Технологические карты урока с позиции системно-деятельностного подхода
учебно-методический материал на тему

Таминдарова Линиза Мадисовна

Технологическая карта урока литературного чтения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku_tamindarova_l.m.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шаблон технологической карты урока

Предмет литературное чтение, класс 4

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе) например 3 урок из 9

П.П.Бажов  «Серебряное копытце» - знакомый незнакомый жанр.  

5 урок из 11

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Данный урок – урок открытия новых знаний (на основе предварительного знакомства с  литературным произведениям).

Эвристическая беседа на стадии вызова; прием ТРКМ «Сравнительная таблица» на стадии осмысления; прием ТРКМ «Синквейн» на стадии рефлексии; приемы технологии сотрудничества.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Цель урока

Задачи урока

Цель данного урока - на основе анализа и сравнительной таблицы  познакомить учащихся  с основными особенностями сказа как  литературного жанра.

Задача, направленная  на достижение предметных результатов: на основе анализа и составления сравнительной таблицы выявить  разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».

Задача, направленная на формирование метапредметных результатов: формировать читательскую самостоятельность учащихся  через развитие таких познавательных универсальных учебных действий, как выявление в процессе сравнения и анализа особенностей изучаемых объектов, использование таблицы как модели для получения и представления информации.

Задача, направленная на формирование личностных результатов: развивать  навыки сотрудничества при работе в малой группе, формировать отношение к  чтению как инструменту для способа приобретения знаний, опыта и духовно-нравственных ценностей.

Педагогические технологии

Оборудование

Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы технологии сотрудничества.

интерактивная доска для демонстрации мультимедийной презентации и составления сравнительной таблицы; дидактический раздаточный материал; учебник

ВАРИАНТ 3

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Оценивание/формы контроля

  1. Вызов – 7мин

Цель: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и задач урока.

Задачи:

- актуализировать имеющиеся знания, опыт учащихся по изучаемой теме, проблеме;

- вызвать интерес к получению новой информации, определить направления изучения темы;

- эффективно подобрать приемы и средства для создания условий включения каждого ученика в процесс целеполагания;

- организовать деятельность по приему целей учащимися;

- рационально и эффективно распределить время на стадию.

Вызов.

На стадии вызова учитель  формирует  интерес к изучаемой теме, мотивирует  к дальнейшим действиям, побуждает к активной работе через проблемную ситуацию. Что помогает продуктивно провести этап целеполагания и совместного планирования действий по изучению материала.

Основной прием – эвристическая беседа.

 -Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил: «Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав? 

-Почему у детей возник спор?

-Как помочь ребятам разрешить спор?

-Как мы это будем выяснять?

Ответы учеников, отражающие различные точки зрения:

Я думаю, что прав …

Ответы детей:

Потому что произведение похоже на сказку и на рассказ.

Формулировка цели урока.

Совместное составление плана работы.

Познавательные УУД:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение, позицию;

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме;

-строить монологические высказывания;

- дополнять, уточнять высказанные мнения по  существу полученного задания;

- строить рассуждения, делать выводы;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- осуществлять самоконтроль;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности;

- отмечают в оценочном листе свою готовность к уроку.

- оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при  решении практических задач;

- наблюдение;

- фронтальный опрос;

- участие в мозговом штурме;

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- оценочное суждение, коррекция ответов учащихся;

- оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации.

2.Осмысление. 28мин

Цель: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися.

Задачи:

- поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова;

- организовать самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу учащихся с новой информацией;

- рационально и эффективно распределить время на стадию.

Самостоятельная работа на знание содержание литературного произведения необходима, так как дальнейший литературоведческий анализ невозможен, если дети плохо знают содержание, особенности авторского текста.

- Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего  произведения. Перед вами лежат карточки, посмотрите и сформулируйте задание к данной работе.

- А теперь сравните с отрывком из произведения.

Основная часть стадии осмысления – составление сравнительной таблицы на основе плана исследования

- Для того, чтобы мы помогли ребятам разрешить спор, я предлагаю Вам провести исследование. Каждая из групп будет исследовать литературное произведение по плану. Вы заполните и представите сравнительную таблицу».

Ребята в группах заполняют таблицу на основе анализа предложенных им произведений (сказки, рассказа и произведения, жанр которого не определен ими).

Моделирование определения жанра

-Попробуйте в группах дать определение новому литературному жанру. У вас лежат на партах карточки, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы.

-Проанализируйте название знакомых жанров и определите общую часть данных слов, которое и будет названием нового литературного жанра: рассказ  +   сказка  =  ? (СКАЗ)

Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.

3. Рефлексия. 5мин

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке.

Задачи:

- организовать рефлексию и самооценку учащихся;

- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

- подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления;

- обобщить и систематизировать изученный материал, определить направления дальнейшего изучения;

- рационально и эффективно распределить время на стадию, провести возврат к приемам первой и второй стадии.

Проверка усвоения материала - ответы на вопросы на основе работы с текстом

Проверка направлена на то, как ученики поняли главную особенность сказа как жанра.

В конце беседы – проблемный вопрос: «А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?»

Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).

        Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задачи:

- закрепить изученный учебный материал;

- сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- проверить понимание  выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности;

- побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.

Ответы детей: нужно восстановить текст

Ответы групп.

Дети сравнивают, оценивают качество своей работы.

При представлении результатов исследования каждой группы таблица приобретает законченный вид. Анализируя содержание таблицы, дети делают вывод, что «Серебряное копытце»  имеет характерные черты сказки и рассказа.

Работа с толковыми словарями

Смысл ответа: Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.

Познавательные УУД:

- группировать и классифицировать изучаемые объекты;

- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- аргументировать свое мнение  и позицию в коммуникации;

- формулировать собственное мнение, позицию;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Регулятивные УУД:

- оценивать результаты, анализировать работу;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи;

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- осуществлять самоконтроль;

- организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-  ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

Линии сравнения

Сказка

Рассказ

Жанр???

Место действия

Рассказчик (есть, нет, участник события, сказочник)

Герои (реальные, вымышленные, волшебные)

События (реальные, вымысел)

Наличие волшебства

Повторы

Карточка:  Это жанр, который описывает ____________, как в_________, но имеет элемент _________________, как в _________.

Результат: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов  со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Придумайте рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба Даренки, кем она станет, как проживет свою жизнь.

Прочитать другие произведения  Бажова (на выбор), найти подтверждения мысли, что в сказах   реальные события  переплетаются с волшебными превращениями (сопоставительная таблица: волшебство – реальность).

-самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока;

-  самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

самооценка умения формулировать тему урока

-взаимопроверка, взаимоконтроль;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- заполнение листа достижений, самооценка, взаимооценка выполненной работы;

- оценка работа в группе;

- исследовательская деятельность;

- создание продуктов деятельности;

- оценка и самооценка работы учащихся  на уроке;

- рефлексия деятельности (оценка успешности);

- оценка работы группы;

III (название) – время (…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты урока в рамках системно-деятельностного подхода

Знания и умения детей по новому стандарту формируются в деятельности. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять уч...

Современный урок в начальной школе с позиции системно-деятельностного подхода.

Теоретический материал, можно использовать на МО учителей начальных классов...

АНАЛИЗ УРОКА с позиции системно-деятельностного подхода

АНАЛИЗ УРОКАс позиции системно-деятельностного подхода...

Разработка технологической карты урока в рамках системно-деятельностного подхода

Разработка технологической карты урока в рамках системно-деятельностного подхода...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

ТЕМА УРОКА: Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.ТИП УРОКА: Урок решения частных задач (решение конкретно- практических задач) (по Дусавицкому А. К.)ЦЕЛЬ УРОКА: формирова...

Карта анализа урока с позиции системно -деятельностного подхода

Картой анализа урока пользуюсь уже несколько лет...