КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК И ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Хегай Алла Александровна

Данный материал предназначен для раскрытия творческого потенциала обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК И ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ.

Хегай А.А.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Страничка для родителей

В школу-интернат V вида поступают дети с различными речевыми расстройствами. Структура речевого дефекта у детей данной категории включает общее недоразвитие речи. Это означает, что у таких детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы. При ОНР отмечается более позднее начало речевого развития, ограниченный словарный запас, большое количество аграмматизмов, дефекты звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематические нарушения.

        Известно, что предпосылками для развития речи является достаточный уровень развития памяти, внимания и мышления. Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая обобщает практический опыт ребенка, способствует формированию представлений о предмете.

 Путь развития воображения можно представить как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу. Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Первые его проявления относятся к 2,5 - 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами, подражая взрослым. У ребенка 4 - 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно - ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов - представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, "проигрывать" их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории. Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период - сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью.                                                                                                                                                                                                

Несколько иначе процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

         В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

         Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.                                                          Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе.

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей.

       У детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости воображения (понятийный словарь). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых.

Современные специалисты (С.П.Кондрашов, С.В.Дьякова, О.М. Дьяченко, В.П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:

1) снижение мотивации в деятельности;

2) снижение познавательных интересов;

3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;

4) отсутствие целенаправленности в деятельности;

5) несформированность операционных компонентов;

6) сложность в создании воображаемой ситуации;

7) недостаточную точность предметных образов — представлений;

8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Итак, проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.

 В дошкольном детстве происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных функций. Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко и др. показывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.                  

Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается неготовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить.

Учитывая особенности развития младших школьников с нарушениями речи, коррекция отклонений в развитии данной психической функции (воображения) дает положительные результаты в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер и организуется в два этапа: пропедевтический (у детей формируются в театрализованных играх предпосылки творческого воображения) и основной (активизируются самостоятельные творческие проявления ребенка).

При этом коррекционная технология их формирования основывается на принципе развивающего обучения, при котором оно должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты способностей, которые еще не сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения.

Первое направление коррекционной работы – формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к творческой театрализованно-игровой деятельности.

На этом этапе важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей участвовать в различных театрализованно-игровых формах:

  • материальные (оборудование, обстановка и т.д.);
  • первоначальную ориентировку ребенка в новой для него деятельности;
  • расширение круга его представлений о театре, обогащение новыми впечатлениями, накопление опыта;
  • положительное отношение к творческой деятельности.

               Т.е. коррекционная работа начинается с «погружения» ребенка в мир театра сначала в условиях детского сада (настольный театр, фланелеграф, детский кукольный театр би-ба-бо), затем совместно со взрослыми продолжается в процессе посещения спектаклей детских театров (кукольного, драматического и музыкального).

                Впечатления детей закрепляются в тематических беседах и занятиях по рисованию: «Что такое театр?», «Кто такие актеры?», «Кто такой режиссер?».

          Второе направление коррекционной работы ставит задачей обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия и представлений, развитие образного видения как основы для проявления творческого воображения младших школьников в условиях театрализованных игр.

            В школе-интернате работа по первому направлению проводится в форме презентаций на тему «Актерская игра», «Со страниц на сцену». Родителям даются рекомендации по посещению детских кукольных театров, представлений. А также ведутся тематические беседы «Театральная деятельность», «Книга и спектакль» и конкурсы «Рисуем любимого героя», «Книга со сказками» и др.

           Коррекционная работа по второму направлению начинается с расширения кругозора детей за счет увеличения информации; обеспечения усвоения содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимания характерных особенностей их образов; формирования представлений о композиционном построении сказок; целостного видения воображаемого сюжета и образа. Для этого используются материалы авторских сказок: «Красная шапочка» Ш. Перро, «Теремок» С.Я. Маршака, «Репка» Н. Глейзерова и др., а также серии игровых заданий (по Е.А. Медведевой), разработанных специально для формирования предпосылок творческого воображения. Использование авторских сказок дает возможность уже на этапе восприятия и формирования представлений показать детям, что автор, фантазируя и вводя дополнительные персонажи, сочиняет вариант уже знакомой сказки. Для обеспечения целостности восприятия и формирования образного видения знакомство с художественными произведениями может осуществляться в различных вариантах: с развернутым описанием, с показом иллюстраций и беседой, с использованием музыкальных иллюстраций.

              Формированию образного видения сюжета и персонажей способствуют серии игровых заданий под названием «Слышу-воображаю» и «Вижу- воображаю».

        Таким образом, работа по данному направлению с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, способствует развитию целого ряда важнейших психических функций: связной речи, творческого воображения, мышления, внимания, памяти, а также расширяет кругозор и повышает познавательный интерес, что в свою очередь способствует успешному освоению младшими школьниками учебной программы.

Литература

  1. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1994.
  2. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях // Руководство играми детей в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1986. – 140с.
  3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967..
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.
  5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
  6. Медведева Е.А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников с задержкой развития в театрализованных играх: Дис. канд. пед. наук. – М., 1997. – 192 с.
  7. Неменова Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 1. – С.19.
  8. Петровский А.В. Воображение / Общая психология. – М., 1977.

                               

                                                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КООРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШК...

"Методы и приёмы выработки у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья беглого и осознанного чтения"

Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяется представления детей с ОВЗ об окружающей действительности, обогащаются их наблюде...

Сценарий спортивного праздника «Чемпионы среди нас» для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Сценарий спортивного праздника«Чемпионы среди нас»для обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья....

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья

Разработанный мной индивидуальный образовательный маршрут ученика 1-го класса  с ограниченными возможностями здоровья предусматривает как вариативные формы обучения,  так и различные формы...

Особенности развития речи у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты, структура и условия освоения основной образовательной программы начального общего образования должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальной школы, включая обр...