План самообразования учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №3» Журавлёвой Марины Вениаминовны
материал по теме

Журавлёва Марина Вениаминовна

План самообразования учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №3»  Журавлёвой Марины Вениаминовны

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования учителя начальных классов МБОУ «Средняя школа №3»

Журавлёвой Марины Вениаминовны

   

Тема самообразования:

«Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника»  

  Начало работы над темой – 2012 г.

  Окончание работы над темой – 2016 г.

   Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Цели работы над темой самообразования:

 способствовать активизации познавательной деятельности через методы активного обучения (системно-деятельностный подход).

Задачи работы над темой самообразования:

  • изучить теоретическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме активизация познавательной деятельности школьников;
  • организовать атмосферу учебного сотрудничества «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель»;
  • использовать эффективные приёмы педагогической техники;
  • поддерживать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, направленную на решение реальных задач через системно-деятельностный подход в обучении;
  • продолжить включение учащихся в участие во всероссийских и школьных конкурсов и олимпиад;
  • изучать литературу по теме «Теоретические основы организации проектной и исследовательской деятельности» и опыт работы учителей в данном направлении;
  • дистанционное обучение на педагогических сайтах.

 

Планируемые результаты:

  • разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной       деятельности в соответствии с ФГОС;
  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподавания  предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах, вебинарах, конкурсах различного уровня,  в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам;
  • презентация результатов педагогической  деятельности на заседаниях городского методического объединения, в сети Интернет.

Форма работы по самообразования:  индивидуальная

п/п

Наименование

мероприятий

Организационно-педагогические

мероприятия

Сроки

проведения

Iэтап-Научно-теоретическая подготовка

1.1.

Развитие знаний теоретических основ предметов, изучаемых в начальной школе.

     Регулярно и в системе изучать специальную методическую литературу и нормативно-правовые документы.

     Изучать передовой педагогический опыт учителей-новаторов и своих коллег.

     Особое внимание уделить изучению и реализации материалов ФГОС II поколения.

2012г.-

2016г.

1.2.

Повышение квалификации учителей начальных классов.

    Регулярное прохождение курсов повышения квалификации.

   Прохождение дистанционных курсов.

   Участие в работе  педагогических советах ОУ.

   Участие в заседаниях ШМО и ГПС учителей начальных классов.

2012г.-

2016г.

 II этап- Методическая подготовка

2.1.

   Совершенствование:

Знаний

педагогических технологий (методов, форм, приемов)

Знаний здоровье сберегающих программ

   Использовать инновационные педтехнологии и передовой педагогический опыт в учебной и внеклассной работе.

   Посещение  уроков учителей своей школы и школ города.

   Изучение, анализ и использование опыта работы учителей-коллег.

   Обмен опытом работы с учителями других школ.

   Участвовать  в конкурсах различного уровня: школьных, городских, региональных и Интернет-конкурсах.

  Целенаправленно и в системе   вести работу по реализации    программы «Здоровье».

  Регулярно проводить   диагностические исследования о состоянии здоровья детей.

  Совершенствовать формы и приёмы работы по  укреплению и сохранению здоровья обучаемых                                  

2012г.-

2016г.

2.2

   Совершенствование процесса учебно - воспитательного процесса

      Систематически и целенаправленно использовать в учебной  и воспитательной работе ИКТ, ЭОР.

     Широко использовать в учебно-воспитательном процессе приоритетные методы  и технологии (проектную деятельность, дифференцированное обучение, групповую  и парную работу и др.)

    Проведение уроков  нестандартных форм.

    Проведение предметных внеклассных мероприятий.

    Создание презентаций, видеороликов к урокам и внеклассным мероприятиям  как своих, так и с участием обучаемых.

   Продолжать работу по накоплению дидактического материала и медиатеки класса.

   Регулярно обновлять методические материалы оформления класса.

  Вести систематизированный учёт

материала учебного кабинета.

2012г.-

2016г.

III этап. Психолого-педагогическая подготовка

3.1.

Совершенствование знаний психолого-педагогических закономерностей обучения, воспитания и развития детей

    Систематическое изучение теоретических знаний по психологии и педагогике.

    Участие (по возможности) в теоретических и практических конференциях по данной теме.

   Участие в работе педсоветов  ОУ, ШМО и ГПС по проблемам психологии.

   Проводить психолого-педагогическую диагностику обучаемых.

2012 г.-

2016 г.

IVэтап. Личный творческий вклад педагога в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

4.1.

Совершенствование

подготовки педагога к уроку

    Систематически изучать методическую и учебную литературу и  материалы использовать в работе.

    Перерабатывать и при необходимости разрабатывать рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам  начальной школы, внеурочной деятельности.

   Прогнозировать конечные результаты обучения и определять приоритетные цели и задачи обучения.

   Регулярно  и в системе  использовать на уроках ИКТ, ЦОР.

   Пополнять педагогическую копилку демонстрационным  материалом (приобретение методической литературы, таблиц, раздаточного материала).

  Изучать индивидуальные психофизиологические особенности обучаемых.

  Регулярно пополнять электронно-педагогическую копилку.

  Привлекать детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала.

2012г.-

2016 г.

4.2.

Применение современных методов в учебно-воспитательном процессе

   Совершенствовать методику организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий.

    Регулярно на уроках использовать дифференцированный, проектный и проблемные методы  обучения, индивидуальные, парные и групповые формы работы.

   Использовать на уроках различные формы контроля, самоконтроля, рефлексии.

   Разработать программы работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися.

2012г.-

2016 г.

4.3.

Повышение эффективности урока учебно-воспитательного процесса

   Проведение консультаций и оказание помощи обучаемым в освоении учебных предметов.

   Проведение дополнительных занятий по предметам с учениками.

  Совершенствовать систему работы со слабоуспевающими учениками в индивидуальном порядке.

  В системе проводить работу с одарёнными детьми.

  Проведение консультаций и оказание помощи родителям по вопросам обучения и воспитания.

2012г.-

2016 г.

Vэтап. Участие педагога в творческом росте педагогического коллектива

5.1.

Повышение творческого роста учителя

  Самостоятельно заниматься поиском необходимой для работы информацией в различных источниках (Интернет-ресурсы, средства массовой информации и т.д.).

  Делиться с коллегами опытом достигнутых результатов в форме творческих отчётов, обобщения опыта, презентаций, бесед и т.д.

  Обмениваться с коллегами различного рода информацией (разработками технологических карт, созданием портфолио и т.д.).

  Участвовать  в различного рода конкурсах педагогического мастерства: (Обобщение опыта, учебных кабинетов, классных руководителей и др., различных Интернет-конкурсах.)

2012г.-

2016 г.

   

Литература:

1. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

 3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/