Главные вкладки

    «Игровые технологии, как средство стимулирования речемыслительной деятельности обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья»
    консультация (1, 2, 3, 4 класс)

    Киреева Надежда Михайловна

    Данная консультация предназначена для педагогов начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 6 г. Сочи

    Консультация для педагогов

    «Игровые технологии, как средство стимулирования

    речемыслительной деятельности обучающихся

    начальных классов с ограниченными возможностями здоровья»

    Подготовила: педагог-дефектолог

    МОБУ гимназии № 6

    Н.М. Киреева

    г. Сочи,2019 г.

    «Игровые технологии, как средство стимулирования речемыслительной деятельности обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья»

     «Без игры нет, и не может быть

    полноценного умственного развития.

    Игра-это огромное светлое окно,

    через которое в духовный мир

    ребёнка вливается жизненный

    поток представлений, понятий.

    Игра-это искра, зажигающая

    пытливости и любознательности».

    В. А. Сухомлинский.

    Развитие речи и мышления в детском возрасте является взаимосвязанным и взаимообусловленным процессом, на что указывают исследования специалистов как в области детской психологии Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, так и в области изучения детской речи Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, С.Н. Цейтлин и др.

    Результатом взаимосвязанного становления мышления и речи является формирование у детей речемыслительной деятельности как единого процесса порождения мысли и речи, составляющего материальную базу общения. Речемыслительная деятельность определяется как процесс преобразования и осмысления внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентирующийся на достижение цели в зависимости от нужд человека, и средство общения, обслуживающее различные стороны человеческой деятельности.

    Речемыслительная деятельность является чрезвычайно сложным и ранимым новообразованием детского возраста, в связи с чем её формирование нарушается при всех видах отклоняющегося развития.

    Расстройства речемыслительной деятельности занимают различное место в структуре дефекта отклоняющегося развития. Так, при интеллектуальной недостаточности и задержке психического развития нарушения смыслообразования занимают центральное место, выступая в качестве первичных, ведущих расстройств. При нарушениях зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата речемыслительная деятельность расстраивается вторично, вследствие дефектов восприятия окружающей действительности. При тяжёлых нарушениях речи (алалии, общем недоразвитии речи) расстройства речемыслительной деятельности также носят вторичный характер и возникают вследствие дефицита языковых обобщений и речевого общения. Особое место нарушения речемыслительной деятельности занимают и в структуре раннего детского аутизма, при котором, вследствие отрешённости ребёнка от окружающего мира, склонности к стереотипии, возникает фрагментарность представлений об окружающей действительности, нарушение контактов со взрослыми и сверстниками.

    Все обозначенные выше варианты отклоняющегося развития у детей требуют комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.

    Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с ОВЗ к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
    • учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

    В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. 

    Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

    • Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
    • Учет структуры дефекта;
    • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
    • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
    • Соответствие коррекционной цели занятия;
    • Учет принципа смены видов деятельности;
    • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
    • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

    Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки. Что же такое дидактическая игра?

    Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

    Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

    Дидактические игры позволяют:

    • проводить уроки в нетрадиционной форме;
    • развивать коммуникативные навыки учащихся;
    • обеспечивать свободный обмен мнениями;
    • организовывать процесс обучения в форме состязания;
    • облегчать решение учебной задачи;
    • вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
    • практически закреплять полученные знания.

    Игры могут применяться на уроках различного характера, но чаще всего их можно использовать на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Игры можно использовать на любом этапе урока. Целесообразно использование в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей, в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.

    При включении в урок игровых и занимательных упражнений нужно руководствоваться методическими указаниями к проведению дидактических игр и занимательных упражнений на уроках письма, развития речиматематики.

    Нужно помнить о том, что:

    - игра должна быть понятной, доступной, добровольной;

    - правила игры должны быть точными, немногочисленными;

    - подбор учебного материала должен соответствовать программе;

    - легкие и трудные игры должны чередоваться;

    - Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.

    Выделяют следующие виды дидактических игр:

    Игры-упражнения.9 (Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях). Примеры игр-упражнений:

    - анаграммы – это слова из одних и тех же букв, но обозначающие названия разных предметов;

    метаграммы – это загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причем в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова;

    - кроссворды - это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов;

    - ребусы – это загадка, в которой слово или предложение зашифрованы с помощью рисунков, букв или знаков;

    - шарады – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, представляющих, в свою очередь, отдельное слово;

    Игры-путешествия. (Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.)

    Игры-соревнования, игры-эстафеты (Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.)

    Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой. Дидактическая игра - это вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.  Кроме того, дидактические игры способствуют развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность) и закреплению знаний, приобретённых на уроках. 

    Использование игровых приемов на уроке пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности. Разумеется, учитель будет искать на своих уроках время и место для использования игровых заданий, рассеивающих ученические страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать. Т.е. важно, чтобы учитель творчески подходил к решению этой задачи и использовал в учебно-воспитательном процессе различные игровые и творческие задания, направленные на развитие учащихся. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли и т.д. Таким образом, в процессе игры у детей создаются благоприятные условия для развития.

    С помощью игры развиваются навыки устной речи, аудирования, творческие, мыслительные способности обучающихся, она заставляет их волноваться и переживать. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, выиграть.

    Обучающие игры помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять психологический барьер, усталость.

    В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает привлекательную форму. Новое рождается почти на каждом уроке. Часто дети сами подсказывают тему игры или ситуации. Фразу “Давайте поиграем” они ждут с нетерпением. Их веселый смех, желание говорить служат показателем заинтересованности.

    Наблюдение за процессом обучения с использованием игр и игровых приемов показывает, что их применение дает возможность привить учащимся интерес к уроку, создает положительное отношение к изучению, закреплению или повторению материала, стимулирует самостоятельную деятельность. По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая ситуация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

    Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

    Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного и младшего школьного возраста доступен именно данный тип мышления.

    Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

    Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в привлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию материала. Этому же служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания; это своеобразный тестовый контроль, проверка усвоения изученного материала, навыков говорения. Игру можно проводить и на уроке, и во внеурочное время, как внеклассное мероприятие. Игровые приемы активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в партнерстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе. Безусловно, использование игр требует много сил и времени для подготовки необходимого дидактического материала, но они оправдываются положительными результатами.

    Перейдем к некоторым примерам игровых приемов по развитию мышления для детей с ОВЗ:

    Игровые разминки (объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. В эту группу входят игры-задания, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом. Данные упражнения могут стать мостками, по которым дети будут переходить от одного вида деятельности к другому (например, от игровой деятельности к трудовой).

    Примеры игровых разминок:

    - «Волшебные буквы»;

    Цель: формировать умения составлять и преобразовывать слова.

    Содержание игры: в слове “рой” замени букву, обозначающую первый согласный звук, на “п” (пой); в слове “пей” - на “л”. В слове “лай” замени букву, обозначающую первый согласный звук на “м” (май). В слове “май” замени букву, обозначающую гласный звук, на “о” (мой).

    • «Веселые задачи»;

    Цель: развитие логического мышления.

    Содержание игры: детям предлагается коллективно у доски решить веселые задачи.

    1) У Пончика на комбинезоне 17 карманов: 10 карманов спереди, остальные сзади. В каждом кармане спереди - по 2 пончика, а сзади - по 3. Сколько всего пончиков у Пончика? (41 пончик.)

    2) На свой день рождения Пончик пригласил семерых коротышек. На сколько частей был разрезан пирог, если каждый гость съел по куску, а Пончик съел столько кусков, сколько все гости вместе? (На 14 кусков.)

    3) Доктор Пилюлькин даёт всем коротышкам по витаминке на завтрак, обед и ужин. Сколько витаминок нужно доктору на день, если всех коротышек 15, а Ворчун лекарств Пилюлькина не принимает? (42 витаминки.)

    4) К крокодилу Гене на новоселье приехали его родственники крокодилы, а к Чебурашке приехали его родственники Чебурашки. Крокодилов приехало 5, что на 3 меньше, чем Чебурашек. Сколько зверей сядет за праздничный стол? (15 зверей.)

    5) Чтобы разозлить Гену и Чебурашку, старуха Шапокляк сделала 12 пакостей Гене, 19 - Чебурашке и 39 - обоим вместе. Сколько пакостей старуха Шапокляк сделала зря, если они так ни разу и не рассердились? (70 пакостей.)

    - «Доскажи словечко»

    Цель: развитие мышления, речи

    Жеребенок с каждым днем

    Подрастал и стал…(конем)

    Кто альбом раскрасит наш?

    Ну, конечно…(карандаш)

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Пушистый хвост – краса.

    Кто это?... (лиса)

    В реке большая драка:

    Поссорились два … (рака)

    Я сижу, едва не плача,

    Очень трудная … (задача)

    - «Продолжи ряд»

    Содержание игры: Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.

    Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .

    - «Кто больше?»

    Цель: развитие мышления, классификация и обобщение.

    Учитель показывает (впоследствии - называет) предмет. Задача учащихся - назвать как можно больше признаков предмета (каков он).

    (Цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, блеск, материал изготовления, функция и др.).

    - «Сравни»

    Содержание игры: Учитель называет (показывает) детям предмет, ребята называют предмет, сходный с данным по какому-либо признаку, но называют и отличие этих предметов. (Цвет, размер - длина, ширина, высота, глубина; форма, масса, материал).

    - «Исключи лишнее»

    Цель: развитие мышления.

    Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

    Цвет: апельсин, киви, хурма

    цыплёнок, лимон, василёк

    огурец, морковь, трава

    сахар, пшеница, вата.

    Форма: телевизор, книга, колесо

    косынка, арбуз, палатка.

    Величина: бегемот, муравей, слон

    дом, карандаш, ложка.

    Материал: банка, кастрюля, стакан

    альбом, тетрадь, ручка

    Вкус: конфета, картошка, варенье

    торт, селёдка, мороженое

    Вес: вата, гиря, штанга

    мясорубка, перышко, гантели

    - «Говори наоборот» (Антонимы)

    Цель: развитие мышления, воображения.

    Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

    - «Грамматическая арифметика»

    Содержание игры: Детям предлагается произвести арифметические действия со словами и буквами и получить новые слова:

    Земля+нос-ос+ика=?

    Череп – п + муха = ?

    Кот+ ёлка-ка=?

    Ква+рак-ак+тира=?

    Мышь-ь+ель-ь+овка=?

    Фонетические игры – игры-загадки, имитации, соревнования, игры с предметами, на внимательность.

    Примеры фонетических игр:

    - «Какой звук я задумал? «(игра-загадка). Учитель называет 5 слов, в которых встречается один и тот же звук: осел, слово, насос, осень, слива.

    - «Необычный телефон!» (игра-соревнование). Рисуется телефон. На диске вместо цифр – буквы. Участники набирают слова по определенной теме и называют их.

    - «Назови слово» (игра с предметом). Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя какой-либо вопрос, касающийся темы.

    - «Скороговорка» (игра-имитация). Участники пытаются произнести за ведущим скороговорку, стишок или фразу на определенный звук:

    Лексические игры:

    -игры на карточках,

    - загадки,

    - головоломки,

    - сканворды ,

    - чайнворды.

    Учитель, используя в своей работе игровые технологии, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Лучшие игры составляются по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями.

    Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Фонетические игры, игровые разминки вызывают у школьника живой интерес к учебным предметам, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

    Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно, игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать.

    Игра, во – первых, объединяет детей, во - вторых, помогает включить в игру всех детей, в - третьих, даёт почувствовать каждому ребёнку свою значимость в коллективе, а в - четвёртых, игра является эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

    Таким образом, игровые технологии в жизни школьника имеют большое коррекционное воздействие и являются одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к любому предмету.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Филворд как средство развития общеинтеллектуальной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Филворд как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся....

    Мастер - класс "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

    Мастер-класс с целью повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей на уроках музыки и во внеурочной деятел...

    Занимательно-развлекательная игровая программа для учащихся 2- 3 класса с ограниченными возможностями здоровья «Улыбнись, Антошка!»

    Цели: Создание праздничной атмосферы в преддверии Нового 2016  года Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях класса, школы.Задачи:* развивать познавательные и творческие ...

    «Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)

    В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

    Программа внеурочной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования по спортивно – оздоровительному направлению «Доктор Здоровья»

    Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специали...