Программа профессионального развития учителя начальных классов
рабочая программа на тему

Силаева Инга Владимировна

 

Тема по самообразованию «Использование  технологии  проектного  обучения  в  начальной  школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_uchitelya.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Степановская средняя общеобразовательная школа»

Верхнекетского района Томской области

Согласовано

Протокол № ____  

заседания методического объединения учителей

Заместитель директора

по методической работе

_______  И. Б. Попцова

«      »___________20____г

.

Утверждаю

Приказ № _____

«____» ________ 20____г.

Директор школы

_______ Л.В.Гаврилова

Программа

профессионального развития

учителя начальных классов

Силаевой  Инги  Владимировны

на 2014-2017 гг.

2014г.

Введение

               Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.

            Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.

             Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

           Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.

              Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  • Выбор направления и темы самообразования.
  • Формулирование цели и задач самообразования.
  • Определение круга источников информации.
  • Выбор формы самообразования.
  • Составление плана самообразования.
  • Определение результата самообразования.
  • Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

             Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Работая над реализацией личного плана самообразования,  я должна:

  • познакомиться с новинками  печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
  • посещать семинары, конференции, уроки коллег;
  • принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
  • пройти очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме;
  • разработать модель образовательного процесса с использованием ИКТ;
  • провести открытые уроки с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
  •  выступать на заседаниях МО с обобщение результатов опыта работы.

           Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений. Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения образовательной деятельности, в том числе информационно- коммуникативными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.  Результатами моего самообразования должны стать:

  • повышение качества преподавания предметов, рост результативного участия учащихся класса в школьных, окружных и всероссийских конкурсах, олимпиадах- ЭМУ, «Кенгуру», «Русский медвежонок»;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям;
  • создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ,

Методическая тема школы:

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов как необходимое условие повышения качества образования в условиях общеобразовательной школы»

Индивидуальная методическая  тема:

«Использование  технологии  проектного  обучения  в  начальной  школе»

Пояснительная записка

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

    Наличие в современном мире безграничного информационного пространства  уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

      Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства. Технология  проектного  обучения  позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.  Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

   Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться.

    Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но ее воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного обучения и грамотного использования его возможностей в педагогической практике.

Цель: поиск инновационной  формы деятельности.

Задачи: 1.Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на  начальной  ступени  обучения

2.Выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической

технологии в системе образования.

Сроки реализации: четыре  учебных  года (2014-2017)

Источники самообразования: Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта в сети Интернет, курсы повышения  квалификации  по  заданной  теме, участие  в  районных  семинарах

Работая над реализацией личного плана самообразования,  я должна:

  • познакомиться с новинками  печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
  • посещать семинары, конференции, уроки коллег;
  • принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
  • пройти очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме;
  • разработать модель образовательного процесса с использованием ИКТ;
  • провести открытые уроки с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
  •  выступать на заседаниях МО с обобщение результатов опыта работы.

Формы самообразования: индивидуальная - через индивидуальный  план,  участие  в  РМО  учителей  начальных  классов.

Ожидаемые результаты: повышение  качества   обученности   учащихся,  участие  обучающихся  в   научно-исследовательской  конференции «Юный  исследователь», потребность в активной творческой деятельности.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме школе, районе.

                                                        Направления самообразования:

        Направления

 Мероприятия

  Сроки

Профессиональное

1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
5. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.
6. Разработать рабочие программы по своим предметам.

7. Участвовать во всех профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

   

ежегодно

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО учителей начальных классов.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, округа через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

регулярно

Информационно-компьютерные технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.
3. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

Этапы работы над темой:

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический        

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта в сети Интернет. Использование технологии на уроках окружающего  мира

В течение первого полугодия

2014-2015 уч.года

Изучение литературы:

1.http://schools.keldysh.ru/labmro  — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

2.http://www.meloc.ucoz.ru/ - рабочий сайт Хлынцевой Ю.В.

3. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.:2006 г. 160с].

Практический        

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методической базы по теме.

3.Корректировка работы.

регулярно

1.Выступление на заседании школьного МО, РМО.  

2.Открытые уроки  на школьном  и районном уровнях.

3.Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах.

4.Участие  детей  в научно-исследовательской  конференции «Юный  исследователь»

5.Посещение уроков у учителей начальных классов школы.

6.  Посещение семинаров.

7. Самоанализ и самооценка своих уроков.      

Обобщающий        

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

Май 2017 года

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

2.Открытые уроки на школьном  уровне.

3. Выступления на заседании РМО учителей  начальных классов по теме самообразования.

4.Участие и результаты в олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях.

5.Консультативная помощь учителям и учащимся.

6.Оформление результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-игровой программы для учащихся начальных классов ко дню Защитника Отечества "Армейский калейдоскоп"

В данном сценарии представлена литературно - музыкальная композиция ко дню Защитника Отечества. В нее включены песни современных композиторов, стихи и танцы на военную тему, которые исполняют учащиеся...

Программа для учащихся начальных классов по профориентации

Профориентационная работа сегодня- неотъемлемая часть программы повышения качества образования....

Игровая программа для учащихся начальных классов "НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Данный материал поможет Вам без особого труда подготовить и провести интересный праздник в начальной школе по параллелям....

Спортивная программа для учащихся начальных классов

Спортивная программа предназначена для учащихся начальных классов и содержит различные спортивные и развлекательные конкурсы на спортивной площадке. Мероприятие можно использовать как внеклассное заня...

Программа деятельности учителя начальных классов МКОУ «Сорочинская СОШ» Мищенко Светланы Владимировны с учащимися 3 «б» класса.

Программа деятельности  учителя начальных классовМКОУ «Сорочинская СОШ» Мищенко Светланы Владимировны с учащимися 3 «б» класса....

Программа самообразования учителя начальных классов

Предлагаемая  программа  самообразования  по  теме  "ИКТ-компетентность  учителя  начальных  классов  в  условиях  введения  ФГОС  ново...

Программа кружка учащихся начальных классов "Наглядная геометрия"

Наглядная геометрия в начальных классах  представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.Цель программы...