Современные образовательные технологии
методическая разработка по теме

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos -наука, закон. Дословно «технология» -наука о мастерстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos -наука, закон. Дословно «технология» -наука о мастерстве.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в

учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Существует  широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны,

взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает

возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать

учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения основывается на теоретических

положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных

занятий, которая предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение

профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие

мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН,

усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных

и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации

– проблемной, поэтому требует адекватного конструирования

дидактического содержания материала, который должен быть представлен

как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные методы –это методы, основанные на создании

проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся,

состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации

знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

 современной теории проблемного обучения различают два вида

проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается

деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного

процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не

слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень

усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же

учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность

каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных  особенностей личности

каждого учащегося. Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году.

Технология проектного обучения

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном

методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России

он получил широкое распространение после издания брошюры

В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в

педагогическом процессе» (1925 г.).В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации

выдвигаемых задач– развития ученика.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения –«Все из

жизни, все для жизни».

Цель проектного обучения  состоит в том, чтобы создать условия, при

которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие

знания из разных источников.

Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

краткосрочные (2-6 часов);

среднесрочные (12-15 часов);

долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала,

его анализа и т.д.

Исследовательский метод обучения

« Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только

подражать и копировать». Л.Н.Толстой.

В этимологии слова «исследование» заключено указание на то,

чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей

по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь

заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать

факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках,

требуемых от исследователя.

При исследовательской деятельности определяющим является подход,

а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть

исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании

новых выводов.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках

исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный

опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской

деятельности, активного освоения мира.

По мнению А. Шацкого учебно-исследовательская деятельность

учащихся –это такая форма организации учебно-воспитательной работы,

которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской

задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие

основных этапов, характерных для научного исследования:

постановку проблемы;

ознакомление слитературой по данной проблеме;

овладение методикой исследования;

сбор собственного материала,;

Анализ;

Обобщение;

выводы.

Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и

исследовательской компетентности является творческая деятельность.

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы.

На  уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет

умение комбинировать элементы для решения проблемы. В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся приобретают

определённые качества личности, такие как:

• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно

приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для

решения проблем;

• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в

реальном мире трудности и искать пути рациона

льного их преодоления;

• грамотно работают с информацией;

• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют

работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из

них;

• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Технология использования в обучении игровых методов

Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют

игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой

взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного

сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном

процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые,

компьютерные игры.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее

социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной

педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий

происходит потаким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой

задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную

деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом

.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и

выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует

память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает

внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра -один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Функция игры –ее разнообразная полезность.

Процесс игры –это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Технология обучение в с

отрудничестве

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как

наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Педагогика сотрудничества

- эта одна из технологий личностно –ориентированного обучения, которая основана на принципах:

-взаимозависимость членов группы;

-личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и

успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

-общая оценка работы группы.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения.

Существуют несколько вариантов данного метода обучения.

1 вариант (обучение в команде)

В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху

всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной

работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими

членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим

изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы

сделать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми

знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда

знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении

учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит

от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед

группой проблемы.

2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила

Информационно-коммуникационные технологии

При пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти 10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слыша.

С использованием мультимедиа – ресурсов картина восприятия информации учеником резко меняется. Он усваивает более 80% того, что говорит сам, более 90% того, что делает сам.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

-проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

-обеспечить высокую степень дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;

- повысить объём выполняемой на уроке работы;

-усовершенствовать контроль знаний;

-рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

-организовать виртуальную лабораторную работу, которую нет возможности провести в реальных условиях. Это особенно актуально для учащихся нашей школы, т.к. сам процесс организации надомного обучения затрудняет проведение подобного вида работ, и, кроме того, дети имеют хронические заболевания, не позволяющие им работать с реактивами.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Учитель получает дополнительные возможности для поддержки и направления личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Компьютер является одним из современных средств обучения, обладающим уникальными возможностями. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, дает возможность создавать  виртуальные ситуации всевозможных видов деятельности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественно с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей  и создания благополучного эмоционального фона.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.

“Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – Т.И. Шамова.

Система инновационной оценки "портфолио".

К числу современных образовательных технологий можно отнести и

систему инновационной оценки "портфолио".

Портфолио (в широком смысле этого слова)  —это способ фиксирования,

накопления и  оценки индивидуальных достижений школьника

в определенный период его обучения.

Важная цель портфолио — представить отчёт по процессу образования

обучающегося, увидеть «картину» значимых образовательных результатов,

в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика

в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность

практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и  помогает решать важные педагогические задачи:

·Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности

обучения и самообучения;

· Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)  деятельности учащихся;

. Формировать умение учиться — ставить цели, планировать   и

  организовывать собственную учебную деятельность;

· Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

· Закладывать дополнительные предпосылки в  возможности для успешной

социализации.

      Введение портфолио повышает образовательную активность школьников,

уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать

выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками

более верными  и ответственными.

Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающей педагогики  - обеспечить выпускнику  школы

высокий уровень реального здоровья , вооружив его необходимым

багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового

образа жизни, и воспитаву него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем

образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную

жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем

здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Если философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?" , а

содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии

отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения,

ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие

образовательные технологии можно рассматривать и как качественную

характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат

безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов,

методов педагогической работы, которые дополняют традиционные

технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может

рассматриваться в двух вариантах:

 задача -минимум и задача - оптимум.

Технология модульного обучения

Модульное обучение – это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.

От педагогов требуется не только дать детям прочные знания, сформировать умения и навыки, но и создать условия на учебном занятии для воспитания и развития ребенка. научить их определять цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной учебной деятельности, обеспечить право каждому ученику на индивидуальное развитие, исходя из его природных способностей, склонностей и интересов.

Данные задачи помогает осуществлять технология модульного обучения, разработанная профессором МГПУ П. И. Третьяковым.

Чтобы использовать модульное обучение, составить правильно модульный урок, учителю нужно знать и уметь:

  1. Научиться выводить совместно с учениками целеполагание и тему урока.
  2. Знать дидактирование задачи каждого этапа модуля урока.
  3. Умело отбирать содержание учебного материала.
  4. Научиться определять зону актуального и ближайшего развития ученика.
  5. Определять обученность по итогам контрольных работ (КР), тестов, тематического учета знаний (ТУЗ).
  6. Составлять развивающие и обучающие модульные карточки.
  7. Научиться составлять диагностические тесты.
  8. Научиться моделировать и проектировать деятельность учащихся на репродуктивном, конструктивном, творческом уровнях.
  9. Четко знать по теме урока знания и формируемые умения на 3-х уровнях.
  10. Знать логику усвоения процесса знаний учащихся (восприятие, осмысление, запоминание, понимание, применение по образцу, применение в измененной ситуации.
  11. Хорошо знать технологию и структуру модульного учебного занятия.(УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний; УЗ закрепления знаний; УЗ обобщения и систематизации знаний; УЗ комплексного применения знаний; УЗ проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся, рефлексия деятельности).
  12. Хорошо знать каждый этап урока (цель, содержание учебного материала, выполнение учащимися, вид проверки, итог, рефлексия).

Работа над использованием технологий модульного обучения плотно связана с использованием методик КСО и, практически, без них невозможна, а так же тесно связана с развивающим обучением.

Польза такого обучения огромна, т.к. дети пропускают все этапы урока через (самосознание, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация, саморегуляция), и на уроке преобладает доминирующая роль ученика. Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Технологии развивающего обучения 

Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу.Развивающее обучение:

- учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;

- опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;

- расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;

- направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.

Развитие Л.B. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры. Именно когнитивные структуры развиваются с возрастом в процессе обучения, т.к. это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.B. Занков предложил следующие показатели:

- наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;

- отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

- практические действия - умение создать материальный объект.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Цель:

- формировать теоретическое сознание и мышление;

- передать детям не столько знания, сколько способы умственных действий - СУДы;

- воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания.

Ученые исходят из того, что развивающий характер обучения связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний.

Вывод

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...