Разработка технологической карты урока в рамках системно-деятельностного подхода
статья на тему

Разработка технологической карты урока

в рамках системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_karty.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка технологической карты урока

в рамках системно-деятельностного подхода

Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Чему должен научиться ребенок?

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.

Знания и умения детей по новому стандарту формируются в деятельности. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

 

Именно поэтому возникла необходимость создания нового вида методической продукции  – технологической карты урока (её можно рассматривать как мини-проект), которая в отличие от конспекта, позволяет более эффективно и качественно спроектировать будущий урок и  отразить в нём «деятельностный подход в обучении».

Так как в традиционном плане расписывается в основном содержательная сторона деятельности учителя, а технологическая карта позволяет спрогнозировать деятельность учащихся к достижению поставленных целей и задач. И поэтому, чтобы следовать новым стандартам, мы должны научиться разрабатывать технологические карты, хотим мы этого или нет.

Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

  • определение цели и задач;
  • отбор содержания учебного материала;
  • подбор методов и приёмов обучения;
  • определение форм организации деятельности учащихся;
  • подбор материала для домашней работы учащихся;
  • определение способов контроля;
  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
  • подбор вопросов для подведения итога урока.

           При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

            Проанализировав  (на  основе  открытых  электронных  источников  информации)  большое  количество  технологических  карт  уроков,  разработанных  учителями – практиками,  я  пришла  к  выводу,  что  единой  универсальной  формы  технологической  карты  урока  в  настоящее  время  не  существует.  Технологические  карты  урока  варьируются  по  количеству  и  перечню  выделенных  разделов  в  зависимости  от  степени  детализации  хода  урока.  Разработчики  технологических  карт  урока  привносят  в  их  структуру  элементы,  которые  призваны  отразить  содержательные  особенности  преподаваемого  ими  предмета.  Формы  технологических  карт  урока  могут  быть  самыми  разнообразными. Но самое главное – технологическая карта должна отражать системно-деятельностный подход.

 

Структура технологической карты:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы;
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов;
  • самооценка  результатов своей деятельности.

Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.

Технологическая карта отвечает на вопросы:

  • Какие операции необходимо выполнять.
  • В какой последовательности выполняются операции.
  • С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
  • Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
  • Результат выполнения каждой операции.
  • Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

           Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой. В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.

                Сейчас разработано большое количество образцов технологических карт разных типов уроков, с учетом всех выше перечисленных структурных элементов. Каждый учитель, разрабатывая технологическую карту своего урока, выбирает удобную для себя форму составления карты, в зависимости от типа и вида урока.

                             Так как на сегодняшнем семинаре запланирована практическая часть, вам пригодятся рекомендации по составлению технокарты  урока

1этап –орг.момент

Цель данного этапа :мотивация уч-ся к учебной деятельности,

Включение их в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

   Необходимо создать условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

На 2 этапе - этапе актуализации опорных знаний необходимо организовать подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения)

3 этап - этап целеполагания

 Сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

4 этап- этап открытия нового знания

На данном этапе идёт построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов

5 этап

На этапе первичного  закрепления нового способа действий учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, оформляют новые алгоритмы.

6 этап

На  следующем этапе организуется самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой,т.е. идет закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели.

7 этап.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8 этап

И на последнем этапе «Рефлексия учебной деятельности на уроке» (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания),самооценка результатов деятельности;.

Итак, из вышесказанного следует, что технологическая карта отличается от традиционного конспекта только формой. Но такая подача позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате — все перед глазами учителя. Очень четкая структура карты даёт видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты урока в рамках системно-деятельностного подхода

Знания и умения детей по новому стандарту формируются в деятельности. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять уч...

Методическая разработка. Технологическая карта урока для 4-х классов. Раздел " Баскетбол".

Технологическая карта урока для 4-х классов. Раздел " Баскетбол"....

Методическая разработка - технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Проверка умножения". ФГОС

Методическая разработка -   урок математики для 3 класса составленный в свете требований ФГОС по теме : "Проверка умножения" . Технологическая карта урока , презентация Power Point. Лист самооцен...

Проект "Разработка технологической карты урока математики во 2 классе на тему «Конкретный смысл действия умножения» на основе принципов системно -деятельностного подхода"

Данная тема урока математики имеет большое значение в содержании образования, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие. ...

Статья "Разработка технологической карты урока как условие эффективного проектирования взаимодействия учителя и обучающихся на уроке"

Статья опубликованная в журнале "Наука и практика" в помощь педагогу для разработки своего урока с использованием технологической карты....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...