ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
тест на тему

Лукьянова Татьяна Анатольевна

Информатизация образования, как информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно – коммуникативные технологии. Внедрение информационных технологий обучения в процесс преподавания школьных дисциплин требует от учителя постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения ИКТ, создание собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа своей педагогической деятельности и деятельности своих коллег, значительных временных затрат на подготовку уроков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Т.А. Лукьянова  учитель начальных классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7», г. Киров, Калужская область 

Обучать, значит вдвойне учиться.

Жозеф Жубер

 

Информатизация образования, как информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно – коммуникативные технологии. Внедрение информационных технологий обучения в процесс преподавания школьных дисциплин требует от учителя постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения ИКТ, создание собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа своей педагогической деятельности и деятельности своих коллег, значительных временных затрат на подготовку уроков.  

Одной из важнейших задач учителя начальной школы является умение организовать профессиональную деятельность в условиях информационно – образовательной среды. В соответствии с ФГОС начального общего образования результатами освоения основной  образовательной программы начального общего образования должны быть, в том числе  и умения по использованию средств информационных и коммуникативных для решения коммуникативных и познавательных задач;  использованию учащихся различных способов поиска информации (в справочных источниках, открытом учебном информационном пространстве сети Интернет). В связи с этим, современный учитель должен быть подкован в вопросах организации информационно – образовательной среды в учебном процессе.

Готовность учителя  к эффективной работе в новой информационно – образовательной среде имеет два аспекта: во-первых, готовность к оперированию средствами информационных и коммуникативных технологий, во-вторых, готовность к их применению для совершенствования учебного процесса и достижения современных образовательных результатов.

Важно отметить, что учебный процесс, построенный в информационной образовательной среде, имеет свои актуальные особенности. Это в первую очередь современные дидактические  возможности информационной образовательной среды на базе использования средств ИКТ, которых раньше не было в арсенале учителя (гибкость, адаптивность, вариативность среды, её настраиваемость под решение различных учебных задач).

Начальная школа  - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка.  И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов, перед которым стоит задача не только научить читать, писать, но и обучить способам учебной деятельности, то есть научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Для реализации этих задач возникает необходимость применения  в практике работы учителя начальных классов информационно – коммуникативных технологий, значение которых неоценимо с точки зрения, повышения мотивации, информационной насыщенности, наглядности. Их использование позволяет учителю сократить время  на подготовку к занятиям, продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала, что непременно повышает эффективность обучения.

В настоящее время компьютер и   компьютерные технологии являются одним из самых эффективных средств обучения:  

  1. Использование данных средств может значительно разнообразить учебный процесс, сделать его интересным и наглядным.  Современный урок невозможно представить себе без применения информационно – коммуникативных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера. Очень помогают в работе учителя готовые программно-методические электронные приложения  к учебникам программы «Школа России»;  интерактивные тренажеры «Пишу грамотно», «Учусь решать примеры», музыкальные физкультминутки. Использование демонстрационных материалов позволяет получить красочные иллюстрации, что придает обучению эффективность  и повышает активизацию учебного процесса, улучшение понимания и запоминания материала, развивает универсальные учебные действия.  
  2. Применение ИКТ в образовательном процессе, помогает решать одну из важных задач обучения – повышение уровня универсальных учебных действий  не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. На сегодняшний день  приоритетным направлением в формировании УУД является проектная деятельность, которая формируется на этапах коммуникативных универсальных учебных действий. С первого класса ребята учатся работать над проектами.  Для создания презентаций удобно использовать программу  Microsoft Power Point.   Создание индивидуальных  проектов  в первом классе,   невозможно  без помощи родителей, поэтому приходится не только обучать первоклассников, но и давать консультации их родителям.
  3. Трудно представить и родительские собрания  без  сопровождения презентации, где легко преподнести анализ работы в диаграммах и схемах.
  4. В рамках системы поддержки талантливых детей    необходим учёт  индивидуальных достижений школьников, то есть  ученические портфолио, которые так же  немыслимы без применения компьютерных технологий.
  5. Неистощимым источником  идей для работы учителя и ученика является Интернет. Иногда совсем необязательно «изобретать велосипед», а можно воспользоваться опытом других педагогов, соблюдая авторские права.

Использование информационных технологий, интернет ресурсов помогает преобразовать преподавание  традиционных учебных предметов, рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала,     подняв на неизменно  более высокий  уровень интерес детей к учебе.    Все это обеспечивает повышение качества усвоения знаний и формирует ребенка, способным развиваться дальше  самостоятельно, стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих.

К сожалению, необходимо отметить, что полноценная реализация всех направлений использования информационно – коммуникативных технологий в настоящий момент,  в школе   сдерживается явным отставанием методического обеспечения современного образовательного процесса, использующего ИКТ технологии. Кроме того, у преподавателей отсутствуют навыки установки программного обеспечения на персональный компьютер, подключения периферийного оборудования, отсутствует простейший  опыт действия при сбоях компьютерной и мультимедийной техники.

Но, тем не менее, владение информационно-компьютерными технологиями   позволяет учителю, да и ученику оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации системы образования   показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры. Повышение ИКТ - компетентности педагога   позволяет     интенсифицировать и облегчить труд учителя.

Однако следует помнить, что компьютер не заменяет преподавателя. Компьютер лишь моделирует деятельность преподавателя. «Машинное» и человеческое мышление существенным образом различаются: мышление человека значительно шире и богаче.  

Список литературы:

  1. http://arishka.ososh1.edusite.ru/p14aa1.html
  2. http://allabiolog.ucoz.ru/load/1-1-0-7
  3. http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2008_02_12.html
  4. http://nsportal.ru/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-ios-nachalnoi-shkoly
  5. http://www.slideshare.net/AndreyLapin/ss-12014433
  6. golubevasb@gmail.comhttp://golubevasb.blogspot.com/
  7. Главная страница "Первого сентября" Главная страница журнала "Информатика"                Содержание № 20/2007
  8. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс// Начальная школа – 2008. - №1, 68с
  9. Чернобай Е.В. Виртуальная академия как форма организации непрерывного педагогического образования/ Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28-29 июня 2010 г. Троицк.- 470 с. С. 345-347.
  10. Чернобай Е.В. Учитель нового поколения: требования времени и условия развития// Педагогическая академия. - 2009. - №2. - с.4-8
  11.  Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ. М.: МО РФ, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС.

Проектная деятельность школьников является одной из современных образовательных технологий, направленных на развитие и формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС

Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в осознании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни....

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт пр...