Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ через формирование эмоционально-личностной сферы
статья ( класс) на тему

Киктева Татьяна Николаевна

В статье показаны этапы работы по формированию эмоционально-личностной сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание детей с ОВЗ
через формирование эмоционально - личностной сферы

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности.

Как воспитать ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении? Несомненно, этот вопрос волнует всех педагогов. Не всегда дети могут легко наладить общение, ведь способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей.

Формирование личности начинается с детства. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

        Информацию о моральных нормах ребенок получает не только в детском саду, но и  в процессе участия в разнообразных видах деятельности, общении со сверстниками и взрослыми, из телепередач, книг, журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Незрелость эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ определяет своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. Следовательно, страдает сфера коммуникации.

Чтобы наши дети  ни сейчас, ни в дальнейшем не оказались в конфликтной ситуации, мы решили разработать познавательно – игровой проект « Радуга общения».

Целью нашей работы было создание условий для расширения эффективного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми и формирования морально – этических чувств, культуры речи.

В процессе реализации игрового проекта происходит интеграция образовательных областей.

Формами работы направленными  на реализацию этих задач являются: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения, моделирование и анализ заданных ситуаций, творческие игры, праздники – сюрпризы.

Работа ведется по тематическим блокам «Волшебные слова», «Давайте жить дружно», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Настроение».

Тематический блок «Азбука вежливости».

Мини - проект « Волшебные слова».

Основными задачами являются: систематизация и обобщение правил доброго, вежливого поведения и общения с окружающими, умение правильно, вежливо поступать в разных ситуациях.

В рамках мини-проекта мы провели праздник – сюрприз «Путешествие в страну приветствий».

Хозяйкой праздника была Фея Вежливости.

Были проведены игры с детьми и родителями: «Здравствуйте, ладошки», «Давайте поздороваемся»

Была показана сказка «Как волчонок и зайчонок учились быть вежливыми».

Дети познакомились с разными формами приветствий. Так приветствуют друг друга в Латинской Америке, Индии, Японии.

Есть разные формы приветствий – объятия, рукопожатие, знак внимания.

Военные, приветствуя друг друга, отдают честь.

В конце праздника была выполнена коллективная работа «Азбука вежливых ладошек».

Тематический блок «Давайте жить дружно»

Мини – проект «Учимся дружить».

Задачи:

 1. Формировать ценностные представления о дружеских взаимоотношениях между людьми, умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками.

2. Формировать умение участвовать в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения со сверстниками.

3. Формировать представление о себе как члене группы детского сада.

В ходе работы над мини-проектом «Учимся дружить» детьми была выполнена коллективная работа «Цветик - семицветик».

А также проводились сюжетно-ролевые игры «Путешествие с друзьями», «Когда мои друзья со мной» и спортивная игра «Эстафета дружбы». Но работа над этим блоком еще будет продолжаться.

Тематический блок «Настроение».

Мини – проект «Поделись улыбкою своей».

Задачами данного проекта являются: создание эмоционально приятной атмосферы в группе, развитие навыков позитивного социального поведения, обучение разным способам выражения эмоций и развитие умения понимать состояние другого.

В процессе работы мы организовали «Праздник улыбки», где

С детьми провели игры «Я дарю тебе свою улыбку», «Повернись и улыбнись».

Праздник закончился веселым танцем «Поделись улыбкою своей».

Тематический блок «Что такое хорошо и что такое плохо».

Мини – проект «Наши добрые дела».

Задачами данного проекта являются: ознакомление детей с возможными вариантами хороших и плохих поступков, формирование умения давать им оценку, воспитание потребности проявлять доброту и предупредительность к окружающим, и другие гуманные чувства, развитие коммуникативных навыков.

В рамках мини-проекта «Наши добрые дела» дети кормили птиц, ухаживали за цветами, убирали свой участок.

После знакомства с книгой «Цветик – семицветик» ребята составили цветик добрых дел.

В процессе специально организованной коррекционно – логопедической работы у детей дошкольного возраста с ОВЗ  развиваются коммуникативные способности, направленные на преодоление речевого недоразвития и их социальную адаптацию. У детей формируются навыки культуры общения и культуры речи. Таким образом, методические приёмы, используемые для обучения детей, оказались приемлемыми и эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру"

дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"

Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....

Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"

Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников

Духовно-нравственное воспитание-непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь....

Театр - в группе продленного дня и его роль в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации детей.

В статье идет речь о привлечении детей во внеурочную деятельность в часы работы группы продленного дня. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Развитие умения участвовать в коллективном твор...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через сказку"

В докладе раскрывается роль русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников....