Доклад по теме "Использование инновационных технологий в работе учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО"
статья
Доклад на ШМО учителей начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 города Пугачёва
Саратовской области имени П.А. Столыпина»
Доклад по теме:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС НОО»
Работу выполнила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Самойлова Ольга Викторовна
Пугачёв, 2017 год
С внедрением ФГОС второго поколения главной целью образования становится не передача знаний и опыта, а развитие личности ученика.
Внедрение в систему новых образовательных стандартов стало необходимым в связи с развитием современного общества, появлением новых информационных технологий, развитием науки и техники, новых требований к личности на рынке труда.
Образование должно ориентироваться на потребности современного общества, должно работать на опережение и видеть перспективу.
Наши дети – это люди нового поколения, следовательно, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Образование выходит на новую ступень. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. Инновационная деятельность и весь её процесс во многом зависят от деятельности педагога. Следовательно, педагог должен идти в ногу со временем и даже на шаг вперёд, уметь работать по- новому. Он должен соответствовать всем требованиям современного общества. Быть независимым от авторитета, гибким в мышлении, обладающим способностью приобретать новый опыт, имеющим высокий уровень культуры, быть достаточно творчески активной личностью, иметь высокие нравственные качества, достаточно хорошо владеть компьютерной грамотностью.
В инновационной деятельности педагога можно выделить основные направления:
- Учебная инновация
- Внеучебная инновация
- Техническая инновация
Учебные инновации
- Появление в школе проектной деятельности.
Начиная с первого класса, учащиеся сначала совместно с учителем, а в дальнейшем самостоятельно учатся создавать и защищать свои проекты.
В 2015-2016 учебном году ребята 1 А класса приняли участие в межшкольном проекте «Люблю тебя, мой край родной», посвященном 80-летию Саратовской области.
Широко использую исследовательскую и проектную деятельность на таких учебных предметах, как окружающий мир, ОЗОЖ, а так же во внеурочной деятельности. При работе над проектом учу детей необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы добывать собственными силами. Мои ученики принимают активное участие в Международном Молодёжном Форуме «Саратовский государственный аграрный университет – открытая экспериментальная площадка для творческой молодёжи», награждены почетной грамотой, Загородникова Полина – медалью.
- Исследовательская деятельность на уроках.
Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если учитель, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.
Учащиеся, начиная с начальной школы, учатся самостоятельно, но под руководством учителя проводить те или иные наблюдения, используя разные источники информации, делать открытия, выдвигать гипотезы, доказывать, обобщать, сравнивать, делать вывод.
В своей работе использую новую инновационную технологию, которая получила название «мастерская».
Здесь меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, «мастером», который организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику. Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта.
Конечная цель такого урока – образовательные продукты учеников.
Участники мастерской могут, используя имеющиеся у них знания и навыки, дружно работая в поисковых группах (4-6 человек), самостоятельно вывести, «открыть» орфографическое правило, закон, определение. Однако истинным результатом деятельности мастерской является внутреннее, личностное развитие ребенка.
Одним из видов работы «мастерской» являются уроки-исследования. Это один из типов нетрадиционных уроков. Обычно, на таких уроках, предлагаю детям заняться научной деятельностью.
Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании можно применять элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, экологов.
Здесь они занимаются довольно сложной для них аналитической деятельностью, заполняют таблицы, выбирают примеры и т.п. Ребенок с радостью делает то, что никогда не стал бы делать не в игровой ситуации.
Самый благоприятный возраст для развития творческих способностей ребёнка, его самореализации – возраст младшего школьника. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.
Фрагмент урока окружающего мира 2 класс по теме «Лес и его обитатели»
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся |
3. Выявле-ние места и причины затрудне-ний (постановка учебной задачи) | - Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями тайн леса и оживить картину художника своими открытиями, чтобы обучающиеся других классов могли воспользоваться ею при изучении зоны лесов. |
|
4. Построе-ние проекта выхода из затруднения | - Исследовательскую работу проведём по группам. Цель работы: дать характеристику растений каждого яруса. Задачи: выявить особенности растений каждого яруса; понять закономерность распределения растений по ярусам. Результат исследовательской работы каждой группы – рассказ о растениях данного яруса. У каждой группы лежит конверт, в котором определён план исследований. В этой работе вам помогут гербарии растений. - Послушаем представителей каждой группы. I группа - Деревья
II группа - Кустарники
III группа – Травянистые растения
| дети выполняют работу: с опорой на гербарии и, используя план работы, составляют текст о растениях каждого яруса Исследуя растения первого яруса, мы выяснили, что у дерева - один главный стебель. Он обычно высокий, толстый, жёсткий. Его называют стволом. Сверху ствол покрыт прочной корой, которая защищает дерево. От ствола отходят ветки. Деревья - многолетние растения. Деревья можно разделить на две группы: лиственные (дуб, липа, вишня, берёза) и хвойные (сосна, кипарис). Исследуя растения второго яруса, мы выяснили, что кустарники – имеют два или несколько тонких деревянистых стеблей (стволиков). Кустарники многолетние растения. Кустарники можно разделить на две группы: лиственные (боярышник, малина, жёлтая акация) и хвойные (можжевельник). В нашей местности хвойные кустарники выращивают жители города.
Исследуя растения третьего яруса, мы выяснили, что травянистые растения имеют один или несколько стеблей. Стебли мягкие, легко ломаются и рвутся. Травянистые растения бывают многолетние и однолетние. В нашей местности можно встретить: мать и мачеху, ландыш, клевер, овёс. |
- Использование мультимедийных приложений
Это позволяет учителю вести урок на достаточно высоком профессиональном уровне, а ученикам в свою очередь получать более глубокие знания.
Используемый мною на уроках программно-методический комплекс «Академия младшего школьника», включает в себя набор интерактивных дидактических игр способствует закреплению знаний по основным учебным предметам в начальной школе: Русский язык, Математика, Окружающий мир. Вариативность, многоуровневость и содержательность заданий обеспечивают прочность усвоения знаний, игровые элементы поддерживают интерес и формируют учебную мотивацию.
- Применение ИКТ на уроках
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Учащиеся с первого класса получают возможность научиться пользоваться интернет ресурсами, работать на компьютере.
Применение ИКТ на уроках усиливает:
- положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность учащихся.
- Появление у каждого ученика портфолио.
Внеучебная инновация
Появление внеурочной деятельности по разным направлениям помогает расширить и углубить знания по школьным предметам.
Участие в разного вида конкурсах, олимпиадах. Многообразие дистанционных олимпиад, конкурсов, викторин, игр дает возможность учащимся реализовать себя, выйти за пределы школы. Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Интернет открыл огромные возможности для реализации и проявления творческой активности школьников в различных направлениях. На его страницах можно найти множество дистанционных интеллектуальных и творческих конкурсов. В основе интеллектуально - творческих соревнований лежит личностная ориентация, стремление выявить и раскрыть индивидуальные особенности каждого и творческий подход, который лежит в основе развития основных компетенций, формирующих социальную личность. Для того, чтобы победить в олимпиаде, приходится усердно заниматься, это подстёгивает интерес к предмету у участников. Будучи соревновательной по натуре, олимпиада приучает учеников к конкурентоспособности, тренирует волю, стремление быть первым.
Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, научно - практических конференциях
Уро-вень | Название олимпиады, конкурса, конференции | Место | |
2012- 2013 учебный год | |||
Всероссийский | Интернет-олимпиада «Осень 2012» | Диплом I степени | |
Классики «Школа юных волшебников» | I, II, III место в регионе | ||
«Познание и творчество», «Креативный тур» «Весёлая грамматика» | III место | ||
Дистанционный марафон «По страницам любимых сказок» | I место | ||
2013- 2014 учебный год | |||
Муници- пальный | Олимпиада по русскому языку | I место | |
Олимпиада по окружающему миру | III место | ||
Всерос- сийский | «Классики» «Школа юных художников» | I место в регионе | |
«Зелёная математика» | I, III место в регионе | ||
Российский | Интернет- олимпиада по математике «Осень- 2013» | Диплом I степени | |
Международный | «Русский медвежонок» | I место | |
2014- 2015 учебный год | |||
Муници-пальный | «Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности» | III место | |
«Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности» номинация «Русский язык» | призёр | ||
Регио-нальный | «Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности» | участие | |
Российский | Интернет - олимпиада по математике «Осень- 2014» | Диплом I степени | |
Интернет - олимпиада по математике «Весна, апрель 2015, устный счёт, 5 класс» | Диплом I степени | ||
Всероссийский | «Кенгуру – выпускникам» | 92 б. 108 б. 104 б. | |
Дистанционная олимпиада по окружающему миру «Царство природы», по русскому языку «АБВГДейка» | I место | ||
«Вопросита» | I место | ||
Межпредметная олимпиада | II место | ||
Международный | «Русский медвежонок – языкознание для всех» | I место в России | |
Молодёжный Форум «СГАУ имени Н.И.Вавилова» «Открытая экспериментальная площадка для творческой молодёжи Саратовской области» | Победа |
Техническая инновация
Технический прогресс достиг огромных результатов, он затронул все сферы жизни и деятельности человека, не обошёл стороной и школу. В моём классе имеется своё рабочее место учителя, интерактивная доска. Появилось современное оборудование для проведения лабораторных и исследовательских работ. Например, работая с микроскопом, на экране виден результат для всего класса.
Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Роль учителя на современном этапе обучения - научить ребенка учиться.
В наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование работы учителя начальных школы в рамках реализации ФГОС
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Информатизация образования, как информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно – коммуникативные технологии. Внедрение инфо...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...
Здоровьесбеоегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС...
Инновационные технологии в работе учителя начальных классов
Методическая разработка на тему: " Инновационные технологии в работе учителя начальных классов"...
Статья «Инновационные технологии в работе учителя начальных классов»
Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение".Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение ново...