Главные вкладки

    Программа курса краеведение «Край, в котором я живу» в рамках внеурочной деятельности
    рабочая программа по окружающему миру на тему

    Сапогина Светлана Юрьевна

    Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России и нашего края; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением

    отдельных предметов»

    (МАОУ «Средняя школа №8»)

    УТВЕРЖДАЮ:

    Зам. директора по ВР

    МАОУ «Средняя школа №8»

    ___________________

    «_____» _________гг.

    Программа курса краеведение «Край, в котором я живу»
    в рамках внеурочной деятельности

    Составила:

    учитель начальных классов

    Сапогина Светлана Юрьевна

    \

    Программа курса краеведение «Край, в котором я живу»
    в рамках внеурочной деятельности

    Авторы – составители:

     Орлова Т.к., Богордаева Н.Г., Демус Л.Г.

    Тетрадь: Орлова Т.к., Богордаева Н.Г., Демус Л.Г.


    Пояснительная записка


    Актуальность.


                 В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

    Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

    Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящее время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.

    Цель программы курса: Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России и нашего края; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.

    Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.

    Задачи программы:

    Образовательные задачи:

    · формировать представления о различных сторонах жизни своего края и

    населения, показ его сложной структуры;

    · познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;

    · осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

    Воспитательные задачи:

    · развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

    · формировать толерантность и толерантное поведение в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

    · укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

    · формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

    · позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

    Развивающие задачи:

    · развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

    · создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;

    · укреплять семейные отношения.

    В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:

    · принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;

    · принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;

    · принцип непрерывного развития каждого ребёнка;

    · принцип тематизма;

    · принцип последовательности;

    · принцип культуросообразности;

    · принцип деятельностного подхода.

    Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы заключается:

    · в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;

    · в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;

    · в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.

    Теоретической базой данной образовательной программы явились:
    · психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
    · теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
    · закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

    Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

    · в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;

    · в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.

    · в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников

    В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.

    Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.

    Формы и режим занятий

    Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 - 40 минут:

    Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).

    Методы и приемы:

    · диалоги; элементы дискуссий;

    · игры-практикумы;

    · проблемные ситуации;

    · сюжетно-ролевые игры;

    · конкурсы, викторины;

    · беседы;

    · коллективно-творческие дела.

    Формы проведения:

    · рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;

    · экскурсия; поездка, поход;

    · практическое занятие, викторина, консультация;

    · проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.

    Место предмета в базисном учебном плане.
    Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:

    Введение:

    · Я и Моя семья;

    · Природа родного края;

    · Мой поселок;

    · Край, в котором я живу.

    Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.

    Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.

    Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

    Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.

    На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного города. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.

    Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
    В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить. Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
    Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба. Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.

    Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.

    “Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.

    Характеристика возраста.

    Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
    Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

    Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

    Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

    В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

    Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

    В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
    С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
    В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.

    Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).

    Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)

    Критерии результативности:

    · Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);

    · Участие в социально-значимых проектах;

    · Участие в программе «Гости из будущего»;

    · Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.

    Тематическое планирование.

    Название блоков

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    Введение

    1

    1

    _

    1.

    Я и моя семья

    5

    14

    2.

    Природа родного края

    40

    12

    36

    3.

    Мой город

    4

    2

    2

    4.

    Край, в котором я живу

    4

    2

    4

                  Предполагаемые результаты обучения.

       Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

    Это предполагает:

    · освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
    · стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

    Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

    Основное содержание программы

    Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

    · представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

    · знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

    · умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в городском краеведческом  музее.


    Введение

    Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).

    Я и моя семья

    1. Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
      Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
    2. Природа родного края

    Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
    «Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского округа.

    1. Мой город:

    Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, познакомить. История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания.

    1. Край, в котором я живу.

    Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.

    Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа

    ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия

    Тематическое планирование для 1 класса (33 часа)

    № п/п

    Тема

    Часы

    Содержание теоретической части

    Практическая часть

    Примечание

    1

    Введение.
    Край, где я живу

    1 ч.

    Цели и задачи курса.

    2

    Что такое семья?

    1 ч.

    Понятие «семья».

    Викторина

    3

    Дружная Югорская семья

    1 ч.

    Народы, населяющие территорию ХМАО

    Кроссворд

    4

    «Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
    Проект.

    1 ч.

    Что такое имя?
    Разнообразие и значение наших имен.

    Сообщение «Происхождение моего имени»

    5

    Моя фамилия.

    1 ч.

    Корни фамилии.

    Конкурс рисунков «Моя семья»

    6

    Заключительное занятие по теме «Я и моя семья».

    1 ч.

    Составление генеалогического древа семьи

    7

    Многообразие растительного мира Югры.

    1 ч.



    Животный и растительный мир Югры.

    8

    Многообразие растительного мира Югры

    1 ч.

    Создание газеты «Животный мир Югры

    9

    Сезонные изменения в природе

    1 ч.

    Путешествие в Югорский зимний лес

    Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы»

    10

    Животный и растительный мир Югры

    1 ч.

    Игровая программа

    11

    Красная книга Югры
    Проект.

    1 ч.

    Животные, под охраной закона.

    Создание газеты «Красная книга Югры»

    12

    Травы Югры

    1 ч.

    Разнообразие трав.

    Создание альбома лекарственных трав

    Подготовка к участию в фестивале ученических проектов

    13

    Зеленая аптека Югры

    1 ч.

    Лекарственные травы.

    Проект «Зеленая аптека Югры»

    14

    Посещение городского краеведческого музея

    1 ч.

    Конкурс рисунков

    15

    Начало пути…

    1 ч.

    История школы

    Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа»

    16

    Город Когалым

    1 ч.

    Основные вехи развития города Когалыма. История появления

    Творческий отчет «Что мы знаем о городе?»

    17

    Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны

    1 ч.

    Создание «Аллеи славы»

    Проект «Ими гордится Югра»

    18

    Край, в котором я живу.
    Проект

    1 ч.

    Нефть – черное золото Югры.

    Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»

    19

    Герб, флаг ХМАО

    1 ч.

    Знакомство с символами ХМАО- Югры

    кроссворд

    20

    «Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер

    1 ч.

    Литературный вечер

    21

    Сказки народов Севера – кладезь мудрости.

    3 ч.

    Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры?

    Чтение и обсуждение сказок.

    22

    Загадки народов Севера

    1 ч.

    Особенности загадок

    Конкурс знатоков

    23

    Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта
    Проект.

    2 ч.

    Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало.

    Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры»

    24

    Фольклорные праздник (Медвежий праздник)

    1 ч.



    Медвежий праздник. Вороний праздник


    Сюжетно-ролевая игра

    25

    Фольклорные праздник (Вороний праздник)

    1 ч.

    26

    Быт ханты и манси.

    1 ч.

    Основные занятия ханты. Игры.

    Кроссворд, ребусы

    27

    Одежда народов Севера

    2 ч.

    Как одеваются коренные народы.

    Конкурс рисунков

    28

    Югорский лес весной

    1 ч.

    Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.

    29

    Что дает нам лес

    1 ч.

    Игровая программа

    30

    Обобщающий урок.

    1 ч.

    Игровая программа «Знаток Югры»

    Итого: 33 часа


    К концу первого года обучения учащиеся должны:
    а) знать:

    замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места города;

     героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
    3-5 лекарственных растений;
    ядовитые растения;
    основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
    б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.



    Тематическое планирование для 2 класса (34 часа)

    № п/п

    Тема

    Часы

    Содержание теоретической части

    Практическая часть

    Примечание

    1

    Мой дом – Когалым

    1 ч.

    Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город– её часть.

    Конкурс рисунков к Дню нефтяника «Мой папа нефтяник»

    2

    «Край, в котором мы живем»

    1 ч.

    Географическое расположение, климатические особенности

    викторина

    3

    Мир природы «хвойные и лиственные деревья»

    1 ч.

    деревья

    Кроссворд

    4

    «Хозяева тайги»
    Проект.

    1 ч.

    Символы, образы края

    Сообщение «о символике края»

    5

    Растительный мир округа, Когалыма

    1 ч.

    Особенности растительного мира

    Экскурсия по экологической тропе

    6

    Экскурсия в зал этнографии в краеведческом музее

    1 ч.

    Рассказ сотрудников музея о жизни и быте народа ханты

    Составление генеалогического древа семьи

    7

    Место на карте

    1 ч.

    Расположение и значение города

    Работа с картой России, ХМАО-Югра (местоположение округа, города)

    8

    Дата города.
    проект

    1 ч.

    Важные даты в истории развития

    Составление календаря знаменательных событий

    9

    Иллюстрация гербов городов округа

    1 ч.

    Гербы и символы

    Изготовление с детьми и родителями гербов городов ХМАО

    10

    «Символика города»

    1 ч.

    Символы

    Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего города»

    11

    Социальный мир города

    1 ч.

    Жители

    Игра «Поиграем в экономику»

    12

    Люди различных национальностей

    1 ч.

    Жители

    Выставка «национальный костюм»

    13

    Лица города

    1 ч.

    Люди, оказавшие большое значение для города

    Встреча людьми – первооткрывателями

    14

    «Все профессии важны, все профессии нужны».
    Проект.

    1 ч.

    Профессии

    Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»

    15

    Природный мир «Нефть – богатство края»

    1 ч.

    Значение открытия нефти для жизни

    викторина

    16

    Искусство в городе

    1 ч.

    Развитие традиций искусства

    Встреча с людьми искусства

    17

    Что читают когалымчане?!

    1 ч.

    Когалымская

    библиотека

    Экскурсия в библиотеку

    Начало проекта «Я и мой город»

    18

    «Конкурс знатоков родного края»

    1 ч.

    История, важные даты и вехи города

    Игра

    19



    Имя в истории.
    Проект

    1 ч.



    История появления названий улиц

    кроссворд

    20

    1 ч.

    Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом»

    21



    «Я и мой город»

    1ч.



    Защита ученических проектов



    Проект «Каким я вижу город»

    22

    1 ч.

    23

    Как это было…

    1 ч.

    Сочинение «Мой прадедушка герой»

    24

    Мы – помним!

    1 ч.

    История появления памятника погибшим

    Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ»

    25

    Начало пути…

    1 ч.

    История образования

    Создание газеты о школе

    26

    Школьная жизнь

    1ч .

    Традиции нашей школы

    экскурсия

    27

    Я – ученик моей школы.
    Проект

    1 ч.

    Достижения школы, значение её в жизни учащихся

    Личное портфолио

    28

    Природа Когалыма весной

    1 ч.

    Погодные условия

    Календарь погоды

    экскурсия

    29

    «Лекарственные растения нашего города»



    2ч.

    Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего города

    Оформление пособия «Лекарственные растения нашего города»

    30

    31

    Город в любое время года

    1 ч.

    Природа города во все времена года

    Создание буклета

    32

    Мой город

    1 ч.

    Конкурс рисунков «Мой город родной»

    33

    «Знай и люби вою малую Родину»

    1 ч.

    Итоговое занятие по всем разделам

    Конкурс знатоков

    34

    Обобщение изученного


    Итого: 34ч.


    По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
    Знать:
    · Краткие сведения об истории города, округа;
    · Основные традиции школы;
    · Различать символики Когалыма;
    · Название близлежащих улиц;
    · Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
    Уметь:
    · Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
    · Правила безопасности в природе и на улицах города;
    · Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.


    Тематическое планирование для 3 класса (34 часа)

    № п/п

    Тема

    Часы

    Содержание теоретической части

    Практическая часть

    Примечание

    1

    ХМАО

    1 ч.

    История создания края

    2

    Точка на карте

    1 ч.

    Месторасположение на карте России

    Работа с картой

    3

    Вехи истории.
    проект

    1 ч.

    Основные даты развития ХМАО

    Газета «Дата – событие»

    4

    Символика ХМАО

    1 ч.

    Основные символы и гербы поселений ХМАО

    Создание герба ХМАО

    5

    Климат

    1 ч.

    Климатические условия ХМАО

    Создание календаря наблюдений за погодой

    6



    Экскурсия в природу



    2 ч.

    Растительный мир ХМАО

    Составление альманаха «Знаменитые растения ХМАО»

    7

    8

    Звери, обитающие на территории нашего края



    2 ч.

    Животный мир края

    кроссворд

    9

    викторина

    10

    Рыбное богатство



    2 ч.

    Охрана рыбных богатств

    Создание газеты «Рыбное разнообразие ХМАО»

    11

    12

    Охраняемые виды живого

    1 ч.

    Растения, животные ХМАО занесенные в Красную книгу

    Составление отчета

    Изготовление красной книги

    13

    Заповедные места

    1 ч.

    Малая Сосьва и Юганский заповедник

    кроссворд

    14

    Национальное разнообразие

    1 ч.

    Многообразие национальностей, проживающих на территории ХМАО

    викторина

    15

    Коренные народы ХМАО
    проект

    1 ч.

    Быт коренных народов на территории ХМАО

    Сообщения учащихся

    16

    Нефть – наше богатство

    1 ч.

    Значение открытия нефти для развития ХМАО

    викторина

    17

    Все профессии ХМАО

    1 ч.

    Профессии работников ХМАО

    Сочинение «Кем работают мои родители?»

    18



    Предприятия ХМАО



    2 ч.

    Основные предприятия ХМАО



    Конкурс рисунков

    19

    20

    Что дает наш город округу?

    1 ч.

    Значение Когалыма

    Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту городу»

    21

    Богатство талантов

    1ч.

    Писатели, художники ХМАО

    Конкурс

    22



    Они создали историю…



    2 ч.

    Вклад различных людей в историю города

    Встреча со знаменитыми людьми города

    23

    24

    «Эхо войны»

    1 ч.

    ХМАО в годы войны

    Создание газеты «Аллея славы»

    25

    Памятники ХМАО

    1 ч.

    Основные памятники ХМАО, павшим воинам

    Посещение мемориала города

    26

    Начало пути…

    1 .

    История появления образования на территории ХМАО

    Буклет школы «Школы Когалыма»

    27



    Святые места…
    Проект



    2 ч.

    История появления святых мест на территории ХМАО

    Создание макета.

    28

    29

    ХМАО весной



    1 ч.

    Экскурсия по тропе природы

    30

    Памятные места ХМАО

    1 ч.

    Памятники, административные места, хранящие историю Когалыма

    Календарь памятных мест

    31

    Мой дом в Когалыме

    1 ч.

    Составление карты города на территории ХМАО

    32

    Обобщение

    1 ч.

    Конкурс знатоков ХМАО

    33

    + 2 ч. Резерв.
    Итого: 34 часа

    2ч.



    По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
    Знать:
    · Краткие сведения об истории ХМАО;
    · Различать символику ХМАО;
    · Основные социальные объекты и достопримечательности;
    · Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
    Уметь:
    · Выказывать точку зрения, умение слушать других;
    · Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.



    Тематическое планирование для 4 класса (34 часа)

    № п/п

    Тема

    Часы

    Содержание теоретической части

    Практическая часть

    Примечание

    1

    Мой дом — Югра

    1 ч.

    Расположение Югры, описание

    Нахождение на карте России округа

    2

    Мой адрес -Сибирь

    1 ч.

    Значение округа для страны

    Сочинение « Каким я вижу наш округ в будущем»

    3

    Облик родной земли



    2 ч.

    Описание родного края в различных произведениях

    Собрание самых красочных произведений о крае.

    4

    Творческий отчет

    5

    Река Обь – многогранная и незабываемая

    1 ч.

    Река Обь. Протяженность основные притоки.

    Конкурс рисунков

    6

    Река кормилица.
    Проект



    2 ч.

    Основное «население» Оби

    Составление буклеты

    7

    8

    Приглашаем в путешествие по реке

    1 ч.

    Стихи и проза о Оби. Мифы и легенды

    Сочинение «Матушка – Обе»

    9

    Мой дом на карте России

    1 ч.

    История заселения Югры

    Сообщения о первооткрывателях

    10

    Приключение двуглавого орла

    1 ч.

    История появления государственного герба

    Конкурс рисунков

    11

    Символ родной земли

    1 ч.

    Гимн и флаг

    12

    Геральдика Югры

    1 ч.

    Наука геральдика. Гербы городов Югры. История их появления

    Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?»

    13

    « В некотором царстве в некотором государстве…».
    Проект


    3 ч.



    Странные герои веселых хантыйских сказок. Умные сказки. Небылицы

    Конкурс иллюстраций к хантыйским сказкам.
    Составление книжки собственных сказок.

    14

    15

    16

    Народная мудрость Югорского края



    2 ч.

    Быт и традиции. Основные занятия.

    Творческая работа по созданию орудия быта

    17

    18

    Пословицы и поговорки народов ханты

    1 ч.

    Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами

    Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок.

    19

    Загадки народов Югры

    1 ч.

    Загадки коренных народов

    Конкурс на самую лучшую загадку.

    20

    Фольклорные праздник (Медвежий праздник)


    2 ч.

    Медвежий праздник


    Сюжетно – ролевые игры.

    21

    Фольклорные праздник (Вороний праздник)

    Вороний праздник

    22

    Игры народов ханты и манси.
    Проект



    2 ч.



    Разнообразие хантыйских игр

    Составление игр для других классов

    23

    Конкурс на считалку для проведения игры

    24

    Югорский лес весной

    1 ч.

    Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.

    Создание газеты

    25

    Многообразие растительного мира Югры.

    1 ч.



    Животный и растительный мир Югры.

    26

    Многообразие животного мира Югры

    1 ч.

    Создание газеты «Живой мир Югры

    27

    Животный и растительный мир Югры

    1 ч.

    Игровая программа

    28

    Красная книга Югры
    Проект.

    1 ч.

    Животные, под охраной закона.

    Создание газеты «Красная книга Югры»

    29

    Мой дом.

    1 ч.

    История малой Родины

    сочинение

    30

    Моя Семья

    1 ч.

    Генеалогическое древо семьи

    31

    Обобщение

    1 ч.

    Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов.

    32

    + 2 ч. Резерв
    Итого: 34 ч.


    По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
    Знать:
    · Общие сведения об истории города, округа;
    · Различать символику Когалыма, ХМАО — Югра;
    · Основные социальные объекты и достопримечательности;
    · Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
    Уметь:
    · Выказывать точку зрения, умение слушать других;
    · Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.


    Этапы педагогического контроля
    Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.

    Вид

    Какие знания, умения, навыки контролируются

    Форма подведения итогов

    1.

    Входящий

    Проверка начальных знаний о родном крае, городе.

    Беседа

    2.

    Текущий

    Усвоение темы «Я и моя семья»

    Устный рассказ, рисунок

    3.

    Текущий

    Усвоение темы «Природа родного края»

    Иллюстрированный тест
    «Природа родного края»

    4.

    текущий

    Усвоение тем: «Мой город», «Край, в котором я живу»

    Проект

    5.

    Итоговый

    Усвоение программы за год

    Итоговый тест

    По усмотрению учителя, все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( выдача дипломов, грамот).


    Список литературы для учителя:
    1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
    2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
    3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
    4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
    5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
    6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
    7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
    8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
    Список литературы для детей:
    1.История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов
    2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г.
    3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
    4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по краеведению "Край, в котором я живу"

    Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....

    Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

    Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...

    Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

    Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....

    Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

    Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....

    рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

    рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...

    Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»

    Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...

    Программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»

    Программа составлена для учащихся 1-4 классов...