Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"
статья по зож на тему

Петрокеева Лариса Владимировна

                Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zst.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС
во внеурочной деятельности

Петрокеева Л. В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№ 61

Обоснование актуальности проблемы.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что родители, ошибочно считают, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Но мы знаем, что «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%,

 с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%,  

с нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.

Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

  • создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
  • формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
  • развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
  • развивать коммуникативные навыки;  стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями; развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
  • воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
  • формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.

Негативные тенденции в воспитании детей

  • Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как зависимость от вредных привычек,
  • дезадаптация поведения,
  • конфликтность,
  • враждебность,
  • неадекватное восприятие окружающего мира,
  • пассивная жизненная позиция,
  • уход от ответственности за себя,
  • утрата веры в свои возможности,
  • ослабление воли, эгоцентризм,
  • пассивность,

Перечень критериев социального здоровья формирующейся личности

  • потребность в безопасности, привязанности и любви (по А. Маслоу),
  • бескорыстие,
  • интерес к окружающему миру,
  • адекватное восприятие социальной действительности,
  • адаптация к физической и социальной среде,
  • направленность на общественно полезное дело,
  • умение взаимодействовать с представителями разных социальных групп (в том числе со взрослыми и сверстниками) и др.

Прежде всего мы должны знать что, здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу

Я выделила необходимые 4-ре требования которые должны выполняться:

  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Привитие знаний ребенку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение средствам психологической защиты.
  • Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной нагрузки.
  • Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Результат может быть достигнут только при правильной организации внеурочной деятельности, которая включает в себя:

  • строгие дозированные физические нагрузки;
  • использование методики чередования интенсивности и релаксации;
  • использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • учет физической подготовленности детей и развития физических качеств;
  • построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
  • соблюдение гигиенических требований;
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • создание комфортности.

Нельзя не учитывать и индивидуально-дифференцированный подход:

  • работа в индивидуальном темпе
  • использование источников информации
  • возможность обратиться за помощью
  • отсутствие страха неправильного выполнения
  • положительная мотивация, сознательное отношение к внеурочной деятельности
  • высказывание и аргументирование своего мнения.

При выполнении различных заданий необходимо учитывать и применять оздоровительные моменты, которые включают в себя 3 момента:

  • Дыхательные упражнения.
  • Сочетание нагрузки с восстановлением.
  • Закаливающее влияние занятий на свежем воздухе.

С введением новых стандартов в нашей школе я веду спортивный кружок «Здоровье – это модно!»

Я применяю различные формы работы в рамках внеурочной деятельности такие как:

  • Занятия в специальных помещениях;
  • Занятия на свежем воздухе на специальной площадке;
  • Беседы;
  • Соревнования;
  • Спортивные игры развивающего характера;
  • Игры народов мира

Решаемые задачи:

  • Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка,
  • формирование физически здорового человека,
  • формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья,
  • развитие общей физической подготовки.
  • организация активного сотворчества детей, их физического развития.

В качестве ожидаемых результатов внедрения «Здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС» выступают следующие показатели:

  • своевременное формирование двигательных умений и навыков и развитие основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
  • Формирование навыков самоорганизации культурного досуга;
  • Но основным показателем результативности использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности является снижение заболеваемости учащихся.

Вывод. Можно отметить что, эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний.

«Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком-Умным, Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Наш друг Мойдодыр»

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Овощи - это здоровье, сила и красота»

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...

Конкурсная работа "Развитие интереса к анимализму у младших школьников"(в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Мы- твои друзья!»)

Презентации к конкурсной работе "Описание системы работы  по формированию у учащихся интереса к различным видам искусства в рамках программы "Мы-твои лрузья!"...

Конкурсная работа "Развитие интереса к анимализму у младших школьников"(в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Мы- твои друзья!»)

Описание системы работы по формированию у учащихся интереса к различным видам искусства в рамках программы "Мы-твои друзья"...

Формирование коммуникативных УУД в рамках реализации программы внеурочной деятельности в начальной школе. ФГОС НОО

Формирование и развитие ребёнка как личности ; наблюдения за современными школьниками; учебное взаимодействие; дидактические игры, развивающие коммуникативные УУД ....

Формирование инженерного мышления в рамках реализации программы внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"

Статья для выступления на областном вебинаре "Современные подходы к образованию"...