рабочая программа по ВД 1 класс "Край, в котором я живу"
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа по внеурочной деятельности учебного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;

- с рекомендациями авторской программы А.М.Парамоновой, А.П. Сухваловой, гимназии №6 г. Пятигорска 2010г.

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_v_kotorom_ya_zhivu.docx44.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности учебного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;

- с рекомендациями авторской программы А.М.Парамоновой, А.П. Сухваловой, гимназии №6 г. Пятигорска 2010г.

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся МБОУ «СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов».

1. Цели и задачи

Рабочая программа курса«Край, в котором я живу» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Главной задачей программы является представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Курс «Край, в котором я живу» дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир».

Цель данного курса:

– расширить знания ребёнка о самом себе,

- дополнить знания об истории и культуре родного края,

- углубить знания учащихся о природе.

Цель курса конкретизируют следующие задачи:

        - содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;

        - воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, района, края;

        - воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий наш район, их культур, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

        - обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;

        - изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

2. Место программы в структуре ООП

Программа курса «Край, в котором я живу» разработана на четыре года. Всего 270 часов. В первом классе - 66 часов в год. 2 часа в неделю, во 2-4классах  – по 68 часов в год, 2 часа в неделю.

На курс «Край, в котором я живу» для учащихся первого класса по учебному плану на 2014 – 2015 учебный год отведен 1часв неделю, 33 часа в год.

Программа сокращена по темам:

Моя семья (7ч)

Моя школа (5ч)

Мой город (6 ч)

Мой район. Природа родного края (15 ч)

3. Содержание программы «Край, в котором я живу»

Программа курса «Край, в котором я живу» имеет краеведческую, туристическую,  социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира. В процессе изучения курса широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Основные формы занятий:беседы, викторины, КВНы, экологические праздники.

Основные виды деятельности:экскурсии, исследовательские группы, выставки

Темы занятий из года в год расширяются, углубляются, усложняются формы работы.

В первом классе курс состоит из четырёх частей:

1 блок МОЯ СЕМЬЯ

Цель блока:изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность,содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:исследовательские,практические,объяснительно-иллюстративные, репродуктивные  связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из  видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали этот вид деятельности.

Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить  сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.

Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.

2 блок МОЯ ШКОЛА

Цель блока:прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.

Формы занятий:беседы, ролевые игры,  экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе».

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.

Остаются также такие методы, какобъяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы,как конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.

Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет адаптацию ученика первого класса к школе и с помощью занятий может на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.

Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования.

3 блок МОЙ ГОРОД

Цель блока:прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.

Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в краеведческий музей города, просмотр фильма о моём городе, конкурс рисунков «Мой город», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:частично-исследовательский,поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы,как  объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Большое внимание уделяется практическим работам: приготовить сообщение об истории своей улицы, нарисовать рисунок родного места в городе и т.д.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать  и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.

Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.

4 блок МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ

Цель блока- обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историюрайона, прививать любовь к родной природе,воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей села, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.

Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.

Во втором классе основное внимание уделяется изучению истории развития города Сергиева Посада.

В третьем и четвёртом классах курс базируется на факультативном курсе, разработанном Н.Я. Чутко «Я – гражданин России».

4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

1 уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальных знаний, понимание социальной реальности к повседневной жизни – оптимальная форма этической беседы).

Результаты первого уровня:приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2 уровень (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом – осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов).

2. Результаты второго уровня:развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3 уровень (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп в систему сменных должностей).

3. Результаты третьего уровня:приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Знания и умения обучающихся:

- формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;

- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;

- участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями, узнают о профессиях своих родителей;

- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Качества личности, развивающиеся у учащихся:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.

Знания и умения учащихся в конце 1 года обучения:

- знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;

- уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;

- знать историю происхождения своего города, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;

- знать растительный и  животный мир родных мест, охраняемыевиды; уметь экологически грамотно вести себя в природе.

Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.

Универсальные учебные действия:

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я», как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

Требования к уровню подготовки учащихся:

- работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;

- уметь составлять рассказ;

- уметь оформлять фото-дневник похода, экскурсии, экологической акции;

- применять полученные знания на практике;

Формы подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме.

5. Тематическое планирование курса

Первый год обучения (33 ч)

Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.

1 блок. МОЯ СЕМЬЯ (9 ч)

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

  1. Показ детской презентации «Такие разные профессии» (1ч)
  2. Профессии моих родителей (1ч)
  3. Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников (1ч)
  4. Любимые занятия моих родителей (1ч)
  5. Моя бабушка. Мой дедушка (1ч)
  6. Встреча с бабушками и дедушками детей в школе (1ч)
  7. Моя родословная (1ч)
  8. Конкурс рисунков «Моя семья» (1ч)
  9. Заключительное занятие по теме «Моя семья» (1ч)

2 блок. МОЯ ШКОЛА (6 ч)

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

  1. Что такое школа? Вводное занятие (1ч)
  2. Моя школа. Показ видеофильма о родной школе (1ч)
  3. Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору (1ч)
  4. Моя школа получила миллион! Достижения моей школы(1ч)
  5. Традиции школы. Законы и заповеди (1ч)
  6. Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра (1ч)
  7. Я – ученик моей школы (1ч)
  8. Конкурс рисунков «Моя школа» (1ч)
  9. Заключительное занятие по теме «МОЯ ШКОЛА» (1ч)

3 блок. МОЙ ГОРОД (8 ч)

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

  1. Мой город Сергиев Посад. Вводное занятие (1ч)
  2. История моего города (1ч.)
  3. Экскурсия в краеведческий музей (1ч)
  4. «Путешествие во времени. Мой город в прошлом». Просмотр фильма (1ч)
  5. Профессии людей в моём городе (1ч)
  6. Мой любимый уголок города. Экскурсия (1ч)
  7. В гости к старожилам. Экскурсия (1ч)
  8. Памятные места моего города. Экскурсия (1ч)
  9. Мои известные земляки (1ч)
  10. Традиции моего города (1ч)
  11. Посещение музея города (1ч)
  12. Конкурс рисунков «Мой родной город» (1ч)
  13. Ветераны войны в моём городе. Встреча с ветеранами (1ч)
  14. Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» (1ч)

4 блок. МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ (10 ч)

ТЕМЫ  ЗАНЯТИЙ:

  1. Мой посёлок. Вводное занятие (1ч)
  2. История моего посёлка (1ч)
  3. Заповедные места.Лавра (1ч)
  4. Растения родного края. Экскурсия в природу (1ч)
  5. Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации (1ч)
  6. Зелёный мир вокруг нас. Викторина (1ч)
  7. Мир насекомых. Виды, места обитания (1ч)
  8. Насекомые нашего края (1ч)
  9. «Кто важней?» Викторина-игра «спор насекомых» (1ч)
  10.  Обитатели вод. Общие признаки рыб (1ч)
  11.  Рыбы, обитающие в нашей реке, в озере (1ч)
  12.  Охрана рыбных богатств. (1ч)
  13.  Викторина «Золотая рыбка» (1ч)
  14.  Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки (1ч)
  15.  Птицы нашего края (1ч)
  16.  Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу (1ч)
  17.  Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации (1ч)
  18.  Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек (1ч)
  19.  Игра «Птичий час» (1ч)
  20.  Животный мир. Общие понятия (1ч)
  21.  Звери, обитающие на территории нашего района (1ч)
  22.  Охраняемые виды животных родного края (1ч)
  23.  «В мире животных». Викторина (1ч)
  24.  Конкурс рисунков «Природа родного края» (1ч.)
  25. Заключительное занятие по теме: «Мой район. Природа родного края» (1ч)
  26.  Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» (1ч)

6. Календарно-тематическое планирование курса «Край, в котором я живу»

1 год обучения (1 час в неделю, 33 часа в год)

 п/п

Дата проведения

Название разделов и тем

Виды деятельности

План

Факт.

Моя семья 9ч.

1

02.09

Что такое семья? Вводное занятие. Рассказ детей о своих семьях.

беседа

2

09.09

  «Дорожите именем своим». Тайны наших имён

словесная игра

3

16.09

Моя фамилия. Эскизы придуманных образов своих имен, фамилий

дидактическая игра

4

23.09

Мой папа. Моё отчество.  Исследование.

исследование

5

30.09

Моя мама.  Рассказ.

беседа

6

07.10

Моя бабушка. Мой дедушка. Рассказ и проект.

проект

7

14.10

Встреча с бабушками и дедушками детей в школе. Беседа.

беседа

8

21.10

Конкурс рисунков «Моя семья»

конкурс

9

28.10

Заключительное занятие по теме «Моя семья». Викторина  и беседа.

беседа, викторина

Моя школа  6 ч.

10

11.11

Что такое школа? Вводное занятие. Беседа

беседа

11

18.11

Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору.

экскурсия

12

25.11

Мой класс. Правила поведения в

классе. Ролевая игра.

ролевая игра

13

02.12

Я – ученик моей школы. Беседа.

беседа

14

09.12

Конкурс рисунков «Моя школа».

конкурс

15

16.12

Заключительное занятие по теме «Моя школа».

ролевая игра

Мой город 8 ч.

16

23.12

Мой город. Вводное занятие. Беседа.

беседа

17

30.12

История моего города. Просмотр видеофильма о Лавре и Сергии Радонежском.

просмотр фильма

18

20.01

Экскурсия в краеведческий музей.

экскурсия

19

27.01

Памятные места моего города. Экскурсия.

экскурсия

20

03.02

Мои известные земляки. Беседа .

беседа,

21

17.02

Конкурс рисунков «Мой город родной»  

конкурс

22

24.02

Ветераны войны в моём городе. Встреча с ветеранами.

беседа

23

03.03

  «Знай и люби свою малую родину» Игра

дидактическая игра

Мой район. Природа родного края 10 ч.

24

10.03

Сергиево - Посадский район. Вводное занятие.                              

просмотр фильма

25

17.03

Заповедные места. Прогулка по городу.

экскурсия

26

31.03

Растения родного края. Экскурсия в природу.

экскурсия

27

07.04

Насекомые нашего края. Прогулка на природу.

экскурсия

28

14.04

Обитатели вод. Охрана рыбных богатств. Беседа. Рыбы, обитающие в реках района. Проект.

дидактическая игра, проект

29

21.04

Птицы нашего края. Проект.

проект

30

28.04

Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу.

экскурсия

31

05.05

Животный мир. Общие понятия. Звери, обитающие на территории нашего района.

Проект

проект

32

12.05

Красная книга.

проект

33

19.05

Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу».

дидактическая игра

Итого: 33 часа

7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

- Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2013.

- Патриотическое воспитание: Сценарии мероприятий:  - классы / Авт. – сост. Л.И. Гайдина, В.А. Яровенко. – М.: ВАКО,  2009.

- Классные часы. 1 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2013.

- Карта Сергиево-Посадского района,  города, иллюстрации, экспонаты краеведческого музея.

- Физические карты России, Сергиева Посада, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Край, в котором я живу"

Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (1-4 кл.)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (1-4 кл.)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс

Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем»  для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...

Рабочая тетрадь по предмету "Край, в котором я живу"

Рабочая тетрадь для учащихся 1-ых классов....