рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа на тему

Матрёнушкина Ирина Владимировна

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_v_kotorom_my_zhivem.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности в 1-4 классах

«Край,  в котором я живу »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель

                                                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                                                         Матренушкина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Курс «Край, в котором я живу» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения данного курса в начальной школе - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса состоит в том, что это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою малую Родину. В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Задачи курса:

-   ознакомить с историей и культурой родного края, с бытом местных жителей, их традициями и обычаями;

-   научить младших школьников понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;

-   воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;

- сформировать личность с активной гражданской позицией;

- развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру.

Данный курс является пропедевтическим в изучении краеведения, реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по предмету «Окружающий мир». Курс предполагает: в 1 классе - 33 часа в год, во 2-4 классах - по 34 часа в год. Общий объем - 135 часов.

Ожидаемые результаты изучения курса ««Край, в котором я живу»».

Личностными результатами изучения курса являются:

•  осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду. 

Метапредметными результатами изучения курса являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

•     способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. 

Предметными результатами изучения курса являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
  • Участие в социальных акциях;
  • Создание и реализация социальных проектов.

Формы работы с детьми. 

Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.

 

План внеурочной деятельности

Название темы

Количество часов

Итого

1 кл.

2 кл.

3кл.

4 кл.

  1. Наша Родина - Россия

4

3

2

1

10

  2. Государственные символы

4

3

2

1

10

  3. Страницы истории родного края.

4

3

2

1

10

  4. Символы Костромы и Макарьева

4

3

2

1

10

  5. Я и моя семья

4

3

2

1

10

  6. Моя школа – моя судьба

4

3

2

1

10

  7. С любовью к родине

3

4

4

4

15

  8. Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

2

3

4

10

  9. В гармонии с природой

1

2

3

4

10

10.Уникальные природные объекты России

1

2

3

4

10

11.Что дает наш край стране

1

2

3

4

10

12.Культурное наследие края

1

2

3

4

10

13.Традиции, обряды, ритуалы земли родной

1

2

3

4

10

Итого:

33

34

34

34

135

Тематическое планирование – 1 класс.

№ п\п

Название тем курса

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

В том числе

Теорет.

Практ.

1

Наша Родина - Россия

4

    2

2

Самостоятельная работа для проверки знаний детей о символах Российской Федерации и области; о страницах истории своего края. Выставка рисунков.

2

Государственные символы

4

2

2

3

Страницы истории родного края.

4

2

2

4

Символы Костромы и Макарьева

4

2

2

5

Я и моя семья

4

2

2

Конкурс рисунков

«Моя семья»,

«Моя школа»,

«Моя улица».

6

 Моя школа – моя судьба

4

2

2

7

С любовью к родине

3

2

1

8

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

1

 

9

В гармонии с природой

1

1

 

Праздник «Мы твои друзья, природа!»,

Изучение правил поведения в природе.

10

Уникальные природные объекты России

1

1

 

11

Что дает наш край стране

1

1

 

12

Культурное наследие края

1

1

 

Выставка рисунков декоративно прикладного искусства.

13

Традиции, обряды, ритуалы земли родной

1

1

 

 

Итого

33

20

13

Диагностика уровня воспитанности учащихся  начальных классов.

Приложение 2.

 

Тематическое планирование – 2 класс.

№ п\п

Название тем курса

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

В том числе

Теорет.

Практ.

1

Наша Родина - Россия

3

1

2

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся – тест.

Приложение 1.

2

Государственные символы

3

1

2

3

Страницы истории родного края.

3

1

2

4

Символы Костромы и Макарьева

3

1

2

5

Я и моя семья

3

1

2

Конкурсы рисунков, сказок, стихов. Оформление фотовыставки.

6

 Моя школа – моя судьба

3

1

2

Конкурсы сочинений. Оформление альбома.

7

С любовью к родине

4

2

2

Конкурс рисунков «Мой поселок».

8

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

1

1

Конкурс плакатов «Нет войне!», Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!».

9

В гармонии с природой

2

1

1

Конкурсы сочинений. Мини-проекты, оформление альбома.

10

Уникальные природные объекты России

2

1

1

11

Что дает наш край стране

2

1

1

12

Культурное наследие края

2

1

1

Народная национальная одежда. Конкурс народного костюма «Бабушкин сундук».

13

Традиции, обряды, ритуалы земли родной

2

1

1

 

Итого

34

14

20

Диагностика уровня воспитанности учащихся  начальных классов.

Приложение 2.

Тематическое планирование – 3 класс.

№ п\п

Название тем курса

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

В том числе

Теорет.

Практ.

1

Наша Родина - Россия

2

1

1

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся – тест.

Приложение 1.

2

Государственные символы

2

1

1

3

Страницы истории родного края.

2

1

1

4

Символы Костромы и Макарьева

2

1

1

5

Я и моя семья

2

1

1

Составление родословной.

6

 Моя школа – моя судьба

2

1

1

Конкурс рисунков «Моя школа».

7

С любовью к родине

4

1

3

Викторина «Кто лучше знает свой поселок».

8

Наш край в годы Великой Отечественной войны

3

1

2

Конкурс плакатов «Нет войне!», Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!».

9

В гармонии с природой

3

1

2

Конкурс сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома.

10

Уникальные природные объекты России

3

1

2

11

Что дает наш край стране

3

1

2

12

Культурное наследие края

3

1

2

Конкурс чтецов, по произведениям местных поэтов. Выставка предметов декоративно прикладного искусства.

13

Традиции, обряды, ритуалы земли родной

3

1

2

 

Итого

34

13

21

Диагностика уровня воспитанности учащихся  начальных классов.

Приложение 2.

 

Тематическое планирование – 4 класс.

№ п\п

Название тем курса

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

В том числе

Теорет

Практ

1

Наша Родина - Россия

1

 

1

Проверочная работа, позволяющая проверить сформированность умения подводить частные понятия под общие; выявить «чувство времени», умение устанавливать последовательность исторических событий; знание государственных символов России

2

Государственные символы

1

 

1

3

Страницы истории родного края.

1

 

1

4

Символы Кузбасса

1

 

1

5

Я и моя семья

1

 

1

Конкурс на лучшую краеведческую находку из семейного архива «Семейная реликвия».

6

 Моя школа – моя судьба

1

 

1

Конкурс сочинений о школе.

7

С любовью к родине

4

1

3

Составление альбома «Мой поселок самый лучший».

8

Наш край в годы Великой Отечественной войны

4

1

3

Конкурс на лучшую краеведческую находку из семейного архива «Семейная реликвия».

9

В гармонии с природой

4

1

3

Игра «Поиск нарушителей законов природы»; Конкурс экологических сказок, стихов.

10

Уникальные природные объекты России

4

1

3

11

Что дает наш край стране

4

1

3

12

Культурное наследие края

4

1

3

Аукцион народной мудрости. Час

интересных сообщений «Традиционные праздники». Защита проектов учащихся «Народные традиции и обычаи».

13

Традиции, обряды, ритуалы земли родной

4

1

3

 

Итого

34

7

27

Диагностика уровня воспитанности учащихся  начальных классов.

Приложение 2.

Содержание программы по курсу

 (1класс – 33 часа).

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Россия - страна, в которой мы живём..

Тема 2.Государственные символы.

Что такое государственные символы?

Результатом совместной работы над историей российского флага станет  выставка рисунков

Тема 3. Страницы история родного края.

Малая родина – поселок Первомайка.

Практические занятия: экскурсии, выставки, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Тема 4. Символы Костромской области и Макарьевского района.

Герб Макарьева.

Результатом работы над историей символов  станет выставка рисунков.

Тема 5. Я и моя семья.

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная.

Перед первым занятием даем учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители. Можно пригласить кого— либо из семей для беседы или небольшого рассказа "Моя родословная".

Тема 6. Моя школа - моя судьба.

В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, разработка правил классного сообщества.

Тема 7. С любовью к родине.

Что я знаю о своем поселке?.

Практические занятия: экскурсии, встречи со старожилами, фотоконкурсы, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия..

Попутно решаются задачи обучения правилам поведения вне дома.

Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории Макарьевского района.

Практические занятия:     Детям предлагается узнать, кто из ветеранов или членов их семей проживает рядом.

Тема 9. В гармонии с природой.

Территория и географическое положение поселка, района и области.

Практические занятия: экскурсия на природу (общение с живой природой);

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

- в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

- операция "Чистый двор"

Тема 10. Уникальные природные объекты России.

Красная книга России.

Практические занятия: просмотр фильмов.

Тема 11. Что дает наш край стране.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством области,  предприятиями, их историей.?

Тема 12. Культурное наследие Костромского края.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами.

Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

Народные игры, праздники..

 

Содержание программы по курсу (2 класс – 34 часа).

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Территория России, столица России.

Тема 2.Государственные символы.

Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти.

Результатом совместной работы над историей российского флага станет конкурс рисунков.

Тема 3. Страницы история родного края.

Макарьевский район.

Практические занятия: экскурсии, выставки, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Тема 4. Символы Костромской области и Макарьевского района.

Герб Костромы.

Результатом работы над историей символов  станет выставка рисунков.

Тема 5. Я и моя семья.

Мое имя. Что оно означает?

Тема 6. Моя школа - моя судьба.

Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы.

Тема 7. С любовью к родине.

Что я знаю о своем крае. Школа и больница в Первомайке.

В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что либо для того, чтобы их поселок стал еще краше.

Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

.Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

.

Тема 9. В гармонии с природой.

Растительный и животный мир нашей области

- с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у себя в саду, уход за ними;

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

Тема 10. Уникальные природные объекты России.

Заповедные зоны России.

Практические занятия: просмотр фильмов.

Тема 11. Что дает наш край стране.

Знакомство с сельским хозяйством края.

Практические занятия: Заочные экскурсии на предприятия.  Выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений»

Тема 12. Культурное наследие.

Знакомство с местными поэтами.

 Встречи с поэтами.

Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

Праздники Рождество,  Крещение.

.

Содержание программы по курсу (3класс – 34 часа).

Тема 1.Наша Родина – Россия.

 Глава Российского государства, денежная единица России.

Тема 2.Государственные символы.

Флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации.

 «Прошлое и настоящее флага России», выполненный с использованием     информационных     технологий. Буклет     включает изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями.

Тема 3. Страницы история родного края.

 Кострома – областной центр. Районы и города области. Известные люди нашего края.

Практические занятия: экскурсии, выставки, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Тема 4. Символы Костромской области и Макарьевского района.

Гербы области, районов.

Результат работы над историей символов - буклет «Прошлое и настоящее символов», выполненный с использованием информационных технологий.

Тема 5. Я и моя семья.

Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека.

 Работа ученика "Генеалогическое древо".

Тема 6. Моя школа - моя судьба.

 Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газеты.

Тема 7. С любовью к родине.

Достопримечательности.
Правила поведения в общественных местах.     

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, составление безопасного маршрута от школы до дома, заочные путешествия, презентации классных коллективов.  

Попутно решаются задачи обучения правилам поведения вне дома.

Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории области.

Экскурсия в Музей Боевой славы, чтение Книги памяти.

Тема 9. В гармонии с природой.

Территория и географическое положение области. Памятники природы района; охранять природу - значит охранять Родину.

- с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы у себя в саду,  уход за ними;

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

Тема 10. Уникальные природные объекты России.

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами России

Тема 11. Что дает наш край стране.

Лес – наше богатство.

Практические занятия: Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Выставки детских достижений «Юные дарования»

Тема 12. Культурное наследие.

 Кострома – частица «Золотого кольца России»

Практические занятия: конкурсы, встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, мини проекты, поделки, участие в акциях, выставки, викторины.

Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

 Престольные праздники (праздники города, праздники на улице). Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

Содержание программы по курсу (4класс – 34 часа).

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Денежная единица России, народы -населяющие Россию,  конституция - основной закон страны.

Тема 2.Государственные символы.

Конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка.

Тема 3. Страницы история родного края.

Кострома – областной центр. Районы и города области. Известные люди нашего края.

Практические занятия: экскурсии, выставки, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Тема 4. Символы Костромской области и Макарьевского района.

Гербы области, районов. Герб Макарьева.

Результат работы над историей символов -буклет «Прошлое и настоящее символов», выполненный с использованием информационных технологий. Буклет включающий различные периоды истории с краткими пояснениями.

Тема 5. Я и моя семья.

 Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

Конкурс на лучшую краеведческую находку из семейного архива «Семейная реликвия».

Тема 6. Моя школа - моя судьба.

Учащиеся продолжают знакомиться с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газеты.

Тема 7. С любовью к родине.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, заочные путешествия, презентации классных коллективов.  В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого.

Попутно решаются задачи обучения правилам поведения вне дома.

Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали». Экскурсия в музей боевой славы, чтение Книги памяти.

Тема 9. В гармонии с природой.

Природа родного края. Красная книга Костромской области; памятники природы района; Изучение местной топонимики.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов, экскурсия на природу (общение с живой природой);

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

- в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

- операция "Чистый двор".

Тема 10. Уникальные природные объекты России.

 Красная книга России, работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.

Тема 11. Что дает наш край стране.

Знакомство с памятниками истории и культуры.

Практические занятия: Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений»,

Тема 12. Культурное наследие края.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.

Посещение музеев г.Макарьев, г.Кострома. Встречи с поэтами, художниками, мини проекты, поделки, участие в акциях, выставки, викторины.

Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

Годовой    цикл    христианских    праздников, их  значение   в   нравственном   становлении человека. Праздник – День поселка, праздники на улице. Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

Перечень ключевых слов

Родина. Россия.

Символика. Герб, флаг, гимн: России, Костромской области. Конституция. Народы.

История. Первооткрыватели. Города. Почетные граждане. Семья. Родословная. Профессии.

Права. Обязанности. Взаимоотношения. Биография. Школа,

Поселок. Город. Район. Область. История городов Костромы, Макарьева.

Великая Отечественная война. События. Судьба героев.

Географическое положение. Карта. Природа. Красная книга. Внутренние воды. Реки Волга, Унжа, Пода. Охрана природы. Памятники природы. Промышленность. Сельское хозяйство. Предприятия. Культура. Наука. Краеведы. Традиции. Обряды. Ритуалы края.

 

 

Список литературы.

Список литературы для учителя

  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис   пресс, 2003.
  2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. М.: Генезис, 2004.
  3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс]
  4. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /ОС. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
  5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. 2009. -№17. - 9 - 13с,
  6. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. М.:Вако, 2007
  7. Концепция патриотическою воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников.   2005. - №1. - 147с.                      
  8. Концепция духовно нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009.  - 35с.
  9. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
  10. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание
    школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
  11. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа
    образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010.   191., 204с.

 

 

Приложение 1.

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

Тест для учащихся 3-4 классов

1.В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?

а) белая, синяя, красная;

б)     красная, белая, синяя;

в) синяя, белая, красная.

2. Гимн - это...

а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен ...

а)     золотой двуглавый орел;

б)     Святой Георгий Победоносец;

в)     Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. На флаге Костромской области расположен:

а) герб области;

б) двуглавый орел.

в)     Святой Георгий Победоносец;

5. Александр Володин - это…

а) поэт;   б)  герой - земляк               в) лучший  воин.

6. В центре герба Костромской области:

а) флаг области;   б)    корона;     в) ладья

7. Родина - это...

а) место, где человек живет сейчас;

б)  место, где человек родился и провел свое детство;

в) Отечество, родная сторона.

8. Конституция - это основной закон государства, определяющий ...

а) общественное и государственное устройство;

б) основные права и обязанности граждан;

в) права граждан.

9.Костромская область образована...

а) в 1944 году;  б) в 1701 году  в) в 1918 году.

10. Кто из поэтов наш земляк:

а) Пушкин А.С.;           б) Леднев Ю.;         в) Агния Барто.

Приложение2.

Методика ПЛ. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.

1-2-е классы

 

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:                 

*  мне интересно учиться

*  я люблю мечтать       

*  мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

*  мне нравится выполнять домашние задания

* я стремлюсь получить хорошие отметки

 

 

 

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

*  я старателен в учебе

*  я внимателен

*  я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

*  мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

*  мне нравится дежурство в школе

 

 

 

3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К  ПРИРОДЕ:

*  к земле

*  к растениям

*  к животным

*  к природе

 

 

 

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

*  я выполняю правила для учащихся

*  я добр в отношениях с людьми

*  я участвую в делах класса и школы

 

 

 

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

*  я аккуратен в делах

*  я опрятен в одежде

*  мне нравится все красивое вокруг меня

*  я вежлив в отношениях с людьми

 

 

 

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

*  я управляю собой

*  я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

*  у меня нет вредных привычек

 

 

 

3-4-е классы

 

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:                 

*  мне интересно учиться

*  я люблю читать       

*  мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

*  я всегда  выполняю  домашние задание

* я стремлюсь получать хорошие отметки

 

 

 

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

*  я старателен в учебе

*  я внимателен

*  я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

*  я самостоятелен

*  мне нравится самообслуживание в школе и дома

 

 

 

3. ОТНОШЕНИЕ К  ПРИРОДЕ:

*  я берегу  землю

*  я берегу  растения

*  я берегу животных

*  я берегу природу

 

 

 

4.  Я  И  ШКОЛА

*  я выполняю правила для учащихся

*   я выполняю правила

     внутришкольной  жизни

*  я добр в отношениях с людьми

*  я участвую в делах класса и школы

* я справедлив в отношениях с людьми

 

 

 

5. ПРЕКРАСНОЕ  В МОЕЙ ЖИЗНИ:

*  я аккуратен и опрятен

*  я  соблюдаю культуру поведения

*  я забочусь о здоровье

*  я умею правильно распределять время учебы и отдыха

*  у меня нет вредных привычек

 

 

 

Оценка результатов проводится по 5-бальной системе

5 - всегда                                       По каждому качеству (критерию) выводиться

4 - часто                                         одна среднеарифметическая оценка.

3 - редко                                        В результате каждый ученик имеет 6 оценок

2 - никогда

1-  у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности.

Средний балл: 5 – 4,5 - высокий уровень, 4, 4 - 4 хороший уровень,

3, 9 - 2,9 - средний уровень. 2,8 -  2 -  низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Программа курса краеведение «Край, в котором я живу» в рамках внеурочной деятельности

Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России и нашего края; воспитание целостной эстетической культуры, р...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город, в котором я живу…» направление «социальное» для учащихся 1-4 класса

Данная программа разработана с целью формирования основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...