"Методы и приёмы выработки у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья беглого и осознанного чтения"
статья по чтению на тему

Конюхова Людмила Александровна

Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяется представления детей с ОВЗ об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения. Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение чтению детей с недоразвитием интеллекта является наиболее трудным разделом  изучения  языка. Полноценный навык чтения характеризуется четырьмя качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и сознательностью. Ведущим среди этих качеств является сознательность чтения. Все остальные, составляющие технику чтения, важны для обеспечения понимания содержания читаемого. Вместе с тем нельзя переоценить значения техники чтения, без достаточной сформированности которой будет затруднён сам процесс сознательного чтения, а главное – возникновения у детей желания читать.

        Определяющим фактором для других технических качеств (правильности и выразительности), так же как и для осознания читаемого текста, является беглость чтения, дефинируемая как темп чтения, характерный для разговорной речи. Считается, что чтение текста вслух в темпе 120-130 слов в минуту – оптимально для его восприятия и понимания слушателями. Неполноценный навык беглого чтения затрудняет подготовку домашних заданий, получение информации из книги и фактически подрывает основу формирования ребёнка как читателя и как само развивающуюся личность.

           Становление качества беглого чтения у детей с нарушением интеллекта – процесс достаточно длительный. Это обуславливается многими причинами, в частности недостатками понимания читаемого, несовершенством речевого развития детей, ограниченностью объёма их зрительного восприятия, слабой сформированностью оперативной памяти и другими факторами. В этих условиях постоянное напоминание учителя, что надо читать как можно больше для овладения быстрым чтением, оказывается нерезультативным.

Ученики в силу реально существующих дефектов не могут самостоятельно преодолеть возникающие трудности. Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяется представление детей об окружающей действительности, обогащается их наблюдения.

Уроки чтения в младших классах организуются как объяснительное чтение, ставят перед собой задачи развития у учащихся навыки сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначального сведения о природе и обществе, а также нравственного и эстетического воспитания учащихся. Уделяется большое внимание разбору содержания текста, раскрываются и уточняются понятия, выясняются значения отдельных слов. Обращается внимание на характер и речь персонажей. Значительное место занимает неоднократное перечитывание текста и его частей.

Во  втором  классе  выдвигается  требование  развития  сознательного, выразительного плавного чтения по слогам, к концу учебного года чтение целыми словами, придерживаясь интонации. Учащиеся должны пересказать прочитанное с помощью вопросов учителя.

В третьем классе продолжается работа по переходу на слитное чтение. Учащиеся продолжают учиться читать выразительно, соблюдать паузы, ударения, читать по ролям. Воспитывается навык молчаливого чтения (про себя) и ответа на вопросы. Учащиеся должны самостоятельно пересказывать текст.

В четвёртом классе они должны отвечать всем необходимым качествам, т. е. осознанно, выразительно, бегло читать и пересказывать. Обязательным является чтение детской литературы.

        Речевая разминка может проводиться в любом классе, начиная со второго года обучения. Однако наиболее эффективное использование данного приёма, как показали исследования и школьная практика, возможно с четвёртого – пятого классов, т. е. тогда, когда в качестве речевого материала можно подбирать текст, а не отдельные слова и предложения.

        Как уже говорилось ранее, речевая разминка проводится в начале урока. Для этой цели подбираются специальные тексты с учётом нескольких требований:

  • Доступности их содержания;
  • Простоты структуры слов и предложений в тексте;
  • Относительной занимательности сюжета;
  • Различий в объёме текстов и сложности фабулы для обеспечения дифференцированного подхода к школьникам.

Примерная методика работы в период проведения речевой разминки может быть следующей:

  1. Тексты  на карточках (разные по содержанию и объёму) раздаются учащимся. Объём текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребёнка в технике чтения.
  2. Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст про себя, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух. Учитель стремится придерживаться отведённого времени, но не забывает при этом, что данное упражнение своего рода игра, которая должна вызывать удовольствие. В связи с этим учитель может несколько «растянуть» минуту, если дети не укладываются в реально отведённое время.
  3. После окончания молчаливого чтения (шёпотное чтение не исключается) вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста в пределах того же времени, равного одной минуте. Введение временного промежутка для чтения определённого количества слов в школе 8 вида используется только как тренировочное упражнение. При контрольной проверке техники чтения учитываются способ чтения, соответствующий программным требованиям, правильность, выразительность и понимание прочитанного.
  4. Учитель задаёт вопрос классу по прочитанному материалу, чтобы убедиться, как школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. По мере приобретения навыка работы на «речевой разминке» обязанность задавать вопросы переходит к самим читающим. В результате каждый ученик в процессе молчаливого чтения выполняет два задания: читает текст про себя и формулирует один вопрос, который он задаёт классу, если его вызовут для чтения. При регулярном проведении речевой разминки каждый ученик класса выполняет роль «маленького учителя» с большей или меньшей помощью преподавателя.
  5. Класс оценивает технику чтения своего товарища с учётом соблюдения времени (условно со слов учителя), правильности, выразительности чтения и сложности подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться цветовыми сигналами: зелёный – 5, жёлтый – 4, красный – 3. Оценка комментируется учениками. Учитель ставит в журнал ту оценку, которая названа большинством детей. Как правило, отметка «3» в журнал не ставится. Ребёнку предлагается в следующий раз лучше подготовиться и получить более высокую оценку товарищей. Слабые в технике чтения школьники участвуют наряду с другими детьми, но с текстами, как уже говорилось ранее, значительно меньшими по объёму и предельно упрощенными по содержанию.

Сознательность чтения.

Учащиеся коррекционных школ часто читают несознательно, они не понимают некоторых слов, нечётко представляют содержание читаемого, не улавливают главной мысли. Они склонны к механическому восприятию художественного произведения. При передаче содержания часто нарушается последовательность, плановость рассказа, в результате содержание искажается.

При выборе методов работы необходимо содержание конкретных фактов: сюжетные картинки, серия картинок, диафильмы, иллюстрирующие тексты, приёмы словесного рисования (как бы они изобразили читаемое в рисунке, или в действии). Это важнейшее средство развития воображения, способствующее полноценному восприятию.

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения заложены в следующих видах работ:

  1. предварительная беседа;
  2. беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа;
  3. работа над планом и пересказом прочитанного;
  4. словарная работа.

Пересказы учащихся свидетельствуют о степени осмысления прочитанного. Рассказы по аналогии развивают воображение, позволяют активизировать речь, проводить сравнения и сопоставления жизненных ситуаций. При этом можно использовать -  рисование, лепку, аппликацию, театр.

Словарная работа:

  1. показ предмета, картинки с изображением предмета, демонстрация макета, муляжа, чучела и др.
  2. замена незнакомого слова знакомым, близким по смыслу (трепетная осина – дрожащая, настигать – догонять)
  3. расчленение общего понятия на частные или отнесение частного понятия к общему (инструменты: рубанок, пила) и наоборот.
  4. развёрнутое объяснение значения слов (док – место где ремонтируют суда).

Правильность чтения:

  1. звукобуквенный анализ слов, работа с разрезной азбукой. Трудные слова произносятся по слогам, составляются из азбуки, а затем плавно читаются. Иногда трудные слова записываются на доске по слогам  лесенкой, а затем прочитываются.
  2. чтение таблиц с трудными словами и предложениями, сначала читают по слогам,  потом слитно;
  3. чтение небольших текстов, написанных на доске с трудным стечением согласных, с ъ и ь знаками, с е, ё, й ;
  4. самостоятельное выделение трудных слов из текста;
  5. своевременное объяснение значения слов;
  6. хоровое чтение трудных частей рассказа, вслед за этим данную часть читают слабые дети;
  7. применение указки при чтении, что облегчает ориентировку на странице, активизирует зрительное восприятие;
  8. распределение частей рассказа с учётом возможностей учащихся;
  9. коллективное обсуждение правильности чтения.

Правильное чтение – это чтение без ошибок для этого необходимо каждодневное упражнение в чтении под контролем учителя, предупреждение ошибок в чтении и своевременное их исправление.

Беглость чтения:

Учащиеся должны чаще и больше читать. На чтение отводится 25 – 30 минут урока. При этом очень важно следить, чтобы в чтении принимали участие все дети. Так как слабые дети могут утомлять своим чтением остальных, их следует вызывать чаще, но читать они должны не долго.

Один и тот же текст нужно перечитывать неоднократно, цепочкой.

а) ответы на вопросы строчками из текста,

б) повторное чтение после указанных ошибок,

в) нахождение отдельных мест в тексте при разборе содержания.

Очень важна предварительная ориентация учащихся в тексте.

Предварительное прочтение трудных слов.

Для нарастания темпа чтения можно использовать таблицы слов

( мял – мал, мушка – мишка, кошка – кошки). Постоянно темп этих слов ускорять, можно использовать скороговорки.

Выразительность чтения – это важное средство обучения и воспитания детей. Для выразительности важно логическое ударение, т. е. умение найти самое главное слово во фразе и выделить его голосом.

ТАНЯ сшила платье в мастерской.( кто сшил платье?)

Таня СШИЛА платье в мастерской.( что сшила Таня?)

Таня сшила ПЛАТЬЕ в мастерской. (что сшила Таня?)

Таня сшила платье в МАСТЕРСКОЙ. (где сшила платье Таня?)

Слово под ударением должно произноситься сильнее других, но оно может произноситься и шёпотом. Можно рекомендовать и следующие задания:

  1. прочитать слово и назвать в нём ударный звук;
  2. прочитай предложение так, чтобы тебя слышал только учитель. А теперь прочти громко, чтобы слышал весь класс;
  3. прочитай предложение медленно, а затем быстро;
  4. прочитай слово так, чтобы выразить разные чувства: удивление, радость, досаду.

Чтение вслух и про себя:

  1. чтение про себя заданий, написанных на доске, с последующим их выполнением (например, покажи тетрадь, подними руку).
  2. учащиеся читают молча текст, затем по указанию учителя закрывают книги. Кто-то из учащихся передаёт содержание текста, остальные дополняют.
  3. на доске записываются вопросы. Учащиеся их прочитывают вслух, затем читают указанный учителем текст про себя, после чего отвечают на поставленные вопросы.
  4. после молчаливого чтения учащиеся рисуют словесные картины к тексту или отдельными его частями, отвечают на вопросы, помещенные в книге для чтения.
  5. учащиеся читают про себя титры (подписи под кадрами) при просмотре диафильма. Затем следует подробный устный пересказ его содержания.

При работе над одним текстом  должны использоваться оба способа

Этапы работы над художественным произведением.

  1. чтение текста учителем. Цель данного этапа – обеспечить первичное целостное восприятие текста учащимися. Книги у учащихся закрыты, всё внимание сосредоточено на учителе, его мимике, жестах, голосе. Всё это помогает выработке у детей такого важного качества чтения, как выразительность. Иногда можно поставить вопрос перед прочтением текста, на который они должны ответить.
  2. чтение учащимися текста по частям и  анализ текста. Учитель заранее делит текст на логические части, которые дети читают и пересказывают, на этом этапе рассматриваются иллюстрации.
  3. повторное чтение текста учащимися. Цель этого этапа закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление, прочитать по ролям, упражняться в выразительности чтения.
  4. пересказ прочитанного. Цель выяснить насколько правильно поняли учащиеся  содержание читаемого, упражнять в построении правильных фраз.
  5. заключительная беседа. Цель данного этапа состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все выводы, разобрали черты характеров героев произведения, как к ним относятся автор и сами учащиеся.            

Чтение сказок.

Своеобразный зачин и концовка, типично « сказочные « обороты  речи, непосредственное обращение к слушателям – особенности, требующие, чтобы сказку читали по – особому, рассказывая, учитель должен использовать живую речь, паузы, жесты, мимику. Учитель должен заранее наметить, какие слова он объяснит перед прочтением сказки, какие будет объяснять по ходу сказки или с помощью картинок, а какие останутся без объяснения, их дети поймут из контекста.

Необходимо учить детей использовать интонации, выразительность голоса: дед – хрипло; баба – тихо, медленно; лиса – хитро; волк – грубо; зайчик – тихо, боязливо.

Чтение стихотворения.

Главная задача донести до детей чувства, выраженные в нём: как его читать – бодро и весело или печально и задумчиво, торжественно, с пафосом или просто и спокойно.

Не нужно требовать пересказать стихотворение своими словами.

Основное место должно занять выразительное чтение.

Работу над стихотворением начинают с беседы, затем учитель читает стихотворение, вместе с детьми определяют, какое впечатление произвело на них это стихотворение. Детям предлагают прочитать его вслух. Далее читают по частям, а для выразительного чтения предлагают прочитать сначала про себя, а затем вслух. На дом даётся задание выучить стихотворение наизусть. Можно начать заучивать его в классе.

Чтение басен.

Понимание басен учащимися со сниженным интеллектом затруднительно, потому что они не улавливают аллегории, они не улавливают смысла. Цель урока – раскрыть смысл басни, показать учащимся к каким последствиям приводит человека лень и беззаботность, упрямство и жадность, зло и ненависть.

При чтении басен необходима словарная работа, беседа по первому впечатлению о прочитанном, разбор по содержанию и выразительное чтение учителем. В заключительной беседе характеризуются все персонажи басни, их поведение сравнивается с поведением людей.

Отбирая и используя методы и приёмы работы, необходимо соблюдать ряд требований, относящихся к организации всякого урока объяснительного чтения:

  1. каждый урок чтения должен вызвать интерес учащихся.
  2. главное место на уроке занимает чтение и разбор текста учащимися,
  3. разъяснения учителя не должны занимать слишком много времени в ущерб развитию речи учащихся,
  4. для объяснения непонятных слов используются беседа, рассказ учителя, разбор картин, рассматривание предмета .
  5. необходимо обеспечить многократное прочитывание текста или отдельных его частей, каждое перечитывание должно сопровождаться новым заданием для учащихся,
  6. вопросы должны быть конкретными содержательными и простыми по форме. Задавать их нужно точно, чётко, ясно.
  7.  чаще должны звучать вопросы, требующие сравнения,  обобщения, выбора.
  8.  учитель постоянно уделяет внимание предупреждению и исправлению ошибок в чтении, а так же развитию всех основных качеств чтению.
  9.  проводит работу по развитию логического мышления и связной устной речи.
  10. следит за пересказом учащихся, добивается, чтобы мысль была правильно высказана.
  11. осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в обучении чтению.