Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)
проект по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему

Якунина Лариса Владимировна

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса».

И.С. Тургенев

1.1.Анализ ситуации

Современный мир меняется очень быстро, а вслед за ним меняются и все стороны жизни современного человека. Одной из таких «сторон» является наш язык. К сожалению, как и все остальное, он часто меняется не в лучшую сторону. Поэтому призыв И.С.Тургенева беречь наш язык встает сейчас перед современным обществом особенно остро.

Что же мы видим сегодня?

Речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: активно происходит жаргонизация речи, вытесняя литературные выражения; обедняется словарный запас, речь становится суперлаконичной.

Можно говорить и об обеднении речи: дети затрудняются в подборе синонимов и антонимов, часто на уроках можно услышать лишь такие «ёмкие» характеристики, как «хорошо» и «плохо». А что уж говорить об использовании идиоматических выражений!

В общем, проблемы можно перечислять долго…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_posredstvom_ikt.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса».

И.С. Тургенев

1.1.Анализ ситуации

Современный мир меняется очень быстро, а вслед за ним меняются и все стороны жизни современного человека. Одной из таких «сторон» является наш язык. К сожалению, как и все остальное, он часто меняется не в лучшую сторону. Поэтому призыв И.С.Тургенева беречь наш язык встает сейчас перед современным обществом особенно остро.

Что же мы видим сегодня?

Речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: активно происходит жаргонизация речи, вытесняя литературные выражения; обедняется словарный запас, речь становится суперлаконичной.

Можно говорить и об обеднении речи: дети затрудняются в подборе синонимов и антонимов, часто на уроках можно услышать лишь такие «ёмкие» характеристики, как «хорошо» и «плохо». А что уж говорить об использовании идиоматических выражений!

В общем, проблемы можно перечислять долго…

1.2. Выявление проблемы

Современная действительность требует от человека таких качеств как инициативность, предприимчивость, профессиональная мобильность, умение адаптироваться в современных условиях, умение правильно, грамотно выразить свои мысли. Следовательно, появляется необходимость повышения речевой культуры специалиста.

Возникает проблема: с одной стороны, человек с хорошо развитой речью востребован обществом, с другой стороны, речь современных школьников находится часто на плачевно низком уровне развития.

Следовательно, эту ситуацию надо менять.

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов.

Новый стандарт также требует от учителей уделять развитию речи и навыкам общения пристальное внимание. В разделе «Коммуникативные универсальные учебные действия» планируемых результатов начального общего образования указано, что ученик научится

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Как повысить мотивацию к чтению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить их грамотно и точно выражать собственные мысли? Как научить извлекать информацию из текста?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя.

Заинтересовавшись проблемой развития речи школьников, я пришла к выводу, что продуктивное развитие речи и формирование коммуникативных компетенций возможно только с помощью использования современных образовательных технологий.

Цель проекта: проанализировать успешность работы по развитию речи учащихся на уроках и во внеурочное время на основе использования современных образовательных технологий.

Задачи:

1.Изучить научно - методическую литературу по данному вопросу.

2.Сформировать банк современных образовательных технологий развития речи учащихся начальной школы, эффективных на уроках  во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

3.Организовать учебную деятельность на уроках путем внедрения данных технологий в процесс работы с учащимися.

4.Провести диагностику внедрения СОТ  на уроках и во внеурочной деятельности путем проведения мониторинга.

Продукт проекта: разработка системы рекомендаций учителям начальной школы по развитию речи учащихся  с помощью применения СОТ.

Сроки реализации проекта

2011-2012 уч. год (подготовительный, созидательный этапы);

2012-2014 уч. год (реализационный этап);

2014-2015 уч. год (мониторинговый этап). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Развитие речи – одно из важнейших направлений школьного обучения.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые позволили бы мыслить, а также выражать свои мысли более продуктивно.

Технология развития критического мышления

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в речевом развитии младших школьников, является технология развития критического мышления.

Еще в далеком 2008 году мы побывали на семинаре, посвященном ТРКМ  в  МОУ школе №18. Прослушав лекции и посетив уроки, проведенные с использованием данной технологии, я решила обязательно применять ее в своей работе. Изучив литературу по данному вопросу, я постаралась как можно больше узнать о приемах и применении ТРКМ на уроках.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). 
На первой стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 
3 этап - «Рефлексия» (размышление). 
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. 

На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На фазе вызова это: рассказ - предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается. 
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют стратегия «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. «Работа в группах» - прием, когда ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Прием «Инсерт»- прочитать текст и сделать пометки значками. Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях.( «
» - уже знал, «+» - новое для меня, «-» - думал по другому, «?» - не понял, есть вопросы). 
На этапе проверки первичного восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа. 
На уроках придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как: 
• упражнение «От обратного» -детям предлагаю выполнить следующее задание: Что было бы, если…… 
• упражнение «Синквейн» . 


Технология продуктивного чтения

2011 год – знаменательный для меня год: я брала первый класс по ФГОСам и по новой программе «Школа 2100». На установочном августовском семинаре издательства «Баласс» в 2011 году был показан мастер-класс по работе над литературным произведением с применением технологии продуктивного чтения. Оказывается, применять именно эту технологию рекомендуют авторы программы на уроках литературного чтения и окружающего мира. Знакомясь с этой технологией, я пришла к выводу, что ее приемы созвучны и дополняют ТРКМ, а применение на уроках дает прекрасные результаты.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Я считаю эффективным использование данных технологий на уроках литературного чтения, а также русского языка и окружающего мира.

     Результаты применения данных технологий на уроках  заметны были уже на занятиях в первом классе. Учащиеся охотно идут на общение со сверстниками, активнее включаются в коллективную работу. Адаптационный период проходит безболезненно, снимается тревожность у учащихся, количество детей «изолированных» от коллектива снижается.  Живой обмен мнениями на уроке даёт возможность ученикам пополнить свой словарь. Читательская грамотность, мыслительная деятельность младших школьников повышаются. Уроки становятся эмоциональными, увлекательными.

   Своими наработками я делилась с коллегами на заседаниях методического объединения. Я выступала с докладом «Развитие критического мышления уроках в начальной школе» и «Проектирование уроков с позиции формирования УУД» на педсовете. Были мной даны открытые уроки с использованием технологии критического мышления.

     Использование данных технологий в 1 классе позволило мне к концу года добиться следующих результатов:

- изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе;

- повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся;

- начали формироваться читательские умения;

- повысился уровень речевого развития;

- у детей сформировалось умение высказываться логично, задавать вопросы, работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи.

     В сентябре 2012 года во 2 классе я продолжила работать по данной теме и пополнять методическую копилку.

     Применение данных приёмов на уроках во 2 классе позволило мне получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Ученики не сидят пассивно на уроке, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Работая с текстом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

     Использование данных технологий во 2 классе позволило мне к концу года добиться следующих результатов:

- повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся и речевого развития;

- повысился уровень сформированности знаний, умений и навыков, успеваемости;

- продолжилось развитие умения работать с информацией (систематизировать материал, проводить сравнение, сопоставление, обобщение,  устанавливать причинно-следственные связи);

- продолжилось осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- повысилось познавательное отношение к прочитанному;

- продолжилось положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

- продолжилось развитие умения высказывать свою точку зрения.

     Своим опытом я делилась с коллегами на заседаниях методического объединения. Я выступала с докладом по теме своего проекта, а также по использованию метода проектов в начальной  школе.

     Наблюдая за небольшими, но положительными результатами своей работы по данным технологиям, я в этом учебном годув 3 классе  продолжила работать по данной теме и пополнять методическую копилку.

   

Мониторинг уровня школьной мотивации

Метод проектов

На уроках и во внеурочное время я часто применяю  метод проектов.

Используя проектный метод в своей работе, я заметила, что у учащихся, наряду с познавательными и регулятивными УУД, формируется также ряд коммуникативных умений, а значит, активно развивается речь:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации);

- умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое важное, верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Эти умения необходимо формировать с первых дней ребёнка в школе. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам.

 Учащиеся моего класса были авторами нескольких проектов, как  монопредметных, так и межпредметных. Особенно нам удаются групповые проекты, когда в работе участвует весь класс. Ребята работают в группах, выполняя свою часть работы. Можно отметить проекты по литературному чтению, например, проекты «Баба Яга какая: добрая или злая?», «Читать -это здорово и интересно!», «Как хорошо читать». Эти проекты учащиеся успешно защищали на городских конкурсах, получив бесценный опыт публичных выступлений.

Считаю также очень важным аспектом, что при выполнении проектов дети сотрудничают со взрослыми, в т.ч. со своими родителями, т.к. это укрепляет взаимопонимание между ними и вовлекает родителей в совместную деятельность с детьми. Кроме того, общение со взрослыми и со сверстниками стимулируют формирование коммуникативных умений у детей.

Выявление результативности использования

метода проектов для формирования коммуникативных умений.

 Для выявления эффективности использования метода проектов в классе я решила использовать метод наблюдения.

По результатам наблюдения за учащимися виден значительный прогресс в формировании коммуникативных умений: повысилось количество учащихся, имеющих высокий и средний уровень сформированности коммуникативных умений (умения ставить вопрос, выражать и аргументировать свое мнение и т.д.), количество учащихся, имеющих низкий уровень сформированности коммуникативных умений снизился). (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Результаты исследования развития речи учащихся за 2 года.

Уровень развития

Начало

1 класса

На конец

1 класса

На конец

2 класса

На конец

3 класса

Высокий

10,5%

13,4%

15,2%

Норма

53,8%

57,1%

60,4%

Близкий к норме

18,6%

16,3%

15,3%

Низкий

17,1%

13,2%

9,1%

Вывод: из вышеуказанного следует, что использования ТРКМ, технологии продуктивного чтения, а также метода проектов даёт  положительные результаты. Проведённая работа позволила повысить уровень коммуникативных и речевых умений навыков учащихся, а также их успеваемость.

Проблемы, которые у меня возникли при работе над проектом.

1.К проблемам применения данных технологий можно отнести их трудоемкость: необходимо тщательно продумывать все этапы урока, стимулировать творческую и познавательную деятельность детей, организовывать групповую работу, быть не только учителем, но и консультантом. Но с другой стороны, в современной методической литературе есть множество, которые оказывают большую помощь в работе.

2. С другой стороны, есть проблема, скажем так, гиперопеки родителей, которые говорят, что ребенок сам ничего не может сделать и с удовольствием выполняют работу вместо ученика в полном объеме. С этим тоже приходится бороться.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

1. Продолжать использовать данные технологии на уроках.

2. Вести поиск и разработку новых дидактических материалов, сценариев уроков, диагностик.

3.Продиагностировать учащихся, на выходе из 4-го класса и выяснить успешность применения данных СОТ в практике, сделать корректировку, по применению их в дальнейшей работе.

4. Продолжать делиться опытом работы с учителями начальных классов и предложить им использовать материалы моего проекта при реализации Федерального государственного стандарта второго поколения по формированию у учащихся умения работать с информацией.

Вывод.

Применение технологии «Критическое мышление» на интегрированных уроках:

– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

– способствует самовыражению учащихся, даёт возможность проявить себя, свои творческие способности;

– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

– способствует интеллектуальному развитию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет "Развитие речи учащихся начальной школы"

Из опыта работы: формы, методы и приемы работы над развитием речи учеников. работа над проектом в начальной школы....

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы".

В статье выделены 3 линии в развитии речи, направления в словарной работе, описаны группы упражнений, умения, относящиеся к связной речи, общие задачи учителя и требования к речи учащихся. В практичес...

Применение современных технологий для развития речи учащихся начальной школы

Данная работа включает в себя статью на тему "Применение современных технологий для развития речи учащихся" и презентацию к данной работе....

Упражнения для развития речи учащихся начальной школы

        Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в  планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального обр...

Упражнения по развитию речи учащихся начальной школы

Развитие речи - это большая и сложная область, которая соотносится со школьными предметами русский язык и литература, которые служат задачами развития речи учащихся....

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы с учетом требований ФГОС НОО"

Выступление на окружном семинаре учителей начальных классов...

Оптимизация учебного процесса в начальной школе (на примере использования современных информационных технологий)

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть очень хорошо знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние м...