитанных статей, изложил методику работы над выработкой навыка сознательного чтения. Придавая большое значение развитию логического мышления, он описал последовательность работы над предложениями, частями произведений и над выяснением его идеи, разработал приёмы составления плана, впервые высказал мысль об обобщающих уроках.
   В.Л. Стоюнин считал недопустимым, что ученика беспрестанно останавливают и требуют от него объяснения каждой фразы по известным вопросам. Целью чтения он считал создание «полного образа», что возможно только при целостном восприятии содержания через выразительное чтение.
   Обобщение и систематизация методов занятий по чтению даётся в статьях В.Г. Горецкого, который уделяет много внимания вопросам дифференцированного подхода к урокам в зависимости от содержания и жанровых особенностей произведения. М.И. Оморокова в ряде пособий и статей успешно разработала научные основы и конкретные приёмы обогащения словаря и развития навыков связной речи учащихся на уроках чтения, а также принципы организации уроков чтения.
    Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках грамоте учится читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения, чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя значительно шире: сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» чтение.
    В последние годы уроки чтения претерпевают значительные изменения в связи с тем, что появились вариативные программы и учебники. Учителя получили возможность создавать свои варианты программ и учебников с учётом особенностей детей своего класса.
    Из опыта работы учителя.
   
Как я работаю над техникой чтения?
     Во-первых, в тексте тщательно отбираю слова, которые требуют пояснения. Если незнакомых слов много, то обязательно включаю их в беседу, подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значения слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, так как изменился быт людей. С каким трудом берут на вооружение для нас, кажется, очень простые слова, к примеру, « пахать», «боронить», ведь кроме дороги от дома к школе и обратно, да разных поездок куда-то, многие дети почти ничего не видят. А сколько слов надо усвоить, чтобы потом употреблять их в своей речи! Если чтение заменять другими уроками и задавать на дом читать самостоятельно, то ни техники хорошей при чтении, ни скорректированной устной и письменной речи не будет. Поэтому красной нитью в обучении должна проходить коррекция устной, а потом и письменной речи. И это должно идти с 1 по 11 классы.
   
Как отрабатывается техника чтения в первом классе?
    Мы с учениками читаем всегда хором, как бы пропевая, т. е. сливая слоги. Читаем по нескольку раз страничку букваря. Сначала читаем очень медленно, где-то 3-4 раза. Потом чуть-чуть побыстрее, но всё равно медленно, а после ещё быстрее.
    Если каждый день на уроке заниматься по 25 минут только чтением , то задача достижения хорошего уровня чтения успешно решается.
    После того как проходит букварный период и начинаются занятия по книгам для чтения, несколько видоизменяется работа над техникой чтения. К столу учителя я детей не вызываю. Когда они читают вслух, я всё время хожу около парт и смотрю, все ли следят пальчиком при чтении, наклоняюсь и прислушиваюсь к чтению нужного мне ученика.
     Работаю не только над правильностью и темпом чтения, но и стараюсь отрабатывать эмоциональность чтения, соблюдение паузы при знаках препинания. Чтобы в голосе был слышен вопрос, приказ, испуг, радость. И сижу с детьми над одним предложением порой 1 мин., 3 мин., пока не добьюсь нужной интонации. Никогда ничем не заменяю внеклассное чтение. Много читаю детям сама.
    Диктанты я тоже читаю выразительно, эмоционально. Над чем бы ни работали: упражнение, задача, текст учебника по природоведению, - читаем все вместе, и печатный текст, и письменный. Благодаря такому подходу дети почти не делают ошибок и в письменных работах.
    Итог о работе над техникой чтения:
) в детях надо пробуждать любовь к чтению;
) следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать;
) первый раз читать тексты должен только учитель: он передаёт текст грамотно, эмоционально;
) на уроке нужно заниматься собственно чтением не менее 25 мин, включая фонетические зарядки в 1 классе;
) не надо торопить детей при чтении, нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика;
) в 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом;
) домашние задания по чтению должны быть с творческим уклоном: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорку, среди своих книг найти книгу по теме урока;
) важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Скребицкого, Сладкова, Чарушина, Акимушкина), причём предупредить их, чтобы читали по одному рассказу, каким бы маленьким он ни был. Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать признаки предметов, составлять задачи по математике ит.д.;
) нельзя заменять чтение уроками математики, русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам;
) на уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы;
) начиная со второго полугодия 1 класса, урок я начинаю со свободного чтения, дети берут книги из классной библиотеки и читают;
) каждый месяц я провожу своеобразный предпрактикум с родителями. За парту садятся мама и её ребёнок. Я объясняю, как дети должны читать по букварю;
) во 2 и 3 классах я прошу, чтобы родители читали детям книги или статьи из журналов, газет, энциклопедий где-то по 20-30 мин каждый день;
) нельзя задавать на дом большие тексты, дома надо читать то, что было отработано на уроках; нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов, полная работа над которыми требует больших затрат времени;
) всегда работайте творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами;
) чаще надо проводить выборочное чтение;
) даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом, колоннами, рядами, парами, по одному;
) в 3 кл. опрос по чтению лучше проводить после того, как что-то прочитано хором всем классом;
) начиная с 1 кл., провожу выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему;
) даже в 3 кл. на уроке чтения лежат книги, прочитанные в 1 и 2 кл. Проходим, например, тему «Осень» - читаем произведения по книгам 1 и 2 кл., а потом читаем по учебнику 3 кл.;
    Делится своими находками, которые помогли ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.
    Она говорит, что механизм чтения вслух сложный. В этом процессе принимают участие мышление, речь, восприятие фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы :уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова, развитость антиципации. Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению учёных, темп чтения увеличивается на 50-100%. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде всего, развитость рече-двигательного аппарата и его возможности. Поэтому урок чтения начинает с подготовки речевого аппарата ребёнка. Во время разминки включает упражнения на правильное произношение звуков, на отработку дикции, развитие голосового аппарата, темпа речи. При этом уделяется большое внимание работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
+ Чтение шёпотом и медленно.
+Чтение тихо и умеренно.
+Чтение громко и уверенно.
Использует игры на звукоподражание, игру «Курочка с цыплятами», игру «Дупло».
    Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использует нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения. Динамическое чтение - это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами.
    Работая над текстом на уроках чтения, использует следующие упражнения: чтение «эхо», чтение «канон», чтение «спринт», чтение «разведка», чтение со счётом слов.
    Наряду с основными упражнениями использует и другие: упражнение «финиш», чтение с речевыми помехами, чтение с простукиванием ритма, чтение со звуковыми помехами.
    Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Помогает в этом методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использует следующие приёмы: чтение за диктором, чтение в парах, чтение с убыстрением темпа, жужжащее чтение, ежедневные минутки чтения, самозамер скорости чтения.
   Все задания многофункциональны. Они не только развивают правильность, осознанность, скорость, выразительность чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребёнка самостоятельно формулировать задания.
    Очевидно, что овладение чтением - процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение - навык общеучебный.
     Решая проблемы формирования и развития навыка чтения в начальной школе, каждый учитель стремится к тому, чтобы процесс чтения был для учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило бы им искреннюю радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по улучшению техники чтения в начальной школе

В работе используются упражнения по улучшению техники чтения. Образцы упражнений по учебникам "Литературное чтение"  программа "Школа 2100"....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

В работе представлена система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения.Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения....

Упражнения для улучшения техники чтения.

Советы родителям по улучшению техники чтения....

Улучшение техники чтения в начальных классах.

Работа учителя по улучшению техники чтения в начальных классах....

Рекомендации родителям по улучшению техники чтения

Рекомендации  родителям по улучшению техники чтения...

Упражнения для улучшения техники чтения. Рекомендация для родителей.

Рекомендация для родителей для улучшения техники чтения детей....

конспект +презентация родительского собрания рекомендации по улучшению техники чтения

конспект +презентация родительского собрания рекомендации по улучшению техники чтения...