Доклад по теме "Использование инновационных технологий в работе учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО"
статья

Самойлова Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 города Пугачёва

Саратовской области имени П.А. Столыпина»

Доклад по теме:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС НОО»

Работу выполнила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Самойлова Ольга Викторовна

Пугачёв, 2017 год  

С внедрением ФГОС второго поколения главной целью образования становится не передача знаний и опыта, а развитие личности ученика.

Внедрение в систему новых образовательных стандартов стало необходимым в связи с развитием современного общества, появлением новых информационных технологий, развитием науки и техники, новых требований к личности на рынке труда.

Образование должно ориентироваться на потребности современного общества, должно работать на опережение и видеть перспективу.

Наши дети – это люди нового поколения, следовательно, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Образование выходит на новую ступень. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. Инновационная деятельность и весь её процесс во многом зависят от деятельности педагога. Следовательно, педагог должен идти в ногу со временем и даже на шаг вперёд, уметь работать по- новому. Он должен соответствовать всем требованиям современного общества. Быть независимым от авторитета, гибким в мышлении, обладающим способностью приобретать новый опыт, имеющим высокий уровень культуры, быть достаточно творчески активной личностью, иметь высокие нравственные качества, достаточно хорошо владеть компьютерной грамотностью.

В инновационной деятельности педагога можно выделить основные направления:

  1. Учебная инновация
  2. Внеучебная инновация
  3. Техническая инновация

Учебные инновации

  • Появление в школе проектной деятельности.

Начиная с первого класса, учащиеся сначала совместно с учителем, а в дальнейшем самостоятельно учатся создавать и защищать свои проекты.

В 2015-2016 учебном году ребята 1 А класса приняли участие в межшкольном проекте «Люблю тебя, мой край родной», посвященном 80-летию Саратовской области.

Широко использую исследовательскую и проектную деятельность на таких учебных предметах, как окружающий мир, ОЗОЖ, а так же во внеурочной деятельности. При работе над проектом учу детей необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы добывать собственными силами. Мои ученики принимают активное участие в Международном Молодёжном Форуме «Саратовский государственный аграрный университет – открытая экспериментальная площадка для творческой молодёжи», награждены почетной грамотой, Загородникова Полина – медалью.

  • Исследовательская деятельность на уроках.

Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если учитель, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя   кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.

Учащиеся, начиная с начальной школы, учатся самостоятельно, но под руководством учителя проводить те или иные наблюдения, используя разные источники информации, делать открытия, выдвигать гипотезы, доказывать, обобщать, сравнивать, делать вывод.

В своей работе использую новую инновационную технологию, которая получила название «мастерская».

Здесь меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, «мастером», который организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику. Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта.

Конечная цель такого урока –  образовательные продукты учеников.

Участники мастерской могут, используя имеющиеся у них знания и навыки, дружно работая в поисковых группах (4-6 человек), самостоятельно вывести, «открыть» орфографическое правило, закон, определение.  Однако истинным результатом деятельности мастерской является внутреннее, личностное  развитие ребенка.

Одним из видов работы «мастерской» являются уроки-исследования. Это один из типов нетрадиционных  уроков. Обычно, на таких уроках,  предлагаю детям заняться научной деятельностью.

Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На  уроке-исследовании  можно применять элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, экологов.

Здесь они занимаются довольно сложной для них аналитической деятельностью, заполняют таблицы, выбирают примеры и т.п. Ребенок  с радостью делает то, что никогда не стал бы делать не в игровой ситуации.

Самый благоприятный возраст для развития творческих способностей ребёнка, его самореализации – возраст младшего школьника. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.

Фрагмент урока окружающего мира 2 класс по теме «Лес и его обитатели»

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

3. Выявле-ние

места и причины затрудне-ний

(постановка

учебной задачи)

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями тайн леса и оживить картину художника своими открытиями, чтобы обучающиеся других классов могли воспользоваться ею при изучении зоны лесов.

 

4. Построе-ние

проекта выхода

из затруднения

- Исследовательскую работу проведём по группам.

Цель работы: дать характеристику растений каждого яруса.

Задачи: выявить особенности растений каждого яруса;

понять закономерность распределения растений по ярусам.

Результат исследовательской работы каждой группы –  рассказ  о растениях данного яруса.  

У каждой группы лежит конверт, в котором определён план исследований. В этой работе вам помогут гербарии растений.

- Послушаем представителей каждой группы.

I группа - Деревья

  1. Сколько стеблей у растений?
  2. Как выглядит стебель?
  3. Какова продолжительность жизни растений?
  4. На какие группы можно разделить эти растения.
  5. Назовите растения каждой группы, которые произрастают в  Саратовской области.

II группа - Кустарники

  1. Сколько стеблей у растений?
  2. Как выглядит стебель?
  3. Какова продолжительность жизни растений?
  4. На какие группы можно разделить эти растения.
  5. Назовите растения каждой группы, которые произрастают в нашей местности.

III группа – Травянистые растения

  1. Сколько стеблей у растений?
  2. Как выглядит стебель?
  3. Какова продолжительность жизни растений?
  4. Назовите растения, которые произрастают в Пугачёвском районе.

дети выполняют работу: с опорой на гербарии и, используя план работы, составляют текст о растениях каждого яруса

Исследуя растения первого яруса, мы выяснили, что у дерева -  один главный стебель. Он обычно высокий, толстый, жёсткий. Его называют стволом. Сверху ствол покрыт прочной корой, которая защищает дерево. От ствола отходят ветки. Деревья  - многолетние растения. Деревья можно разделить на две группы: лиственные  

(дуб, липа, вишня, берёза) и         хвойные (сосна, кипарис).

Исследуя растения второго яруса, мы выяснили, что кустарники – имеют два или несколько тонких  деревянистых стеблей (стволиков). Кустарники многолетние растения. Кустарники можно разделить на две группы: лиственные (боярышник, малина, жёлтая акация) и  хвойные

(можжевельник). В нашей местности хвойные кустарники выращивают жители города.

        

Исследуя растения третьего яруса, мы выяснили, что травянистые растения  имеют один или несколько стеблей.

Стебли  мягкие,  легко ломаются и рвутся.  Травянистые растения бывают

многолетние и однолетние. В нашей местности можно встретить: мать и мачеху, ландыш, клевер, овёс.

  • Использование мультимедийных приложений

Это позволяет учителю вести урок на достаточно высоком профессиональном уровне, а ученикам в свою очередь получать более глубокие знания.

Используемый мною на уроках программно-методический комплекс «Академия младшего школьника», включает в себя набор интерактивных дидактических игр способствует закреплению знаний по основным учебным предметам в начальной школе: Русский язык, Математика, Окружающий мир. Вариативность, многоуровневость и содержательность заданий обеспечивают прочность усвоения знаний, игровые элементы поддерживают интерес и формируют учебную мотивацию.

  • Применение ИКТ на уроках

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Учащиеся с первого класса получают возможность научиться пользоваться интернет ресурсами, работать на компьютере.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность  учащихся.

  • Появление у каждого ученика портфолио.

Внеучебная инновация

Появление внеурочной деятельности по разным направлениям помогает расширить и углубить знания по школьным предметам.

Участие в разного вида конкурсах, олимпиадах. Многообразие дистанционных олимпиад, конкурсов, викторин, игр дает возможность учащимся реализовать себя, выйти за пределы школы. Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Интернет открыл огромные возможности для реализации и проявления творческой активности школьников в различных направлениях. На его страницах можно найти множество дистанционных интеллектуальных и творческих конкурсов. В основе интеллектуально - творческих соревнований лежит личностная ориентация, стремление выявить и раскрыть индивидуальные особенности каждого и творческий подход, который лежит в основе развития основных компетенций, формирующих социальную личность. Для того, чтобы победить в олимпиаде, приходится усердно заниматься, это подстёгивает интерес к предмету у участников. Будучи соревновательной по натуре, олимпиада приучает учеников к конкурентоспособности, тренирует волю, стремление быть первым.

Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, научно - практических конференциях

Уро-вень

Название олимпиады, конкурса, конференции

Место

2012- 2013 учебный год

Всероссийский

Интернет-олимпиада «Осень 2012»

Диплом

I степени

Классики «Школа юных волшебников»

I, II, III место в регионе

«Познание и творчество», «Креативный тур» «Весёлая грамматика»

III место

Дистанционный марафон «По страницам любимых сказок»

I место

2013- 2014 учебный год

Муници-

пальный

Олимпиада по русскому языку

I место

Олимпиада по окружающему миру

III место

Всерос-

сийский

«Классики» «Школа юных художников»

I место в регионе

«Зелёная математика»

I, III место в регионе

Российский

Интернет- олимпиада по математике «Осень- 2013»

Диплом I степени

Международный

«Русский медвежонок»

I место

2014- 2015 учебный год

Муници-пальный

«Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности»

III место

«Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности» номинация «Русский язык»

призёр

Регио-нальный

«Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности»

участие

Российский

Интернет - олимпиада по математике «Осень- 2014»

Диплом

I степени

Интернет - олимпиада по математике «Весна, апрель 2015, устный счёт, 5 класс»

Диплом

I степени

Всероссийский

«Кенгуру – выпускникам»

92 б.

108 б.

104 б.

Дистанционная олимпиада по окружающему миру «Царство природы», по русскому языку «АБВГДейка»

I место

«Вопросита»

I место

Межпредметная олимпиада

II место

Международный

«Русский медвежонок – языкознание для всех»

I место в России

Молодёжный Форум «СГАУ имени Н.И.Вавилова» «Открытая экспериментальная площадка для творческой молодёжи Саратовской области»

Победа

Техническая инновация

Технический прогресс достиг огромных результатов, он затронул все сферы жизни и деятельности человека, не обошёл стороной и школу. В моём классе имеется своё рабочее место учителя, интерактивная доска. Появилось   современное оборудование для проведения лабораторных и исследовательских работ. Например, работая с микроскопом, на экране виден результат для всего класса.

F:\Кабинет фото\SAM_5111.JPGF:\Кабинет фото\SAM_5110.JPG

Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ.

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Роль  учителя на современном этапе обучения - научить ребенка учиться.

В наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным,   а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы учителя начальных школы в рамках реализации ФГОС

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информатизация образования, как информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно – коммуникативные технологии. Внедрение инфо...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...

Здоровьесбеоегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов:  аспекты реализации   требований ФГОС...

Инновационные технологии в работе учителя начальных классов

Методическая разработка на тему: " Инновационные технологии в работе учителя начальных классов"...

Статья «Инновационные технологии в работе учителя начальных классов»

Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение".Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение ново...