Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов
проект на тему

Ситкова Галина Ивановна

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поиск и увлечённость – залог успеха.

« Интерес к учению есть там,

 где есть вдохновение, рождающееся от успеха "  

В. А. Сухомлинский

Образовательная система «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политики российского образования изложенного в Законе РФ «Об образовании», в Федеральных государственных стандартах второго поколения, решает задачи модернизации  образования, характерные для сегодняшнего дня.

Федеральный государственный стандарт второго поколения ориентирован на развитие личности путём освоения различных способов деятельности.

Эта идея очень близка учителям, работающим по Образовательной системе «Школа 2100».

Уже в 1996 году программа заявила идею функционально грамотной личности, «которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношениях.

Деятельностный подход – концептуальная основа нового стандарта.

УМК образовательной системы «Школа 2100» реализует деятельностный подход посредством ряда деятельностно -ориентированных принципов, сформулированными

А.А. Леонтьевым (1996)

  • Принцип обучения деятельности.
  • Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

Ведущие технологии обучения и воспитания  в «Школе 2100»:

  • технология проблемно-диалогического обучения, которая используется на уроках открытия новых знаний и во внеурочной деятельности;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), применяется при работе с текстами на разных предметах;
  •   технология оценивания образовательных достижений разработана в рамках эксперимента РАО в 2004 – 2007 г.г.

Основные задачи новой технологии:

  • определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т. е. насколько обучение соответствует современным целям образования;
  • развивать у ученика умение самостоятельно       оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  • мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сохранить его психологическое здоровье.
  • игровая технология остаётся ведущей в начальных классах

Альтернативой игровой технологии в начальной школе является проектная деятельность. Её умелая организация позволяет создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмысливать этапы своей деятельности.

Метод проектов даёт ученикам возможность учиться  интересно, создаются условия для  активизации личностного потенциала, индивидуализации усвоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной  деятельности они становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их деятельности является социально значимым,  учащиеся  сами получают новые знания и   мотивацию к дальнейшему обучению.

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов общеобразовательной школы (из опыта работы).

“Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых (учителя, родители, педагоги дополнительного образования).  

Заниматься проектами возможно только в сотрудничестве со всеми, кто входит в пространство ученика. Это:

  • Школа

-музей Боевой славы

-оранжерея

-объединение «Юный исследователь»

-объединение «Цветоводство»

-риторика, технология, изо и др.

  • Дом Детского Творчества

-объединения «Начальное техническое моделирование»,

-«Рукодельница»,

- «Колокольчик»

  • Кружки по увлечениям вне школы
  • Родители

Первый проект «Мой город». В 1 классе в сентябре мы отправились на экскурсию по Туле. Дети больше узнали о своем родном городе, ближе познакомились друг с другом не в школьной обстановке. Результатом этой поездки стали сообщения учеников о Туле.

Проект «Моя школа». Знакомство со школой мы начали с экскурсии в школьный музей Боевой славы. Затем было возложение цветов к памятнику «Юность – Родине»  и составление рассказов «Фронтовик в моем доме».

Праздники - это творческие проекты. При подготовке к праздникам дети разбиваются на группы по интересам: художники-оформители, сценаристы, костюмеры, танцоры, певцы, музыканты и т.д. Праздник – отчет о проделанной работе, презентация продукта проекта. Праздник осени, Новый год, праздничный концерт  8 Марта, праздник Букваря,

«Прощай, 1 класс!».

Объединение «Юный исследователь». Практико-ориентированный проект «Поможем птицам», исследовательский проект «Фасоль».

Проект «Наши домашние питомцы»  в рамках курса окружающий мир. Продукты проекта: исследования учащихся по проекту «Наши питомцы», презентация учащихся, викторина «Кошки в мультфильмах и сказках» .

Проект «Чистая вода». Продукты проекта: рисунки, водные знаки, сообщения о воде

макет озера с кувшинками, презентация.

Проект «Перекресток».  Продукты проекта: рисунки дорожных знаков, презентация «Дорожные знаки», лото «Дорожные знаки», макет перекрестка, папка разработок по ПДД.

Мне бы хотелось рассмотреть  работу над проектом в начальных классах на примере коллективного проекта “Перекресток”.

 Презентация «Перекресток»

Начиная работу над любым проектом, всегда вспоминаем основные компоненты или этапы работы.

Определение потребностей и краткая формулировка задачи, выделение проблемы. 

На этом этапе создаю проблемную ситуацию, из которой выявляется проблема, потребность. Например, при работе над проектом “Перекресток ” детям предлагается проблемная ситуация в виде беседы.

Учитель:  - Ребята, вы знаете правила дорожного движения?

- Какие правила дорожного движения вы знаете?

- Всегда ли вы, ваши друзья и просто окружающие вас люди, выполняют правила дорожного движения?

Отвечая на этот вопрос, дети начинают приводить примеры и случаи из жизни, когда люди, нарушая правила дорожного движения, попадают в различные неприятные ситуации, которые вредят их здоровью.

Учитель: - Есть ли у нас проблема?

Формулировка проблемы: Знания дорожных знаков и правил влияют ли на безопасность дорожного движения?  Потребность в безопасности и сохранении здоровья.

Учитель: Ребята, а мы с вами можем что-нибудь сделать для того, чтобы привлечь внимание ребят нашего класса к важности соблюдения правил дорожного движения?

Отвечая на этот вопрос, мы плавно переходим к следующему этапу работы над проектом.

Набор первоначальных идей.

На этом этапе дети выдвигают как можно больше различных идей, для того, чтобы найти самый верный путь по удовлетворению потребности одного человека или общества. Научиться выдвигать идеи нам помогает упражнение “Мозговой штурм”. Это упражнение проводится в группах по 3-4 человека. Для проведения упражнения нам понадобится карандаши, большие листы бумаги.

“Мозговой штурм” или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже учитель и дети смогут оценить, какие из идей наиболее приемлемы).

Проработка одной или нескольких идей. На этом этапе дети обсуждают все предложенные идеи и выбирают в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше.

После того, как дети выбрали интересные идеи, класс делится на группы, каждая из которых работает над своим продуктом.

Таким образом, мы переходим к следующему этапу проектной деятельности.

Планирование и изготовление изделия или продукта.

На этом этапе дети начинают разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления продуктов в соответствии с имеющимися у детей знаниями, умениями, навыками, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа занимает большую часть времени, отведённого на проект.

В команде нет лидера, есть организатор.

В ходе проектной работы группы не соревнуются между собой. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

Ответственность за результат несут все члены группы выполняющие работу.

В ходе работы над проектом дети использовали знания математики, технологии, русского языка, литературы, изобразительного искусства.

В результате работы над проектом “Перекресток ” у нас получились следующие продукты.

1 группа. “Приглашение”.  Продукт “Приглашение”.

Дети пригласили инспектора ГИБДД на защиту проекта “Перекресток ”. Он рассказал учащимся начальной школы о последствиях несоблюдения правил дорожного движения.

2 группа - “Дорожные знаки ”. Продукт -  дорожные знаки.

Дети изготовили дорожные знаки и рассказали одноклассникам стихи о каждом знаке.

3 группа - “Библиотекари ”.

Продукт -  выставка книг на тему “Школа пешехода ”, аннотация книг по ПДД, чтение этих книг в ГПД.

4 группа - “Придумай игру ”.  Продукт - лото “ Дорожные знаки ”.

Дети играли в лото и запоминали знаки дорожного движения.

5 группа - “Перекресток ”. Продукт – макет перекрестка.

Разыгрывают на макете «Перекресток» различные ситуации, которые возникают на дорогах. При изготовлении макетов дети обращались за помощью к родителям.

К проектной деятельности привлекаются и родители учащихся. Они помогают детям в изготовлении продуктов.

Когда все продукты готовы, мы переходим к заключительному этапу проектной деятельности.

Защита проекта или презентация. Этот этап делится на две части.

А. Представление продукта.

Дети представляют свой продукт. Делятся своим мнением, например о том, для кого или для чего предназначен данный продукт, насколько изделие отвечает потребностям данного проекта, соответствует ли выбранным критериям, приятно ли им пользоваться, что можно сделать, чтобы его улучшить.

Б. Оценка работы.

Оцениваем ребёнка по трём уровням:

- самооценка;

-оценка сотрудников (одноклассников);

- оценка учителя.

Для оценки своей работы предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

 правильно ли были приняты решения при изготовлении того или иного продукта? Была ли какая-нибудь часть работы пустой тратой времени и почему? Что было самым сложным? И, наконец, если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому?

Оценка сотрудников может выглядеть следующим образом. У группы, работающей над одним продуктом, на столе лежат кружочки разного цвета. Например: красные, жёлтые, зелёные. Перед детьми ставится следующая задача: если ваш сотрудник во время работы над проектом работал активно, грамотно, вносил в работу интересные идеи, то дайте ему зелёный кружок; если вашему сотруднику приходилось напоминать о его обязанностях в группе и он выполнял их, но не вовремя, дайте ему жёлтый кружок; если ваш сотрудник был пассивен, ему постоянно приходилось напоминать о его обязанностях в группе, и он всё равно их не выполнял, дайте ему красный кружок.

Роль учителя оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией, коммуникацией. За каждый из этих пунктов выставляется определённое количество баллов. Объектом оценки является “Отчёт о работе над проектом” (для учащихся начальной школы). Если листы не заполняются, возможно, проведение оценки на основе наблюдения за учащимися во время консультаций.

Где можно более подробно познакомиться с работой над проектами?

Это можно сделать с помощью пособия по проектной деятельности в начальной школе «Всё узнаю, всё смогу». Пособие предназначено для учеников начальной школы (1–4 классы), их учителей и родителей, направлено на освоение работы над проектами в начальной школе и ориентировано на формирование универсальных учебных действий школьников.

Популярно изложенные и проиллюстрированные истории из жизни одного класса, связанные с работой над проектами, позволяют объединить представления учеников, их учителей и родителей о проектах и организовать в классе работу над ними.

Во 2 классе я провела родительское собрание по теме «Проектная деятельность».

Задачи собрания:

  • Познакомить с видами проектов, структурой проектов;
  • Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;
  • Разработать с родителями в ходе практической работы проекты по разным направлениям.

Л. Выготский говорил «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Проект Родионова Евгения «Космос». Продукты проекта:

  • Макет космического спутника
  • Рассказ о космических летательных аппаратах
  • Презентация проекта на празднике «День осеннего именинника»

Проект Серегиной Анны «Прогулка с динозаврами». Презентация проекта на классном часе. Коллекция динозавров. Выставка книг о динозаврах.

В декабре мы работали над проектом «Новогодний калейдоскоп». Духовно–нравственное развитие – традиции русского народа. Продуктами этого проекта стали: исследовательская работа «История новогодней игрушки» (исследователи), была открыта мастерская Деда Мороза (в ДДТ): готовили новогодние украшения для класса- снежинки на дисках в технике изонить (дизайнеры), собрали материал о том как отмечают Новый год в разных странах (журналисты)и представили его виде презентации на новогоднем утреннике в классе.

В 3 четверти в рамках курса окружающий мир мы будем работать над проектом «Моя страна».

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Материал для выступления на семинаре по теме "Организация проектной деятельности учащихся начальных классов....

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направле...

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС.

Проектная деятельность школьников является одной из современных образовательных технологий, направленных на развитие и формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действ...

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС

Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в осознании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни....

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках новых образовательных стандартов.

Метод проектов как особый вид обучения сформировался еще в начале прошлого века в США в рамках реализации гуманистического направления в образовании. Его второе название — метод проблем. Основная идея...

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт пр...

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"

Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо - пригодилось к педсовету!!!