Формирование инженерного мышления в рамках реализации программы внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"
статья

Васильева Лариса Александровна

Статья для выступления на областном вебинаре "Современные подходы к образованию"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование инженерного мышления в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя»

В последние годы изменились социальные требования общества к знаниям, навыкам, личностным качествам и компетенциям, которыми должны овладеть выпускники общеобразовательных школ. Стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Такой человек обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Поэтому сейчас как никогда актуальна проблема формирования инженерного мышления у школьников. Она обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики, новыми требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, концепцией развития инженерного образования в Кузбассе. Формирование инженерного мышления – процесс длительный, а основа, являющаяся предпосылкой для его развития, закладывается еще в младшем школьном возрасте.

А как же формировать инженерное мышление у учащихся младшего школьного возраста?  Посредством чего?

Инженерное мышление можно формировать на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии. И большие возможности дают занятия внеурочной деятельности.

В 2020 году МБОУ «Гимназия №12» получила статус региональной инновационной площадки «Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе проектной и исследовательской деятельности в образовательной школе».

С первых дней работы перед нами возникла проблема: «Где взять методический материал для занятий?», «Что рассказать ученикам о профессии инженер, если сам еще плохо владеешь информацией по данной теме?» За помощью обратились к ученикам гимназии, чьи родители работают инженерами на предприятиях города. В результате были подготовлены индивидуальные проекты «Мой папа - инженер», а у нас появился материал о профессии, так необходимый для занятий.

Взяв за основу профориентационный проект Кузбасса «Сто дорог – одна моя», мы разработали свою рабочую программу внеурочной деятельности, наполнив ее новым содержанием, которое направлено на изучение инженерных специальностей нашего края.

Цель программы: формирование у учащихся знаний о профессии инженер.

Задачи программы:

познакомить учащихся с разнообразием мира профессий, в том числе с профессией инженер;

развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся;

воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Содержание программы разбито на блоки. Каждый блок знакомит учащихся с определенной специализацией профессии.  Так, в первый год обучения происходит знакомство с такими специальностями, как инженер связи, инженер технолог, горный инженер. Во второй год обучения учащиеся знакомятся с профессией инженер по охране труда, инженер по пожарной безопасности, инженер по производству, инженер эколог.

В каждом блоке знакомство с профессией осуществляется по следующему алгоритму:

  • знакомство с профессией (историей возникновения, содержанием труда, качествами, которыми должен обладать человек данной профессии, плюсами и минусами профессии);
  • экскурсии на предприятие;
  • виртуальные экскурсии;
  • творческая мастерская «Рисуем профессию»;
  • сбор материала и защита проекта;
  • викторина «Что мы узнали о профессии?»

Так, при изучении первого блока «Знакомство с профессией инженер связи» на первом занятии учащиеся получили общее представление о профессии, узнали историю возникновения профессии, о качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.

На следующем занятии учащиеся совершили виртуальную экскурсию в компанию «Ростелеком» и познакомились с работой инженера связи телекоммуникаций, проанализировали плюсы и минусы профессии. Была проведена игра «Собери картинку и назови профессию».

Затем была организована экскурсия на Главпочтамт города. Во время экскурсии учащиеся встретились с операторами связи, которые рассказали о своей профессии, какую пользу приносит она обществу, с какими трудностями им приходится сталкиваться. Во время беседы учащиеся смогли задать вопросы, которые их интересовали. После увлекательной беседы работники почты организовали практическую часть, где каждый школьник получил возможность проявить себя в этом деле.

На следующем занятии мы провели творческую мастерскую «Рисуем профессию инженер связи». Каждый учащийся творчески подошел к заданию и изобразил человека данной профессии по своему представлению. Итогом занятия стала выставка детских рисунков.

Следующий этап работы – это индивидуальная работа учащихся. Было дано задание: собрать материал о профессии инженер связи (загадки, пословицы, стихи, интересные факты, рисунки, составить кроссворд и т.д.) и оформить это в виде проекта. Затем была проведена работа по защите проектов.

Итогом проделанной работы стала викторина «Что мы узнали о профессии инженер связи?» Вопросы для викторины были взяты из детских проектов.

Такая работа проводится по каждому блоку. В результате к концу второго года обучения учащиеся расширят свои знания о разнообразии мира профессий, у них будут сформированы представления о профессии инженер, о качествах, необходимых для данной профессии, учащиеся узнают, какие профессии есть в нашем городе, а самое главное – им будет понятно, над чем им надо работать в дальнейшем.

Конечно же, к этой работе мы привлекаем родителей. Родители не только участвуют в мероприятиях вместе с детьми, но и проводят мастер-классы, являются членами жюри в конкурсах и викторинах, организуют экскурсии на предприятия.

Так же рекомендуем родителям посетить с детьми Киндер Ленд в городе Кемерово. Это отличное подспорье для реализации нашей программы, так как здесь учащиеся могут попробовать себя в роли профессионалов в различных сферах.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что такие занятия внеурочной деятельности учат детей учиться, способствуют повышению качества образования, творческому развитию личности и развитию инженерного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Наш друг Мойдодыр»

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Овощи - это здоровье, сила и красота»

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...

«Воспитание ответственного отношения к животным у младших школьников как условие формирования нравственной личности в рамках реализации программы «Мы – твои друзья».

Для того, чтобы воспитать в наших учащихся ответственное отношение к домашним питомцам и не допускать жестокого отношение к братьям нашим меньшим, в этом учебном году в нашем общеобразовательном учреж...

Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»

Презентация :Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»...

Конкурсная работа "Развитие интереса к анимализму у младших школьников"(в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Мы- твои друзья!»)

Презентации к конкурсной работе "Описание системы работы  по формированию у учащихся интереса к различным видам искусства в рамках программы "Мы-твои лрузья!"...

Конкурсная работа "Развитие интереса к анимализму у младших школьников"(в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Мы- твои друзья!»)

Описание системы работы по формированию у учащихся интереса к различным видам искусства в рамках программы "Мы-твои друзья"...

Формирование коммуникативных УУД в рамках реализации программы внеурочной деятельности в начальной школе. ФГОС НОО

Формирование и развитие ребёнка как личности ; наблюдения за современными школьниками; учебное взаимодействие; дидактические игры, развивающие коммуникативные УУД ....