Выступление по теме"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС."
статья на тему

Сукачева Евгения Викторовна

Данная работа предназначена для учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

Учитель начальных классов МОУ СШ №21 г. Волгограда

Сукачева Евгения Викторовна

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

 Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. 

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Таким образом, передо мной  стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Основная цель здоровьесберегающих технологий –

сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости  учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Остановлюсь  на  видах деятельности:

1.Учебные перегрузки, приводящие к состоянию хронического утомления.

- использую  учебники и учебные пособия, одобренные Минобразованием как для дошкольников, так и для младших школьников

- объём учебной нагрузки соответствует государственному стандарту общего образования;

- учебный материал классифицирую на основании общих признаков, схематизирую, составляем алгоритмы, упрощая представление об информации, требующей запоминания.

- новые понятия учу запоминать по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям)

что существенно снижает объём сведений при изучении новых тем, при этом  решается проблема учебных перегрузок.

2. Рациональная организация учебной деятельности учащихся с целью снижения интеллектуальной активности.

Интерес к учёбе снижает психологическую нагрузку на ребёнка, поэтому учебная деятельность должна быть мотивированна.

- показываю ценность и значимость изученного;

- в системе провожу индивидуальную работу;

- дифференцирую работу, даю возможность выбора;

-  продолжительность одного вида умственного труда не превышает длительность активного внимания (ввожу элементы игровых технологий, работаем с раздаточным материалом, исследуем и анализируем полученные результаты);

- соблюдаю дозировку домашних заданий.

3. Профилактика гиподинамии, ранней утомляемости и снижения интеллектуальной активности.

- провожу спортивные часы «Подвижные игры»

- профилактика плоскостопия; Для профилактики плоскостопия предлагаю упражнения, которые можно выполнять как сидя, так и стоя.

- профилактика плоскостопия; Для профилактики плоскостопия предлагаю упражнения, которые можно выполнять как сидя, так и стоя.

-  Ежедневно провожу утреннюю  гимнастику до занятий. Основной материал гимнастики–общеразвивающие упражнения без предметов.

- упражнения для снижения общего или локального утомления.

- Упражнения для кисти рук.  При работе с младшими школьниками особое внимание  уделяю упражнениям для развития тонко-координированных движений кистей рук.

- Профилактика и коррекция нарушений зрения. Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования  использую гимнастику для глаз  и схему зрительно-двигательных проекций.

-Гимнастика для улучшения слуха. Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работаю над улучшением слуха, что оказывает благотворное  воздействие на органы зрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

Данный проект включает следующие части: обоснование актуальности проблемы, теоретическую базу опыта, технологическую схему опыта, результативность опыта....

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

В работе представлен материал по здоровьесберегающим технологиям в рамках реализации ФГОС...

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой б...

Доклад-выступление на родительском собрании "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС"

Цель: раскрытие здоровьесберегающих технологий в начальных классах в рамках реализации ФГОС....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

              Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уров...

Доклад к выступлению на МО "Здоровьесберегающие технологии в рамках ФГОС"

Данный материал является обобщением работы педагога начальных классов по здоровьесбережению во время учебного процесса....