"Игровые технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах"
статья ( класс) на тему

                Деятельность педагога должна быть построена в определенной последовательности и целостности, а выполнение её предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_igrovye_tehnologii_v_nachalnyh_klassah.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Игровые технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах»

подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Сайлыг

Ооржак Шивитмаа Оюн-ооловна

 

Педагог должен обладать необходимыми умениями и знаниями. А именно: ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.

Поэтому каждый учитель для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе должен использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

                Деятельность педагога должна быть построена в определенной последовательности и целостности, а выполнение её предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Это и есть педагогические технологии.Это и технология проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; Здоровьесберегающие технологии, игровые технологии и так далее.

Но как писал Сухомлинский, учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Поэтому для своей работы я выбрала именно игровые  технологии на  уроках и внеурочной деятельности.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

        Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

В моей педагогическом копилке содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счёту, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность этих игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игры, применяемые на разных уроках, многогранны и разнообразны.

Орфографическая грамотность основная часть изучения русского языка. На каждом уроке русского языка проводится орфографическая разминка.

У меня в руке мохнатый червячок.

Он везёт зеленоватый огонёк.

И зовут его, ребята, светлячок.  Какое правило здесь скажите?

Для развития орфографической зоркости на уроках используются игры «Найди ошибку»

Нашуречьку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил конки, салазки,

Йолку из лесу принёс.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Например, лексико-фразеологические игры.

 «Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

«Восстанови пословицу»

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач,  а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

На уроках русского языка и родного языка в первых классах можно использовать картинный словарный диктант. Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображённым на ней предметом. Дети записывают это слово к себе в тетрадь.

Другой вид словарного диктанта для детей постарше проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, внимание, трибуна, кофта, одноклассники, футбол, хоккей.

Игра найди «лишнее слово» развивает умение выделять в словах общий признак, развивает внимания, закрепляет правописание непроверяемых гласных. Подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

Игра “Что делать? Что сделать?” закрепляет понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

 Материал для игры:

Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

Загадки и кроссвордпо-прежнему достаточно часто использую на уроках. Они могут оживить опрос, активизировать работу учащихся на уроках. Кроссворд может быть предложен в начале урока с целью постановки проблемы нового урока. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

Включение дидактических игр и упражнений на уроках математики позволяю чаще менять виды деятельности, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Например: игра “Назови соседей числа”.

В первом классе при повторении нумерации чисел можно использовать стихи, при этом совершенствуются навыки устного счёта, развивается математическая речь, умение комментировать свои действия, развивается математическая зоркость.

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать? (4)

 Отгадайте загадку:

Ты со мною не знаком.

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног

Кто, скажи, я - …(осьминог).

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк!  (паук)

Чем похожи обе загадки?(есть число 8)

Определите тему урока. (дети высказываются)

Как получить число 8? (7 + 1)

Какая цифра обозначает число восемь?

Цифру 8, цифру 8

На носу всегда мы носим.

Цифра 8 плюс крючки –

Получаются … (очки).

Очень интересны «Интеллектуальные разминки». 
Сколько пальцев на 2 руках? 
Сколько недель в месяце? 
Порядковый номер пятницы в неделе? 
Наименьшее двузначное число? 
Какого числа последний день года? 

При решении уравнений можно использовать наглядный материал.

Если уравнения решим быстро и верно, то из маленького росточка вырастит красивый цветок.

«Провоцирующие задачи» закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.

На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.

На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, отправляются на Луну и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Например:Устный счет можно проводить по сказке «Колобок»:

Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу. 
– Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках).

Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

           Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности ребенка, в котором он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность.

          «Игра– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Играя, ребенок все время стремится идти вперед, у него одновременно работают подсознание, разум и фантазия, следовательно, развитие эмоциональной сферы детей, как и интеллектуальной, наиболее эффективно происходит в игре.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

В сфере деятельности  педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная...

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках        и внеурочной деятельности в начальной школе."...

«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»

Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...

Игровое занятие по внеурочной деятельности для начальных классов "У Солнышка в гостях"

Занятие по внеурочной деятельности в 1 классеНазвание:  «У Солнышка в гостях ».Технология занятия: игровая.Методические приёмы:  С/игры; практические действия.Предварительна...

Применение современных педагогических технологий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе

Применение современных педагогических технологий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе...