Главные вкладки

    Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"
    статья по зож на тему

    Петрокеева Лариса Владимировна

                    Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_zst.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС
    во внеурочной деятельности

    Петрокеева Л. В.

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ№ 61

    Обоснование актуальности проблемы.

    Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

    Почему так происходит? Видимо, дело в том, что родители, ошибочно считают, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.

    Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

    Но мы знаем, что «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

    За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%,

     с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%,  

    с нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.

    Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

    Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

    Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

    • создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
    • формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
    • развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
    • развивать коммуникативные навыки;  стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями; развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
    • воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
    • формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.

    Негативные тенденции в воспитании детей

    • Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как зависимость от вредных привычек,
    • дезадаптация поведения,
    • конфликтность,
    • враждебность,
    • неадекватное восприятие окружающего мира,
    • пассивная жизненная позиция,
    • уход от ответственности за себя,
    • утрата веры в свои возможности,
    • ослабление воли, эгоцентризм,
    • пассивность,

    Перечень критериев социального здоровья формирующейся личности

    • потребность в безопасности, привязанности и любви (по А. Маслоу),
    • бескорыстие,
    • интерес к окружающему миру,
    • адекватное восприятие социальной действительности,
    • адаптация к физической и социальной среде,
    • направленность на общественно полезное дело,
    • умение взаимодействовать с представителями разных социальных групп (в том числе со взрослыми и сверстниками) и др.

    Прежде всего мы должны знать что, здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу

    Я выделила необходимые 4-ре требования которые должны выполняться:

    • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
    • Привитие знаний ребенку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение средствам психологической защиты.
    • Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной нагрузки.
    • Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

    Результат может быть достигнут только при правильной организации внеурочной деятельности, которая включает в себя:

    • строгие дозированные физические нагрузки;
    • использование методики чередования интенсивности и релаксации;
    • использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учетом возрастных особенностей учащихся;
    • учет физической подготовленности детей и развития физических качеств;
    • построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
    • соблюдение гигиенических требований;
    • благоприятный эмоциональный настрой;
    • создание комфортности.

    Нельзя не учитывать и индивидуально-дифференцированный подход:

    • работа в индивидуальном темпе
    • использование источников информации
    • возможность обратиться за помощью
    • отсутствие страха неправильного выполнения
    • положительная мотивация, сознательное отношение к внеурочной деятельности
    • высказывание и аргументирование своего мнения.

    При выполнении различных заданий необходимо учитывать и применять оздоровительные моменты, которые включают в себя 3 момента:

    • Дыхательные упражнения.
    • Сочетание нагрузки с восстановлением.
    • Закаливающее влияние занятий на свежем воздухе.

    С введением новых стандартов в нашей школе я веду спортивный кружок «Здоровье – это модно!»

    Я применяю различные формы работы в рамках внеурочной деятельности такие как:

    • Занятия в специальных помещениях;
    • Занятия на свежем воздухе на специальной площадке;
    • Беседы;
    • Соревнования;
    • Спортивные игры развивающего характера;
    • Игры народов мира

    Решаемые задачи:

    • Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка,
    • формирование физически здорового человека,
    • формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья,
    • развитие общей физической подготовки.
    • организация активного сотворчества детей, их физического развития.

    В качестве ожидаемых результатов внедрения «Здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС» выступают следующие показатели:

    • своевременное формирование двигательных умений и навыков и развитие основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
    • Формирование навыков самоорганизации культурного досуга;
    • Но основным показателем результативности использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности является снижение заболеваемости учащихся.

    Вывод. Можно отметить что, эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний.

    «Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком-Умным, Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

    Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

    Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

    Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...

    Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Наш друг Мойдодыр»

    Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...