"Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в работе учителя начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ"
статья

Редькина  Елена Сергеевна

Здоровьесберегающии и здоровьеформирующии технологии в работе учителя начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии как условие повышения мотивации к обучению у  учащихся  в начальной школе

Здоровье – самое дорогое, что у нас есть. Это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.

Необходимость смещения акцента в работе учителя в сторону использования здоровьесберегающих образовательных технологий становится очевидной и является требованием Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения. В соответствии со Стандартом,  осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

   Думая о здоровье подрастающего поколения, мы должны сохранять и развивать психические и физические качества, работоспособность и социальную активность детей в школе и дома.   В последнее время медики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Наблюдаются изменения показателей физического развития, патологии зрения, рост хронических заболеваний: аллергических, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Всё чаще у детей возникают неврологические нарушения, депрессивные состояния. Ежегодно около 65% учащихся болеют респираторными заболеваниями. У детей повышается утомляемость, сейчас уже широко известен синдром хронической усталости. «Помолодели» такие болезни, как диабет, гипертония, атеросклероз. Около 40% выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. Около 50% учащихся 10-х классов нуждаются в услугах психологов и даже психотерапевтов.

    Поэтому возрастает роль учителя в решении проблем здоровья детей. В 50-52% случаев здоровье определяется образом жизни и только 10-15%  зависит от здравоохранения. Одной из главных задач образования сегодня является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников..

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1.     условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2.     рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

3.     соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

4.     необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

   «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни

 

      Данные технологии должны удовлетворять принципам  здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

   Вопросами сохранения и укрепления здоровья занимается наука – валеология. Валеологическое воспитание представляет собой процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. Валеологизация учебно-воспитательного процесса предполагает:    

?психолого-педагогическую оценку готовности к обучению детей в школе (ежегодно с апреля по сентябрь в школе проводится собеседование с будущими первоклассниками и их родителями).

?изучение индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса.

?анализ и оценку адаптации учащихся на разных этапах обучения в школе ; с целью предупреждения дезадаптации в 1 и 5 классах проводится диагностика уровня адаптации учащихся и необходимая коррекционная работа.

?личностно-ориентированное обучение учащихся: создание разнообразных стартовых условий и методов обучения для развития каждой отдельно взятой личности.

?валеологически целесообразную организацию урока, его этапов, компонентов.

?достаточную двигательную активность детей в процессе обучения, использование режима динамических пауз, организацию активного отдыха на переменах ( проведение различных физкультпауз, активных подвижных игр и многое другое).

   Валеологизация учебно-воспитательного процесса предопределена необходимостью изменения современного процесса обучения в школе. Необходимость смещения акцента в работе учителя в сторону использования здоровьесберегающих образовательных технологий становится очевидной и является требованием Федерального Государственного образовательного стандарта .Системно-деятельностный подход к образованию, который лежит в основе ФГОС, предполагает разнообразие и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. В соответствии со стандартом,  осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.  

   Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

   Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Особое значение приобретают технологии, направленные на активность обучающихся: проблемно-диалогическая технология (средство - открытие знаний вместе с детьми), адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах, и другие.

   Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных качеств учащихся посредством учебных предметов. 

Технология дифференцированного обучения позволяет осуществлять учёт особенностей обучающихся.

Технология проблемного обучения создаёт условия для самовыражения учащихся, позволяет использовать разнообразные приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

Технология безотметочного обучения усиливает внутреннюю мотивацию учеников и обеспечивает комфортное состояние учащихся.

Технология диалогового обучения даёт возможность педагогу превратить урок в пространство эффективного общения, создаются условия для самовыражения учащихся, благоприятного психологического фона. 

Технология рефлексивного обучения даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала. 

 Педагогика сотрудничества – помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Урок с позиций здоровьесбережения.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

1)5-25-я минута — 80%;

2)25-35-я минута — 60-40%;

3)35—40-я минута — 10%.

  От правильной организации урока зависит во многом то состояние, в котором пребывает ребенок, зависит длительность его умственной работоспособности и возможность своевременного предупреждения утомления.

   В этой связи нельзя забывать о важности гигиенических условий урока (температура воздуха, свежесть воздуха, освещение, внешние раздражители). Количество видов деятельности на уроке должно быть оптимальным с учетом особенностей изучаемого предмета (опрос, чтение, монологические высказывания, составление диалогов, изучение грамматических тем). В связи с этим чередоваться должны и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, работа в парах и группах). Обязательным на уроке в современной школе должны иметь место методы, способствующие активизации уч-ся (игровые методы, исследовательские методы, метод проектов и т.д). Учитель на любом уроке должен следить за правильной позой учеников, т.к смена видов деятельности требует смены позы учеников. На каждом уроке на любом этапе обучения должны проводиться физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз.

Анализируя все выше перечисленные важнейшие аспекты здоровьесбережения, выделяют 4 основных правила построения  урока:

ПРАВИЛО №1.Правильная организация урока

ПРАВИЛО№2. Использование различных каналов восприятия.(аудиальное, визуальное, кинестетическое)

ПРАВИЛО №3. Учет работоспособности учащихся.

ПРАВИЛО №4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

 Говоря об уроке  в начальной школе, обязательным условием успешности учителя и учащихся будет учет всех этих правил и четкое следование им при планировании и проведении уроков. Уроки должны проводиться в соответствии с требованиями ФГОС. Целью учителя должно быть, прежде всего, формирование и повышение мотивации к познанию . Результатом качественно проведенного урока будет взаимный интерес, подавляющий утомление.

 Учитывая особенности каждого ребенка, учитель должен излагать материал на доступном языке. Для учащихся с преобладающим  визуальным восприятием педагог может предлагать письменные формы работы на уроке, в разумном их сочетании с устными.

Для аудиалов важным способом восприятия будут прослушивание  рассказов,  диалогов и монологов, просмотр видеофильмов,презентаций. Для ребят с кинестетическим восприятием важными аспектами станут игровые моменты на уроке.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

1.     Снятие эмоционального напряжения.

 На начальном этапе урока для снятия эмоционального напряжения можно использовать игровые технологии. Играя, ребенок раскрепощается, а учитель незаметно отрабатывает нужный  материал, формирует аудитивные навыки и навыки чтения  Хороший эффект дает использование интерактивных программ, которые вызывают огромный интерес у учащихся.

2.     Создание благоприятного психологического климата урока.

Спокойное ровное общение на уроке, внимание к каждому ученику, позитивное отношение учителя к желанию ребенка высказаться, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности. В обстановке психологического комфорта успешность детей и самого учителя повышается.

3.     Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

   Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи сохранения здоровья школьников. Благодаря использованию современных технологий на уроках  оказывается возможным обеспечить комфортные условия ученикам, учесть их индивидуальные особенности и минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.   

   На уроках нужно  использовать методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения и также принцип двигательной активности на уроке. В результате введения в урок различных видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке.

Для межличностного общения хорошо зарекомендовали себя методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Индивидуальный и дифференцированный подход  осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный  материал подбирается с учетом возможностей  ученика. Практикуется на уроках использование элементов рзноуровневого обучения: Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.    Двигательная активность учеников на уроках  способствует лучшему овладению  материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

      Использование на уроках динамических пауз неоценимо.  Их цель  – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Динамические паузы могут быть разнообразными - различного рода движения, ролевые игры, , игры-соревнования, игры с предметами, диалоги ,сказки, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок. У нас имеются специальные презентации для динамической паузы. Хорошее подспорье – подборка дисков детских песенок с выполнением физических упражнений. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.      Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. Используются всевозможные записи мультимедиа для выполнения зарядки.  Практикуется так же зарядка для снятия мышечного утомления с пальцев при письме, а также зарядка для глаз.

         В процессе обучения большое значение имеет игра. В игре ребенок раскрывается, раскрепощается т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Применять игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игры-пантомимы: «Изобрази животных», «Помощь по дому» и др.   Игровая методика, особенно широко применяется в начальной школе на разных  этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают  материал.

    Большое значение в развитии мотивации изучения  материала имеет проведение занимательных уроков или введение занимательных элементов в уроки. Это всевозможные ролевые игры.   Дети работают в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава.   Сменность партнера и партнеров по методике Ривина снимает усталость, привносит элемент новизны. Хорошо зарекомендовала себя технология ТРИЗ-РТВ (развитие творческого воображения). Дети по заданным критериям сочинят сказки или описывают картинки (ТРИЗ технология « Картинки без заминки. ) Эти технологии предполагают как умственную, так и двигательную активность учащихся.

  В начальной школе полезно проводить игры с предметами для развития моторики рук и пальцев. Занимательны и полезны игры с карточками, мячом, кубиками. Можно использовать  пальчиковые куклы.

   Обобщая вышесказанное, можно сказать, что здороьесберегающие технологии играют важную роль в образовательном процессе школы. Комплексное и регулярное использование здоровьесберегающих технологий на уроке  повышает качество образования, мотивацию к учению , а также укрепляет и сохраняет здоровье учащихся. Сохранение здоровья детей – это одна из главных функций школы. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно формировать основы правильного поведения. Здоровье – главное в нашей жизни.

   

                                           Литература

4 1.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.  2. Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319

  1. Методические рекомендации: ЗСТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М.   М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М.: Триадафарм, 2002. –144 с.
  2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:           методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
  3. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-

 воспитательного  процесса» 1982г. – 480 с.

  1. Петров О.В. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя фикультуры»http://www.dissercat.com/
  2. 5. Менчинская Е.А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  3.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.

 

  1. Коваленко В. И. Здоровьесберегающие технологии. –М. 2004г. - http://teach1

        10.Сайты:  http://konf-sot-2011.ucoz.ru             www.ourkids.ru

                      www.specialschool.ru

                      http://www.valeologija.ru/                 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов».

В своём выступлении на педагогическом совете помимо теоретических основ , я делюсь практическими наработками о том как сохранить здоровье учащихся....

здоровьесберегающие образователь технологии в работе учителя начальных классов

ЗОТ является частью и особенностью всей образовательной системы. Советы учителям иродителям по здоровьесбережению....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...

Здоровьесбеоегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов:  аспекты реализации   требований ФГОС...