Креативность в деятельности педагога
статья по теме

Кобелева Надежда Константиновна

Доклад на заседании МО учителей начальной школы (2014-2015 уч.г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_kreativnosti.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНО СОШ «Димитриевская», МО учителей начальной школы

Доклад на тему:

«Креативность в деятельности педагога»

Выполнила Кобелева Н.К.,

учитель 4 класса

 

МОСКВА 2014


ВСТУПЛЕНИЕ

В настоящее время невозможно решать проблемы, возникающие в научном педагогическом осмыслении и организации учебно-воспитательного процесса привычными способами. Последние десятилетия в России произошли коренные изменения, в том числе в экономической сфере. С достижением относительного материального благополучия в России, как и по всему миру, распространилась рыночная экономика. Рыночная экономика определяется как экономика, ориентированная на потребителя. В центре рынка стоит потребитель. Рыночная экономика – это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Вместе с тем, рыночная экономика имеет и свои недостатки. Например, поскольку товары и услуги направляются туда, где больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать, другим получать несоразмерные доходы. Рыночный механизм ориентирован на получение прибыли, поэтому он не может эффективно решать общественные задачи: социального обеспечения, образования, здравоохранения, науки, культуры, экологии и т.п. Тем не менее, рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства. Коренным образом изменилась и российская идеология. То, что приемлемо для всех, то, что приемлемо для большинства, может оказаться непрогрессивным и негуманным. Стало, наконец, понятно, что все люди разные, что люди различаются между собой больше, чем различаются общественно-экономические формации. Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития страны и всего российского общества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность (воспитание + образование + моральные качества), профессиональная компетентность. [6. С. 14-20]

Т.о. уже сегодня в развитии общественного образования, с учетом вхождения России в мировое экономическое сообщество, необходимо учитывать, в том числе, следующую основную тенденцию: в условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающимся главным капиталом – своей квалификацией. Образно говоря, образование становится конвертируемым, на первый план выдвинулся уровень развития людских ресурсов: знание, творчество, мастерство, умение в широком смысле слова.

Уже в ближайшее десятилетие, когда перед мировым сообществом встанет множество новых, ранее неизвестных, но острейших проблем, роль знаний и творчества, без которых их не решить, неизмеримо возрастет. На переднем плане исторической сцены окажутся те страны, те народы, которые будут способны обеспечить высокий уровень образованности, воспитанности и профессионального мастерства людей, способности к поиску.

Сама сфера образования может и должна поддержать жизненно необходимые для России преобразования, определяющие ее дальнейшую судьбу. В данных условиях наиболее актуальной является проблема подготовки педагогических кадров и воспитания в них такого качества как креативность. Именно этим обуславливается актуальность нашего исследования.


ПОНЯТИЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ РАБОТЫ

Для того чтобы определить условия эффективного применения креативной деятельности педагога, необходимо дать следующие понятия:

  • Креативность – относительно независимый фактор одаренности, творческих возможностей человека, которые могут проявляться в отдельных видах деятельности (мышлении, общении) и характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны. Высокие показатели креативности у детей и взрослых увеличивают вероятность творческих достижений при высокой мотивации и овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками в соответствующих видах деятельности. [9. С. 48]

Понятие креативность толкуется также как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность  рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта (AQ) соотносится с креативностью до определенного предела, не слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик.[5. С.147]

  • Креативный (от латинского creation – созидание, [со] творение) – творческий, созидательный, новаторский. [2. С.276]
  • Мировоззрение – совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. [1. С.545]

Мировоззрение – это система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности, к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. [13. С.366]

  • Образованность:
    1) Уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения.
    2) Просвещенность, культура. [7.]

Непосредственно к понятию образованности примыкает понятие высокообразованного человека.  Высокообразованный человек – это не только безупречный специалист в своей области (профессионал), но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, политологию, владеющий несколькими языками. [6. С.23]

  • Педагогика:
  1. Наука, изучающая объективные законы развития конкретного исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса.
  2. Совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, обучение и образование.
  3. Наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, обучения и образования с самовоспитанием, самообучением и самообразованием и направленных на развитие человека.
  4. Наука о сущности, условиях и законах педагогического процесса.
  5. Учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам. [5. С.235]

«Педагогика» образовано от греческого paides – дети и ago – вести, в дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании. [8. С.3]

  • Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, достигнутый на основе глубоких профессиональных и общих знаний, определенного опыта, гибких умений, навыков и творческого подхода, обеспечивающих ей успешность. Достижение Мастерства педагогического обуславливается наличием у педагога комплекса профессиональных знаний, широкого кругозора, сформированного педагогического сознания, профессионально значимых личностных качеств и большого опыта работы.[5. С.172]
  • Педагог:
  1. Лицо, профессионально занимающееся воспитательской и преподавательской работой.
  2.  О человеке, имеющем способности учить, воспитывать и проявляющем это в своей деятельности. [11. C.347]

Педагог – это ключевая фигура системы образования. Развитием его профессионализма, нравственной культуры и проявления креативности определяются любые успехи, как в сфере образования, так и в развитии общества в целом. Между тем, как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» профессиональное образование учителей еще  не способно в должной мере решить проблему кадрового голода, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации педагогических работников. Повышение профессионализма педагогов признается важнейшим приоритетом российской государственной политики.


УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов, конкурентоспособных на мировом рынке. И, в том числе, отставание России во многих отраслях связано и с тем, что подлинно образованных людей не хватает, и эта нехватка ощущается все острее и острее.

Когда говорят о профессионализме, то в первую очередь подразумевается владение тем или иным человеком технологиями – будь то технологии обработки металлов, конструирования машин, выращивания урожая, ведения строительных работ или изготовления церковной утвари, икон, иконостасов, выпекания просфор. Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный и надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности, как:

  • самостоятельность;
  • способность принимать ответственные решения;
  • креативный подход к любому делу;
  • умение доводить дело до конца;
  • постоянно учиться и совершенствоваться.

Это и такие качества как:

  • наличие гибкости мышления;
  • наличие абстрактного мышления;
  • наличие системного и экспериментального мышлений;
  • умение потенцинировать диалог;
  • коммуникабельность;
  • сотрудничество.

Т.о. над собственно профессиональной технологической подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к будущему специалисту. Отечественное образование должно стать иным принципиально. Решающее значение в этом может иметь эффективное использование креативных качеств педагога, проявление которых в свою очередь зависит от таких условий как:

  • общее социально-экономическая обстановка в стране;
  • реальная востребованность образования;
  • приоритетность образования;
  • реальный престиж образованности, профессионализма и компетентности всех членов общества.

Подлинное творческое взаимодействие в процессе школьного урока начинается в тот момент, когда что-то единое становится объектом совместных интересов, желаний и устремлений. Процесс творческого взаимодействия в условиях открытого режиссерского действия урока есть факт существования противонаправленности интересов, потребностей, желаний, устремлений. [3. С.106-107]

В творческом процессе педагога можно выделить такую последовательность этапов:

  1. Возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи.
  2. Разработка замысла.
  3. Воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми.
  4. Анализ и оценка результатов творчества. [4. С.25]

Творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего педагогического коллектива.

Педагогическое творчество осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия с детьми, что требует от педагога умения вызывать творческое самочувствие у самого себя и у детей, как участников деятельности, осуществлять творческий процесс педагогического общения и т.п. Все эти профессиональные особенности творческого процесса педагога оказывают существенное влияние на содержание его деятельности. [4. С.27]

Выделим ряд нормативно-эвристических показателей творческой деятельности, которые характерны для педагогического труда. Это, прежде всего осознание себя как творца в педагогическом процессе. Важно осознать сущность, значение и задачи собственной педагогической деятельности, ее цели, уметь постоянно соотносить текущие педагогические задачи с перспективными. Если этого нет, то педагог может быть хорошим (точнее – приличным) исполнителем, но вряд ли поднимется до уровня творчества. А творчество предполагает высокий уровень самостоятельности во всех аспектах деятельности – от целеполагания до оценки результатов.

Необходимо понимать воспитанника как личность в педагогическом процессе, необходим глубоко индивидуальный подход к человеку как объекту и субъекту воспитания. Чем глубже учитель познает личность ребенка, тем эффективнее его педагогическое влияние, тем лучше чувствует себя ребенок в педагогическом процессе. В этом случае школьник становится соавтором воспитательного процесса, который творит учитель.

Творчество невозможно без сознания учителем собственной творческой индивидуальности. Познать себя, свою индивидуальность в педагогической деятельности, -  значит, сделать освоенную теорию и опыт других работающим достоянием собственной личности.

Осознание всех этих моментов является условием превращения деятельности учителя в творчество.  [4. С.32-35]

Творчество может возникнуть только при условии профессионально-личностной мотивации. А эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей. Своя, личностно-опосредованная творческая идея рождается на основе знания теории, на основе собственной практики, на основе опыта коллег и собственного социального бытия. А раз педагогическая идея у педагога есть, то неизбежно начинается поиск путей ее осуществления. Но они могут быть найдены только в русле творческой педагогики.

Творчески работающий учитель отличается и тем, что, используя методические разработки и рекомендации, аккумулируя опыт коллег, он не просто «приживляет» их на своей педагогической почве, а, пропуская через магический кристалл своего творчества, делает для себя этот опыт как бы заново обретенным. [4. С.45-47]  

Протоиерей Зеньковский в своей книге «Педагогика» делает интересный вывод о проявлении креативности в русле Православия: «Дитя, держась за юбку матери и будучи спокойным, благодаря близости к ней, способно играть и проявлять больше творчества, чем без матери. Подобный же факт возможен и в жизни христианина, когда его близость к Церкви повышает творческие возможности, не говоря, конечно, о чисто благодатном возрастании в Церкви. Но и само по себе пребывание в Церкви подымает и стимулирует творчество». По мысли протоиерея В.В. Зеньковского авторитет педагога является сильным стимулирующим фактором проявления творчества у учеников. [10. С. 63] Таким образом, из вышесказанного вытекает следующее умозаключение: воцерковленные педагог и учащиеся больше способны к созданию креативной атмосферы в своем коллективе, нежели их коллеги в светском учебном заведении.

Можно заключить, что именно востребованность образования со стороны экономики, социо-культурной сферы позволит перейти от лозунгов и теоретических рассуждений к построению новых образовательных систем, воспитанию нового поколения педагогов удовлетворяющих запросы, как отдельной личности, так и общества, и его экономики. Сама образовательная сфера, порождающая креативно мыслящих учителей может и должна поддержать жизненно необходимые для России преобразования, определяющие ее дальнейшую судьбу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики». Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

Одним из проявлений креативности педагога является наличие позитивных мировоззренческих установок. В мировоззрении педагога находит выражение система категорий культуры – обобщенной модели человеческого мира.

Исходя из определения креативности, показанного нами выше, возникает проблема имплантировать в сознание современного педагога необходимость применения в педагогической действительности моделей креативного подхода к воспитанию и обучению. [1. С.65]

Что же такое, креативность в деятельности педагога? Это процесс, начинающийся от усвоения того, что было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.

А в заключении хочется привести слова Ильева В.А.: «Если творческие уроки, которые ставит учитель, действительно являются делом его жизни, его призванием, если его влечет творческое общение с учениками, увлекает формирование человеческих душ, если он чувствует, что он только так может проявить себя как гражданин и педагог, то ученики ему поверят и будут творить с ним до самозабвения». [3. C.50]  


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2006.
  2. Бунимович Н.Т., Жаркова Г.Г., Корнилова Т.М. и др. сост., общ. ред. Макаренко В.А. – М.: Республика, 2000.
  3. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: 1993.
  4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
  6. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.
  7. Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой. - http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=94526
  8. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
  9. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004.
  10. Протоиерей Зеньковский В.В. Педагогика. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004.
  11. Словарь современного русского литературного языка, - М. – Л.: Изд-во Академии Наук СССР, в 17 т.т. Т.9, 1959.
  12. Фёдорова С.Н. Профессиональная культура педагога // Педагогика 2006, №2.
  13. Философский энциклопедический словарь, - М.: Советская энциклопедия, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...

«Обновление содержания профессиональной деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС (внеурочная деятельность)».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Результаты участия обучающихся 4 "Г" класса во внеурочной деятельности по профилю профессиональной деятельности педагога в 2016-2017 учебном году

Результаты участия обучающихся 4 "Г" класса во внеурочной деятельности по профилю профессиональной деятельности педагога в 2016-2017 учебном году...

Практическое занятие с педагогами "Развитие рефлексии (самоанализа) в деятельности педагога"

В предлагаемом материале представлено занятие с педагогическим коллективом по развитию рефлексии...