Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (1-4 кл.)
рабочая программа на тему

Липаева Антонина Павловна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (1-4 кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._mir_v_kotorom_ya_zhivu.1-4kl.doc90.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир, в котором я живу»

(1-4 кл.)

  1. Пояснительная записка.

        

         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

       Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.  

         Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;  

сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.   

 

 Соответствие  целям и задачам основной образовательной программы.                                                                                                                                               

  Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

     

2. Общая характеристика учебного курса.

                    

Содержание программы внеурочной деятельности "Мир в котором я живу» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов. Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности  взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы  – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.  

Связь содержания программы с учебными предметами.    Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,  ИЗО, музыкой, технологией).

 

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

  

– экскурсии,

–беседы;

– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ; 

  

Окружающий мир , 

– «современная Россия – люди и

государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

  

  

–классный час “Дедушкины ордена и медали”.                       Творческая работа «Расскажи о своем герое»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.

  

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы .

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений. 

  

- изготовление подарков,;

- клуб интересных встреч;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п

– экскурсии в краеведческий музей, парк;

 -экскурсии по улицам города;

- заочные путешествия;

- беседы о природе родного края 

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

 

3. Место курса в системе начального образования. Сроки реализации данного курса 

Содержание программы рассчитано на занятия с обучающимися, проявляющих интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению.   Занятия проводятся во второй половине дня. Программа рассчитана на 270 часов.

1 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю в школе. Таким образом, общий объём занятий составляет 66 часов.                                                                              

2класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов.

 3класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов.

4 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 2 часа в неделю. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов.

4. Ценностные ориентиры

Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий. 

Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность  занятий, которая не должна более двух  академических часов в помещении и четырех часов на местности.        Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).       Занимающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу

5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

Личностные результаты:

   1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 

  2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                        

 3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                      

 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                          

  5)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;           

 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             

 8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           

 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                     

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.    

                                                

 Метапредметные результаты:

                                                  

 1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                       

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                          

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;            

 4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                

5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

 6)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                               

 7)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

 8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                               

10)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                                                              

 11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

 12)  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 

6.Умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.

      

                              6. Содержание программы внеурочной деятельности.

1 класс (66 часов)

2 класс (68 часов)

3 класс (68 часов)

4 класс (68 часов)

Я – Россиянин. (2 часа)

«Моя семья» (16 часов)

Мой дом, моя семья (12часов)

Я и школа. (7ч.)

Наша дружная семья. (6 часов)

«Я и школа» (6 часов)

Школа – наш второй дом  (13часов)

Родной край – часть большой страны. (17ч.)

Школа – наш второй дом. (5 часов)

«Край, в котором я живу» (46 часов) 

Самара – наша малая родина  (22 часа)

Мой дом, моя семья (21ч.)

Горжусь    я    красотою Родины   моей. (7 часов)  

Люби и знай самарский край (21час)

Люби и знай свой край родной край!(22ч.)

Их   именами   славится Россия. (3 часа)

Подведение итогов. (1ч.)

Здоровые дети - богатство страны.(2 часа)

Зимние   праздники. (13 часов)

Народ  и армия  -  едины. (6 часов)

Мы - жители Самары. (6 часов)

Береги   природу. (8 часов)

Мы - достойные  граждане. (8 часов)

Тематическое планирование

1 класс (66 ч.)

Тема

Количество  часов

Основные виды деятельности

1

Я – Россиянин.( 2 ч.)

Я – Россиянин.

1

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города. Находить место России на земном шаре,  звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России.

2

Знакомство с государственной символикой.

Конкурс рисунков.

1

3

Наша дружная семья. (6 ч.) 

Твои родственники, твой род.

1

 Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.

 Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать

себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда.

 Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.

4

Презентация семьи (мини-проект).

1

5

Презентация семьи (мини-проект).

1

6

В традициях семьи-  традиции народа.  Мое   генеалогическое древо. Выставка фотографий; генеалогических  деревьев.

1

7

В традициях семьи-  традиции народа.  Мое   генеалогическое древо. Выставка фотографий; генеалогических  деревьев.

1

8

«Королевство доброты» - семейная викторина, посвященная Дню матери.

1

9

Школа – наш второй дом. (5 ч.)

Школа – наш второй дом. Экскурсия по школе.

1

Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том

 числе не совпадающих  с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием

 учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

10

Школа – наш второй дом. Экскурсия по школе.

1

11

Учеба -  тоже  труд. Культура поведения  в  школе. Конкурс на лучшее оформление классного уголка.

1

12

Учеба -  тоже  труд. Культура поведения  в  школе. Конкурс на лучшее оформление классного уголка.

1

13

Конкурс запрещающих  знаков « В школе».

1

14

Горжусь    я    красотою Родины   моей.  (7 ч.)

 

Горжусь    я    красотою Родины     моей. 

1

 Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников.

Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира.

 

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

 в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

 учебных заданий с использованием

учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада.

Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку.

Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду.

Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад.

15

Праздник «В гостях у осени».

1

16

Традиции   бережного  отношения  к  природе  у  народов  России,  правила  поведения   на  природе.

1

17

Традиции   бережного  отношения  к  природе  у  народов  России,  правила  поведения   на  природе. Конкурс поделок

 « Осенние фантазии».

1

18

Экскурсия в ботанический сад.

1

19

Экскурсия в ботанический сад.

1

20

Экскурсия в ботанический сад.

1

21

Их   именами   славится Россия.(3 ч.)

 Их   именами   славится Россия. Конкурс проектов. 

1

 Допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

 в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее.

22

Экскурсия в музей А.Н.Толстого.

1

23

Экскурсия в музей А.Н.Толстого.

1

24

Здоровые дети - богатство страны. (2 ч.)

Здоровые дети - богатство страны.

Скажем курению:«НЕТ!» (конкурс  рисунков).

1

Формулировать правила здорового образа жизни осенью.

25

Здоровые дети - богатство страны.

Игровое занятие «Грипп нам не страшен».

1

26-

Зимние   праздники   на Руси  и   в  России.(13 ч.)

Зимние   праздники   на Руси  и   в  России.

1

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом

учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее.

27

Зимние   праздники   на Руси  и   в  России.

1

28

Конкурс  чтецов « Поэты  о зиме».

1

29

Экскурсия в музей  Алабина. 

1

30

Экскурсия в музей  Алабина. 

1

31

Экскурсия в музей  Алабина. 

1

32

Конкурс  новогодних и Рождественских открыток.

1

33

Ярмарка  елочных игрушек.

1

34

Ярмарка  елочных игрушек.

1

35

Зимние  забавы (конкурс  снеговиков).

1

36

Операция «Кормушка».

1

37

Проводы зимы- широкая масленица             (игровая программа).  

1

38

Проводы зимы- широкая масленица             (игровая программа).  

1

39

Народ  и армия  -  едины.(6 ч.)

Народ  и армия  -  едины.

1

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее

40

Веселые  старты для  мальчиков и пап.

1

41

Литературная  викторина « Защитники  земли  русской».  

1

42

Экскурсия в музей армии.

1

43

Экскурсия в музей армии.

1

44

Экскурсия в музей армии.

1

45

Мы - жители Самары. (6 ч.)

Их  именами названы  улицы. Выставка  рисунков « Мой  город».

1

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

 и условиями ее реализации. Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам.

46

Конкурс  проектов «Известные  женщины  Самары».

1

47

Конкурс  проектов «Известные  женщины  Самары».

1

48

Обзорная  экскурсия по городу.

1

49

Обзорная  экскурсия по городу.

1

50

Обзорная  экскурсия по городу.

1

51

Береги   природу. (8 ч.)

Традиции   бережного  отношения  к  природе  у  народов  России,  правила  поведения   на  природе.

1

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям.

Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в  этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.

Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

в том числе в ситуации столкновения интересов.

52

Традиции   бережного  отношения  к  природе  у  народов  России,  правила  поведения   на  природе.

1

53

Конкурс  плакатов  «Берегите  Землю».

1

54

Экскурсия  на станцию         юннатов.

1

55

Экскурсия  на станцию         юннатов.

1

56

Экскурсия  на станцию         юннатов.

1

57

Экологическая  конференция (защита   экопроектов).

1

58

Экологическая  конференция (защита   экопроектов).

1

59

Мы- достойные  граждане  своей  страны.

(8 ч.)

Мы- достойные  граждане  своей  страны.

1

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных

 позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию.

60

Мы- достойные  граждане  своей  страны.

1

61

Экскурсия  в парк  Победы.

1

62

Экскурсия  в парк  Победы.

1

63

Экскурсия  в парк  Победы.

1

64

Дню  славянской  письменности и культуры  посвящается (конкурс  выразительного чтения).

1

65

Моими успехами можно гордиться» (презентация своих  успехов за год).

1

66

Моими успехами можно гордиться» (презентация своих  успехов за год).

1

Итого:

66 часов

Тематическое планирование

2 класс (68 ч.)

  

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

1

Моя семья (16 часов)

Вводное занятие. Что такое семья?

1

Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи.

Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края.

Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.

 Заполнять по образцу схему родословного древа семьи.

Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края.

Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края.

2

Кто я? Где живу?

1

3

Моё имя и фамилия.

1

4

Лента времени моей жизни.

1

5

Мой папа. Моё отчество.

1

6

Моя мама.

1

7

Я - сын. Я – дочь. Каков я?

1

8

Знакомство с профессиями.

  Презентация «Такие разные профессии».

1

9

Экскурсия на производство.

1

10

Любимые занятия моих родителей.

1

11

Моя бабушка. Мой дедушка.

1

12

Род и  родословная.

1

13

 Дом, в котором я живу.

1

14

Моя улица.

1

15

Конкурс рисунков «Моя семья».

1

16

Обобщение по разделу «Моя семья».

1

17

Я и школа (6 часов)

Наша школа.

1

Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности.

Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса.

18

Экскурсия по школе и школьному двору.

1

19

Экскурсия по школе и школьному двору.

1

20

Конкурс рисунков «Я в школе».

1

21

Традиции школы. Законы и заповеди.

1

22

Мой класс. Правила поведения в классе.

(ролевая игра)

1

23

Край, в котором я живу (46 часов).

История образования г. Самара. Экскурсия.

1

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам.

Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» 

Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее.

Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. 

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне.

Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли.

 Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России.

В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. 

Находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России.

 Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. 

Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы.

Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям.

Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в  этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.

Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности. 

Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему.

24

История образования г. Самара. Экскурсия.

1

25

История образования г. Самара. Экскурсия.

1

26

 Символика города Самара.

1

27

 Исторические места моего города. Экскурсия.

1

28

Исторические места моего города. Экскурсия.

1

29

 Исторические места моего города. Экскурсия.

1

30

Мир живой природы родного края.

1

31

Народный календарь.

1

32

Что дает наш город стране?

1

33

Наш город богат талантами. Экскурсия в театр.

1

34

Наш город богат талантами. Экскурсия в театр.

1

35

. Наш город богат талантами. Экскурсия в театр.

1

36

Наш город в годы Великой Отечественной войны.

1

37

Экскурсия в школьный музей Боевой Славы.

1

38

Экскурсия в школьный музей Боевой Славы.

1

39

Ветераны ВОВ в моём городе.

1

40

Экскурсия к памятнику Вечной славы.

1

41

Экскурсия к памятнику Вечной славы.

1

42

Город в наши дни.

1

43

Город в наши дни.

1

44

Экскурсия в городскую детскую библиотеку

1

45

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

1

46

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

1

47

Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую Родину».

1

48

Проектная работа «Самара- город мой любимый».

1

49

Проектная работа «Самара- город мой любимый».

1

50

Проектная работа «Самара- город мой любимый».

1

51

Красная книга родного края.

1

52

Климат Самарской области.

1

53

Природные зоны Самарской области.

1

54

Разнообразие растительного мира нашего края.

1

55

Богатый животный мир нашего края. Исследовательская работа «Кто где живет?»

1

56

Урок – путешествие «В гости к Берендею». Экскурсия в лес.

1

57

Урок – путешествие «В гости к Берендею». Экскурсия в лес.

1

58

Урок – путешествие «В гости к Берендею». Экскурсия в лес.

1

59

Водные ресурсы нашего края.

1

60

Волшебница вода.  Природные источники. Экскурсия.  

1

61

Волшебница вода.  Природные источники. Экскурсия.  

1

62

Волшебница вода.  Природные источники. Экскурсия.  

1

63

Сказочный мир подводного царства.

1

64

Человек и природа в произведениях Самарских писателей.

1

65

Художники Самарского края. Экскурсия в картинную галерею.

1

66

Художники Самарского края. Экскурсия в картинную галерею.

1

67

Художники Самарского края. Экскурсия в картинную галерею.

1

68

Викторина «Край, в котором я живу».

1

Итого:

68 (ч.)

Тематическое планирование

3 класс (68 ч.)

№ п/п

Тема

Кол- во часов

Основные виды деятельности.

1

Мой дом, моя семья (12ч.)

 «Моя семья». Сочинение.

1

Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи.

Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края.

Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье. 

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи.

Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края.

Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края.

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) «зо- лотые» руки. Выставка семейных поделок.

1

3

Герб моей семьи. Практикум.

1

4

Моя родословная.

1

5

Моя родословная. Конкурс плакатов.

1

6

У семейного очага.

1

7

Великая Отечественная война в истории.

1

8

Великая Отечественная война в истории.

1

9

Великая Отечественная война в истории.

1

10

Подвижные семейные игры.

1

11

Подвижные семейные игры.

1

12

Поздравление бабушек и дедушек с Днём пожилого человека.

1

13

Школа – наш второй дом  (13ч.)

Моя школа – мой дом.

1

Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций.

Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности. 

Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания.

Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса.

14

Я работаю в библиотеке. Ролевая игра.

1

15

С днём  рождения, школа!

1

16

Что растёт на территории школы?

1

17

Что растёт на территории школы? Викторина

1

18

Всё о школе.

1

19

Всё о школе.

1

20

Школьный этикет. В чём его секрет?

1

21

Школьный этикет. В чём его секрет?

1

22

«Моя школьная жизнь». Конкурс

23

«Моя школьная жизнь». Конкурс

1

24

Чистота в школе – чистота в городе. Трудовой десант.

1

25

Чистота в школе – чистота в городе. Трудовой десант.

1

26

Самара – наша малая родина  (22ч.)

Исторические места города. Экскурсия

1

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам.

Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!»

Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. 

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне.

Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России.

Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. 

Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.

27

Исторические места города. Экскурсия

1

28

Исторические места города. Экскурсия

1

29

Исторические места города. Экскурсия

1

30

Моему городу больше 400 лет. Экскурсия в музей.

1

31

Моему городу больше 400 лет. Экскурсия в музей.

1

32

Промышленные предприятия города.

1

33

Промышленные предприятия города.

1

34

Промышленные предприятия города.

1

35

Великая Отечественная война в истории моего города.

1

36

Великая Отечественная война в истории моего города.

1

37

Великая Отечественная война в истории моего города.

1

38

Экскурсия по городу.

1

39

Экскурсия по городу.

1

40

Экскурсия по городу.

1

41

Знаменитые люди Самары и Самарской области. Выставка фотографий.

1

42

Знаменитые люди Самары и Самарской области. Выставка фотографий.

1

43

Знаменитые люди Самары и Самарской области. Выставка фотографий.

1

44

Знаменитые люди Самары и Самарской области. Выставка фотографий.

1

45

Знай, люби и гордись своим городом. Конкурс чтецов.

1

46

Знай, люби и гордись своим городом. Конкурс чтецов.

1

47

Знай, люби и гордись своим городом. Конкурс чтецов.

1

48

Люби и знай самарский край (21ч.)

Самара в далёком прошлом. Презентация.

1

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы.

Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям.

Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в  этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.

Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности. 

Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему.

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.

49

Самара в далёком прошлом. Презентация.

1

50

Окрестности Самары. Города сёла. Поисковое задание.

1

51

Окрестности Самары. Города сёла. Поисковое задание.

1

52

Окрестности Самары. Города сёла. Поисковое задание.

1

53

Памятники природы Самарской области. Проект.

1

54

Памятники природы Самарской области. Проект.

1

55

Родная Самарская земля. Экскурсия.

1

56

Родная Самарская земля. Экскурсия.

1

57

Юный краевед. Игра.

1

58

Юный краевед. Игра.

1

59

Главная река города. Почему река называется Волга. Поисковое задание.

1

60

Многонациональная Самарская область.

1

61

Многонациональная Самарская область.

1

62

О чём говорят названия улиц.

1

63

О чём говорят названия улиц.

1

64

Самара космическая. Экскурсия.

1

65

Самара космическая. Экскурсия.

1

66

Самара космическая. Экскурсия.

1

67

Альбом «Знай и люби свой город».

1

68

Альбом «Знай и люби свой город».

1

Итого:

68 (ч.)

Тематическое планирование

4 класс (68 ч.)

Тема

Кол- во часов

Основные виды деятельности.

1

Я и школа. (7ч.)

Как, когда и почему возникли школы.

1

Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций.

Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности.

2

Как, когда и почему возникли школы.

1

3

История моей школы.

1

4

История моей школы.

1

5

Мои права и обязанности. Устав школы.

1

6

Мои права и обязанности. Устав школы.

1

7

Тест «Познай себя».

1

8

Родной край – часть большой страны. (17ч.)

Мой  край на карте Родины.

1

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам.

Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» 

Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее.

Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. 

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли.

Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. 

Находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. 

Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.

9

Мой  край на карте Родины.

1

10

Экскурсия в исторический музей.

1

11

Экскурсия в исторический музей.

1

12

Экскурсия в исторический музей.

1

13

В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

14

В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

15

В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

16

В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

17

В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

18

В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

19

Обычаи и традиции коренных народов.

1

20

Обычаи и традиции коренных народов.

1

21

Обычаи и традиции коренных народов.

1

22

Экскурсия в краеведческий музей.

1

23

Экскурсия в краеведческий музей.

1

24

Экскурсия в краеведческий музей.

1

25

 Мой дом, моя семья (21ч.)

«Моя дружная семья». Проект.

1

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам.

Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» 

Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее.

Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам.

 Обсуждать пословицы о родине, родной стороне.

Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли.

 Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. 

Находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. 

Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края

26

«Моя дружная семья». Проект.

1

27

«Моя дружная семья». Проект.

1

28

«Моя дружная семья». Проект.

1

29

В традициях семьи-  традиции народа.  Ролевая игра.

1

30

В традициях семьи-  традиции народа.  Ролевая игра.

1

31

Откуда я родом. Архивные раскопки.  

1

32

Откуда я родом. Архивные раскопки.  

1

33

Откуда я родом. Архивные раскопки.  

1

34

Откуда я родом. Архивные раскопки.  

1

35

Конкурс плакатов. «Моя семья».

1

36

Конкурс плакатов. «Моя семья».

1

37

Семейные традиции. Поисковое задание.

1

38

Семейные традиции. Поисковое задание.

1

39

«Кладовая  моих предков». Выставка семейных поделок.

1

40

«Кладовая  моих предков». Выставка семейных поделок.

1

41

Подвиги и трудовые достижения моих предков. Проект.

1

42

Подвиги и трудовые достижения моих предков. Проект.

1

43

Подвиги и трудовые достижения моих предков. Проект.

1

44

Подвиги и трудовые достижения моих предков. Проект.

1

45

Подвиги и трудовые достижения моих предков. Проект.

1

46

 Люби и знай свой край родной край!(22ч.)

Самара в далёком прошлом. Презентация

1

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам.

Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» 

Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам. 

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне.

Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района).

 На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России.

В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. 

Находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России.

 Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. 

Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.

47

Самара в далёком прошлом. Презентация

1

48

Самара в далёком прошлом. Презентация

1

49

Родная Самарская земля. Фотоконкурс.

1

50

Родная Самарская земля. Фотоконкурс.

1

51

Родная Самарская земля. Фотоконкурс.

1

52

Памятники природы Самарской области. Проект.

1

53

Памятники природы Самарской области. Проект.

1

54

Памятники природы Самарской области. Проект.

1

55

Экскурсия по паркам и скверам.

1

56

Экскурсия по паркам и скверам.

1

57

Экскурсия по паркам и скверам.

1

58

Многонациональная Самарская область. Проект.

1

59

Многонациональная Самарская область. Проект.

1

60

Многонациональная Самарская область. Проект.

1

61

Посещение музея «Горница».

1

62

Посещение музея «Горница».

1

63

Посещение музея «Горница».

1

64

История моего города в названиях улиц. Поисковое задание.

1

65

История моего города в названиях улиц. Поисковое задание.

1

66

История моего города в названиях улиц. Поисковое задание.

1

67

История моего города в названиях улиц. Поисковое задание.

1

68

Подведение итогов.

 (1 ч)

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности.

Итого:

68 (ч)

8. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Печатные пособия:

  • Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологи.
  • Портреты выдающихся людей России.
  • Географические и исторические настенные карты.
  • Атлас географических и исторических карт.
  • Иллюстративные материалы ( альбомы, комплекты открыток и др.)

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства:

  • Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» (диск CD-ROM), презентации к урокам (диск CD).

Технические средства обучения.

1. Мультимедийный проектор

2. Экран

3. DVD проигрователь

4. Персональный компьютер

5. Магнитофон

Экранно-звуковые пособия.

  • Видеофильмы (в том числе в цифровой форме):
  • Мультимедийный учебник. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. Компания «Кирилл и Мефодий». 2007 г. (DVD-диск)
  • Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Мультимедийное пособие
  • Компакт – диск «Мир музыки»

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

1. Портреты писателей и поэтов

2. Репродукции картин

3. Таблички с терминами

4. Наборы иллюстраций

5. Наборы сюжетных картинок

6. Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

7. Термометр медицинский.

8. Лупа.

9. Компас.

Литература.

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Афанасьева В.И. Экология не знает границ. //  Юный натуралист.  1990,    №1.
  3. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
  4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
  5. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ,       1998, №6.
  6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
  7. Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.
  8. Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.
  9. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.
  10. Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.
  11. Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  12. Плешаков А.А. Планета загадок. М.:  Просвещение 1996.
  13. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.
  14. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.
  15. Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.
  16. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.
  17. 11. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.
  18. Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.
  19. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ.  1991.
  20. Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.
  21. Хефлинг Г.  Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.
  22. Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства.  М.: Колос, 1994.
  23. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.
  24.  Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  25. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу" (социальное направление)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс

Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем»  для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...