Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
рабочая программа на тему

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т.Ш., на основе стандартов второго поколения «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. «Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков;  на основе рабочей  программы предметной линии учебников «Школа России» 1 – 4 классы «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М., «Просвещение», 2011, Федерального  государственного образовательного  стандарта. Учебно-методический комплекс «Школа России».

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

         -  Дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Коми, познакомить  с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край, город. Углубить и расширить знания учащихся о природе, истории и культуре родного   края. Формировать  информационную  компетентность учащихся.

Основными задачами реализации содержания курса являются

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_zanyatie_kray_v_kotorom_ya_zhivu_programma.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т.Ш., на основе стандартов второго поколения «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. «Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков;  на основе рабочей  программы предметной линии учебников «Школа России» 1 – 4 классы «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М., «Просвещение», 2011, Федерального  государственного образовательного  стандарта. Учебно-методический комплекс «Школа России».

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

         -  Дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Коми, познакомить  с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край, город. Углубить и расширить знания учащихся о природе, истории и культуре родного   края.Формировать  информационную  компетентность учащихся.

Основными задачами реализации содержания курса являются

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

  1. Обучающие:
  1. Изучение родного края: его социальной, культурной, природной среды.
  2. Начальное формирование экологических знаний, основ экологической этики  и ответственности.
  3. Создание условий для практической ориентации ученика в окружающем мире.
  4. Формирование представления о взаимодействии города, человека и природы.
  1. Развивающие:
  1.   Развитие у учащихся активного познавательного интереса к   изучению края.
  2.   Развитие мышления и речи учащихся.
  3.   Развитие наблюдательности, любознательности,  самостоятельности, творческих способностей.
  1. Воспитательные:
  1.  Воспитание любви к Родине ,к родному краю.
  2. Воспитание трудолюбия, любви к земле, уважения к людям труда разных профессий, воспитание гордости за своих земляков.
  3. Воспитание эстетического восприятия природы; бережное, ответственное отношение к ней.
  4. Воспитание самостоятельности и творческого отношения к делу.
  5. Создание условий для формирования нравственных чувств, этики поведения.

 Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. Очень важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках,  продолжалась в той или иной форме и после их окончания.

Для детей начальной школы понятие «край» достаточно узкое, соответствующее восприятию детей: это свой город, район. Из класса в класс познавательные возможности детей возрастают, и расширяется осознание своего места в окружающем мире –«Я, моя семья, мой район, мой город, мой край –республика Коми, мое Отечество - Россия, мир.»

Дети должны знать проблемы своего города и уметь радоваться достигнутым успехам.

Очень важно  сохранить познавательный интерес у школьников к познанию своего края, чтобы они могли применить  знания на практике и продолжили работу по изучению своего края в старших классах.

Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий, отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае, различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.

Актуальность.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно – исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребёнка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно – историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Программа «Край в котором я живу» рассчитана на  34 часа в 3-4 классах.

Курс рассчитан на 1 год.

         Программа  составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней информацией, с включением в ее содержание такого материала,  который  поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

     Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Дети должны:

- знать историю своего города;

- знать  традиции и обычаи своего народа.

- у детей появится интерес к изучению родного края ; 

- они научатся элементам исследовательской деятельности; -

у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности. 

      Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

       Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Личностными результатами изучения курса «Край в котором я живу» в 3- 4-м классе является формирование умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Край в котором я живу» в 3- 4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметными результатами изучения курса «Край  в котором живу» в 3- 4-м классах являются умения:

-знать  историю своей семьи, школы; происхождение своего имени и фамилии, домашний адрес  и телефон; адрес школы; названия улиц в микрорайоне школы и дома; семейных традиций;

историю происхождения своего города, района, основные памятные места города; уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;

знать растительный и животный мир родных мест; изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;  лекарственные растения; ядовитые растения; уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба; основных обитателей окрестных лесов;

правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.

- находить на карте свой города,  свою республику,

- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- находить на карте страны — республику Коми, столицы;

- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

- приводить примеры растений и животных из Красной книги РК;

- соблюдать правила безопасного поведения в природе;

- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;

Прогнозируемые результаты:

 1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Республики Коми, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

 2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

   В результате реализации  программы «Край в котором я живу»

учащиеся познакомятся:

- с историей, традициями родного города, края;

- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;

- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;

- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках Воркуты;

- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;

- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение творческих заданий

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:

- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;

- создание презентаций , проектов,

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;

   Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.  Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Тематическое планирование

№п/п

Темы

Количество часов

1

Символика республики Коми

1

2

Мой город

7

3

Сезонные изменения в природе

2

4

Мир растений

3

5

Мир животных

5

6

В царстве  грибов

1

7

Водоемы  нашего края.

1

8

Подземные богатства

1

9

Экология нашего края.

3

10

Жители моего города

3

11

Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!

7

Календарно- тематическое планирование.

3-4  класс - 34 часа

№п/п

Темы занятий

Количество часов

Символика республики Коми

1

С чего начинается Родина? Государственная символика Республики Коми

1

Мой город. 

2

Моя республика, мой город на карте. Работа по карте РК

1

3

История возникновения г.Воркуты.  Путешествие в историю своего города

1

4

Экскурсия в школьный музей.

1

5

Конкурс рисунков «Мой город».

1

6

«Улицы моего города»

1

7

Памятники и достопримечательности моего города»;

1

8

Проект «Мой город»

1

Сезонные изменения в природе

9

Погода нашей местности

1

10

Викторина "Сезонные изменения в природе".

1

Мир растений

11

Растения вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным.

1

12

Растения внесенные в Красную Книгу РК

1

13

Растения тундры .Проект

1

Мир животных

14

Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных.

1

15

Животные  внесенные в Красную Книгу РК

1

16

Птицы нашего края. (рисунки)

1

17

Охрана рыбных богатств. Викторина. Золотая рыбка

1

18

Проект «Разнообразие природы родного края»

1

В царстве  грибов

19

В царстве  грибов

1

Водоемы  нашего края.

20

 Реки нашей местности. Охрана водоемов

1

Подземные богатства

21

. Поверхность нашего края . Подземные богатства края, их охрана

1

Экология нашего края.

22

 Чтение экологических сказок. Правила экологической безопасности. Экология нашего края.

1

23

 Заповедники Республики Коми.

1

24

 Конкурс «Знаешь ли ты свой край?»

1

Жители моего города

25

Народы моей республики.  Дружеское отношение к людям разных  национальностей.   Традиционные праздники

1

26

Проект «Национальные костюмы народов нашего края»

1

27

Писатели и поэты нашего края.

1

Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!

28

Каким бы хотел видеть родной край в будущем. Конкурсы рисунков и сочинений

1

29

Посещение библиотеки.

1

30

Знаем ли мы свой край? Викторина

1

31

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Чтение рассказов о героях-земляках.

1

32

Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!»

1

33

Просмотр видеофильма о Республике Коми.

1

34

Конкурс презентаций о нашем крае. Защита проектов

1

Список использованной литературы.

       1. Авторская программа кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т.Ш.

             2. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина    России» М. «Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; .

  1. Антонов Ю.Е. "Как научить детей любить Родину", М., Аркти, 2003 г.
  2. Зенина Т.Н. "Подружись с природой", М.; ООО "Такер ТМ", 2003 г.
  3. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. "Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры": Учебн.-метод.пособие.-М.:"Гуманитарный изд.центр"Владос", 2002 г.
  4. Плешаков А.А. "Мир вокруг нас" Учебники (1-4), «Просвещение»
  5. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» Программа и тематическое планирование - Москва «Просвещение» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...

Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....

Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс

Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем»  для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...