Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации
материал на тему

Я поставила для себя цель рассмотреть поняти основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема моего выступления «Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий  работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации».

        Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастания информационного объема выдвигают новые требования к организации образования младших школьников. Современные требования предъявляемые государством к качеству образования в начальной школе подразумевают, что учитель должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Это отражено и в профессиональном стандарте педагога, который вступает в силу с 1 января 2017 года.

        Я поставила для себя цель – рассмотреть понятие основные виды  психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации.

        Задачи:

        В нормативных документах, таких как: Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании, Федеральный Закон, в Уставе школы и других, говорится о том, что образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям и культурных традиций.

        Так в ФЗ от 10.12.1995 года № 195 дано определение понятия, что такое «сложная жизненная ситуация». Это ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, а именно – инвалидность, безнадзорность, сиротство, малообеспеченность, безработица, жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобные, которые он не может преодолеть самостоятельно. А в статье 1 ФЗ РФ от 24.07.1998 года № 124 сформулированы типичные сложные соц. ситуации для ребенка:

        - дети оставшиеся без попечения родителей;

        - дети-инвалиды;

        - дети – беженцев;

        - дети – жертвы насилия;

        - дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в восстановительных колониях;

        - дети, проживающие в малоимущих семьях;

        - дети с отклонениями в поведении;

        - дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств.

        Проанализировав контингент учащихся класса, в частности его социальную ситуацию, выделились следующие группы детей. Мы видим, что на диаграмме зеленым цветом показаны учащиеся, которых не касается сложная социальная ситуация – это 42%, т.е. меньше половины класса. А остальные 58% детей – это дети, которых можно отнести к сложной социальной ситуации.

        Анализ литературы данных показал, что понятие «технология обучения» соотносится с понятием «педагогическая технология». Технология – в переводе с греческого искусство, мастерство, умение. Пед.технологию можно определить, как упорядоченную систему действий, форм, методов, способов, приемов выполнение которых приводит к достижению поставленной цели. К наиболее известным авторам современных психолого-педагогических технологий относят Д. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Н. Талызина, П. Гальперина, Л. Зорина и др. Остановимся на описании лишь некоторых технологий личностно-ориентированного обучения, которые использовались мной в работе с классом.

1. Технология поддержки ребенка

        Наиболее полно данная технология представлена в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии (К. Роджерс). Согласно этим исследованиям, основная задача педагога состоит в оказании помощи ребенку в его личностном росте. Иначе говоря, педагогика должна быть с родни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.

        Как показало наше исследование, педагог может создать в работе с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями (учитель должен быть всегда рядом, всегда помогать и поддерживать учащегося):

        - на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное доверие к ними;

        - помогать учащимся формулировать цели и задачи предстоящей деятельности;

        - исходить из того, что таким детям нужна поддержка к формированию внутренней мотивации к учению;

        - быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому можно всегда обратиться;

        - быть активным участником группового и субъект-субъектного взаимодействия;

        - открыто выражать свои чувства;

        - стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка;

        - хорошо знать себя и свои возможности.

        Таким образом, основными показателями технологий поддержки выступают: внимательное, приветливое отношение к ребенку, доверие к ним, взаимопонимание и сотрудничество, использование деятельностного содержания, позитивная оценка достижений, ежедневно на протяжении четырех лет обучения.

        Наиболее удачным примером реализации технологии поддержки считаю создание литературно-музыкальных композиций во время урочной и внеурочной деятельности. Это композиция к Дню Победы «Листая памяти страницы», композиция по творчеству Т.Л. Петуховой «Разного роста мечты», композиция по творчеству Н. Рубцова «Где обнаружу вдруг Россия – ищу синоним родины Рубцов». Благодаря работе по созданию композиций было задействовано 44% учащихся. Ученики класса стали победителями конкурсов разного уровня. Это Диплом 3 степени городского театрального конкурса «Звездочка», Диплом 3 степени городского фестиваля моды «Силуэт» в номинации мода военных лет, Диплом 2 степени Всероссийский конкурс-фестиваль «Песни военных лет».

 Параллельно с технологией поддержки идет

2. Технология воспитания в педагогических ситуациях

        В такой технологии целью пед. воздействия,  является изменение личности в определенном плане, в ходе целостного учебно-воспитательного процесса. Поэтому столь важна система пед. воздействий, служащих определенной педагогической задаче, в рамках общей цели образования и воспитания ребенка, оказавшегося в сложной социальной ситуации. Это и добрый взгляд, и улыбка, и слова поддержки, и своевременная беседа, и конструктивные замечания, и др. методы воздействия.

        Актуальной в практической деятельности считаю использование

3. Технологии коллективной мыследеятельности

разработанной под руководством Г.П. Щедровицкого. В данной технологии коллектив выступает механизмом развития личности. Успех определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого, при этом существенно меняется отношение к другому человеку, как к личности: от отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности. Результативность обучения многократно возрастает, если поднять ребенка до осознания собственной и коллективной только что произведенной деятельности. Результатом работы по данной технологии является рефлексия. Каждый может высказать свое мнение, проанализировать свои действия и других. Наиболее яркие КТД представлены на слайде. Это Диплом за участие в «Школьных олимпийских играх», Диплом за участие в школьном фестивале «Песни наших отцов», Диплом за участие в школьном КТД «Новогодний переполох», Почетная грамота за 2 место в школьном марафоне «Радуга талантов», Диплом победителя в школьном конкурсе «Музыкальных презентаций к 75-ю школы», Грамота за 1 место в общешкольном конкурсе новогодних украшений кабинетов, Благодарность за участи в городском конкурсе детских рисунков и фотографий «Погода и окружающий нас мир».

        В рамках внеурочной деятельности «Социальный проект» использую технологию

4. Учебного проектирования

Первые попытки внедрения технологии проектного обучения в отечественных школах уходят своими корнями в идеи Д. Дьюи. В организации деятельности детей по разрешению практических задач, взятых из повседневной жизни. Данная технология заключается в том, что исходя из своих интересов дети вместе с преподавателем проектируют решение какой-либо практической задачи. Учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями, развивают у себя мышление, умение построение гипотез, обобщения.

Самые удачные проекты вы видите на слайде. Это «Птицы - наши друзья», работая над которым ученики изготовляли креативные кормушки и развешивали их во дворах своих домов, «Наши мамы лучше всех», который был подготовлен к МЖД 8 Марта, «Всё о космосе», «Это удивительная Франция», «Мир спорта», с данными проектами учащиеся 4 класса выступили перед учащимися 1-х классов. Имеется Благодарность за участие в городском проекте «Снежная крепость».

Следующая технология, которую я использую в своей работе – это

5. Технология учебного исследования

Наиболее детально технология учебного исследования описана в работах (Б. Брунера, Д. Шваба, М. Кларина) новые стандарты построены на исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность обеспечивает формирование УУД школьников, воспитывает ответственность у учащихся за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. В своей работе технологию учебного исследования осуществляла все 4 года, постепенно помощь учителя сходила на нет, вовлеченность учащихся в исследовательскую деятельность составляет 100%. Лучшие исследовательские работы были представлены на школьной научно-практической конференции «Поиск и творчество», на уровне города в городской научно-практической конференции школьников «Мир науки +» и областном конкурсе исследовательских работ «Первое открытие». Имеются призовые места.

Так же актуальными в своей практической деятельности считаю

6. Творческие технологии

Творческие технологии описаны в работах педагогов-новаторов Г.С. Альтшуллера, И.П. Волкова, И.П. Иванова. По словам И. Волкова «…творческие технологии – это процесс деятельности учащихся результатом которого является создание новых по качеству нестандартных материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью». В творческом процессе участвуют мышление, воображение и мастерство, которое учащиеся приобретают, получая знания и претворяя их в жизнь на практике. Творчество является активным состоянием проявления свободы учащихся и результатом созидающей деятельности. Творческие технологии включают в себя: декоративно-прикладное творчество, устно-народное творчество, творчество связанное с литературой.

А) Технология Декоративно-прикладного творчества реализовывалось не только в рамках уроков ИЗО и Технологии, но и позволило активно включить родителей учащихся. В стандарте педагога так же говорится, что родители должны стать активными субъектами образовательного процесса. Следующие слайды демонстрируют участие обучающихся в творческих конкурсах разного уровня – Диплом 2 степени в областном конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», Диплом победителя областного форума «Зеленая планета - 2015», Диплом победителя областного конкурса детских рисунков, посвященный Дню защитника Отечества, Диплом победителя в областном конкурсе «Лес в творчестве юных», свидетельство за участие в областном конкурсе детских рисунков «Вологодчина глазами детей», Благодарность за участие в городском конкурсе «Новогодние варежки».

Б) (создавая вещи определенной формы и назначения учащиеся всегда находят им применение и стараются сохранить увиденную в них красоту и привлекательность) – Диплом 3 степени областного конкурса «Волшебная галерея Деда Мороза», Диплом победителя городского конкурса «По земле Вологодской», Свидетельство за участие в областном конкурсе «Новогодние сюрпризы для Деда Мороза», Диплом 1 степени областного конкурса «Поможем нашим пернатым друзьям», Грамота за участие в городском конкурсе поделок «Новогодние чудеса».

Так же к творческим технологиям относится

В) Устное народное творчество – Диплом Лауреата 1 степени городского театрального конкурса «Звездочка» в номинации «Спектакль-сказка» «Курочка Ряба на новый лад», Диплом 3 степени за коллекцию одежды к спектаклю «Курочка Ряба на новый лад» в городском фестивале моды «Силуэт».

Г) Творчество, связанное с литературой, проявляется не только в сочинении стихов, но и гораздо разнообразнее. Знакомство с литературным творчеством поэтов и писателей может стать толчком к творческой энергии юного читателя.

Это и участие в конкурсе чтецов, как школьного, так и городского уровня, и городской конкурс «Расскажи свою легенду о Вологде», и городской конкурс «Письмо Деду Морозу».

Благодаря сотрудничеству с газетой МК учащиеся стали участниками конкурса «К 95-ю регионального еженедельника «Московский Комсомолец в Вологде. Череповце»» и имеем публикацию.

Представление о литературе формируются на встречах с местными поэтами. Так 2015 год был объявлен годом литературы, в связи с этим была организована встреча с молодой вологодской поэтессой Е.С. Фирулевой.

Тем самым литературное творчество участвует в воспитании общественном, интеллектуальным, здоровье сберегающем.

Таким образом, вам был представлен опыт применения психолого-педагогических технологий  работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации. В педагогической работе с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации, использовались и другие технологии личностно-ориентированного характера: технология уровневой дифференциации, технология дистанционного обучения, технология коммуникативного обучения и др. Каждая из них отличается своими особенностями содержания и методики. Выбор каждой был подчинен одной цели – обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности детей, оказавшимся в сложной социальной ситуации, который является не просто субъектом образовательного процесса, но субъектом приоритетным.

        Любая из этих технологий должна создавать новый продукт – будь то знание (субъективно новое) или личностное новообразование.

На слайде видно диаграмму, подтверждающую положительную динамику в развитии детей. Ситуацию по малоимущим семьям, детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, учитель не имеет возможности повлиять на данную ситуацию, но в работе с детьми с отклонениями в поведении на 2015-2016 учебный год мы видим, что произошли изменения и их можно соотнести к детям, которых не касается сложная социальная ситуация.

Литература

1. Бершадская Н.Р. Литературное творчество учащихся в школе. М. - , 1986.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика. – 1988.

3.Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей. Организация опытно-экспериментальной работы по пробелам развития дополнительного образования детей. – М., 1997.

4. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. – Новосибирск, 1999.

5. Воспитание творческого читателя. – М.: Просвещение, 1981.

6. Пономарев Я.Л. Психология творчества. – М.: Педагогика, 1976.

7. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. М.: Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

8. Кровцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996.

9. Левин В.А. Воспитание творчеством. – М.: Знание, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В данном плане отражена воспитательная работа с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он предназначен также для детей "группы риска"....

Реабилитационная работа с семьей и детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию

В докладе подробно описаны этапы работы специалиста по социальгной работе с семьей в сложной жизненной ситуации...

К вопросу о специальной компетентности педагога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Государственная политика последних лет в области образования акцентирует внимание на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство детей, находящихся в трудной жизненной с...

Работа с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации

Учащиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют к себе особенного внимания. Чаще всего на детях сказываются семейные проблемы....

Индивидуальный план работы с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации

ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»  на 2019/2020 учебный год...

Cтатья «Особенности психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации».

Цель статьи: рассмотреть основные виды психолого-педагогических технологий, необходимых в работе с детьми младшего школьного возраста, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях....

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)

Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически о...