«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

Клочкова Наталья Афанасьевна

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

в начальной школе» (из опыта работы)

     Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития, которое будет реальным делом, а не пустым разговором лишь в том случае, когда ребёнок живёт богатой жизнью, а не только готовится к овладению знаниями завтра.

                                                                                             В.А.Сухомлинский.

     Малыш подражает взрослому – и учится. Играет – и в игре учится. Учится тогда, когда рисует, лепит или конструирует. Учится, выполняя элементарные задания   по самообслуживанию. …Так, что систематическое школьное обучение – это лишь одна из многих различных форм обучения.

     Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому я выбрала тему по самообразованию: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

Активизация учащихся в процессе обучения – одно из основных направлений  совершенствования учебно – воспитательного процесса в школе. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание,память, речь, воображение. Поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ученика и формирование его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удаётся далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, он и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

     В процессе учения, в своей учебно – познавательной  деятельности школьник не может выступать только объектом.  Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных  отношений учителя и ученика, всегда даёт более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании- главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом. Познавательная деятельность вооружает знаниями, умениями, навыками, содействует воспитанию мировоззрения,  нравственных, эстетических качеств учащихся, развивает их познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.  

      Осознав эти проблемы, я стала собирать и применять в своей работе различные методические и дидактические приёмы. Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету,дидактическая  игра. Игровые действия ребёнка, сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Кроме того, игра служит, как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.

     В основу организации игровой среды были положены следующие принципы:      * эмоциональной комфортности ( призванный обеспечить эмоциональное тепло, поддержку каждому ребёнку).                                                                                                * активности( призванный стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора разнообразных видов игровой деятельности).                             * открытости ( призванный дать более широкий диапазон впечатлений от новых  знаний, эмоций).  

 * индивидуальности ( призванный сделать среду субъективно значимой, где каждый ребёнок найдёт свою «нишу», получит возможность максимально реализовать себя).

    Урок у малышей не мыслим без игры, без красочного оформления. Столкнувшись с тем, что дети постоянно требуют игры, я сделала её непременным компонентом урока. Готовясь к уроку, продумываю каждый игровой момент, стараюсь определить цели данной игры, чтобы в результате получить определённые сведения по изучаемой теме, и намечаю время включения игры в урок. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение голоса создаёт у детей игровое настроение. На уроке я часто использую героев сказок: Буратино, Незнайка, Знайка, Петрушка, Лисичка. Зайка, Мишутка. Муравьишка, мудрая Черепаха, мудрая Сова и т. д., которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь решить задачу, ответить на вопрос, разгадать загадку. Дети очень любят этих героев, особенно, когда они радуются за правильный ответ учеников, да и дети рады тому, что помогли любимому герою.

      Дети любят путешествовать, поэтому я часто провожу уроки -  путешествия,

уроки – экскурсии, уроки – спектакли. Так в 1 классе был проведён урок –

путешествие в сказку «Гуси – лебеди», на другом уроке помогали Колобку вернуться обратно к бабушке и дедушке, и т. д. на каждом уроке математики обязательно есть какая - либо игра. Вот некоторые из них:                                                                                 1. «Считай правильно». Для этой игры я подготавливаю карточки с различным количеством предметов:      

                                                   

∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆

   

⌂ ⌂ ⌂ ⌂ ⌂ ⌂ ⌂ ⌂ ⌂ ⌂

Показываю на карточку с определённым количеством предметов, дети показывают соответствующую  цифру.                                                                                                                                 2. «Составь число»  (при изучении состава числа).                                                                   Показываю  карточку, на которой предметы, задаю вопрос: «Как получили число 5? 6? 7? 8? 9? 10?».                                                                                                                               3. Игра «Светофор».       На доске прикрепляю 3 круга: красный, жёлтый, зелёный, рядом с ними записываю числа, например:

○       3, 9, 7, 10

○      2, 5, 8

○       1. 6, 4,                                        

     На парте у каждого ученика 3 кружка: красный, жёлтый, зелёный. Я называю выражение  5 + 2,дети поднимают красный кружочек и т. д.                                                    4. Игра «Помоги белочке найти своё гнездо».                                                                         На доске рисунки  гнезд и в них цифры, я называю выражение, например: 6 +  2, дети находят гнездо с ответом 8.                                                                                                 Для развития внимания провожу игру «Весёлый счёт».

12    14    15     17

13    20    18     15

                                                   18    11    19    20

                                                   17     16   13    16

                                                   12    19    11    14

  1. Назовите и покажите все числа от 11 до 20, написанные чёрным цветом, а затем красным.  

3

  1.  Назовите и покажите все числа от 20 до 11,  написанные чёрным цветом, а затем красным.    
  2. Назовите и покажите все числа от 11 до 20,  одновременно написанные чёрным и красным цветом.    
  3.   Назовите и покажите все числа от 20 до 11,  одновременно написанные  красным и чёрным  цветом.    

Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Вот некоторые из них:

Задание 1.

  1. Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.
  2. Найди сумму всех чисел, записанных чёрным цветом.

Запиши полученные суммы соответственно в красном и чёрном квадратах.

7                      3                    2

                                   7               4

5                                         5

                 9    

               Задание 2.

     Найди:

  1. Сумму чисел, которые встречаются два – три раза. Запиши её в первом квадрате;
  2. Сумму чисел, которые встречаются один  раз. Запиши её в втором квадрате;
  3. Разность чисел. Запиши её в третьем квадрате.

7                        1                         3                 4      

          3                                7               6          

      1                         5               4

                                            2

1.

2.

3.

     Большой интерес для совершенствования  навыков устных вычислений и развития внимания представляют собой числовые лабиринты.

5

8

7

9

4

4

6

7

5

3

4

8

3

7

5

3

9

4

9

3

8

5

7

9

2

4

9

3

    Я предлагаю учащимся пройти путь от вершины к её основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под нею, и набрать в итоге число 35.                                                                                                                     Это задание дети выполняют методом проб. Первый путь прокладывают так: из самой верхней клетки «5» можно пройти в одну из нижних клеток «8» или «7». Дети выбирают правую клетку.

5 + 7 = 12

                                                   12 + 4 = 16

                                                   16 + 3 = 19

                                                   19 + 5 = 24

                                                   24 + 8 = 32

                                                   32 + 3 = 35

     Сумма 35 получена, один из возможных путей найден.

Уже с первого класса я приучаю работать  самостоятельно там,  где это возможно. Самостоятельная работа служит средством активизации познавательной деятельности в том случае, если школьник пытается использовать свои знания в необычной ситуации и выполняет разнообразные задания. Приёмов активизации учебно – познавательной деятельностимладших школьников достаточно много. К приёмам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе, можно отнести ситуации, в которых ученик:

  • Защищает своё мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретённые знания;
  • Задаёт вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;

5

  • Помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя  непонятное им;
  •  Выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
  • Ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;
  • Выбирает задания из поисковых и творческих задач

    Самостоятельную работу по возможности необходимо проводить систематически. Так после изучения темы: «Линия, прямая линия, кривая линия» я предлагаю учащимся самостоятельную работу в форме теста:

  1. На каком из рисунков изображён  отрезок?  Обведи правильный ответ.                                                                    

а).    

б).  

в).  

  1. Найдите на рисунке ломаную линию. Правильный ответ обведите.

      а).                                                                                          в).

     б).

               5

  1. Выберите нужный ответ:

Прямая линия:

а).имеет начало и конец;

б).имеет начало, но не имеет конца;

в).не имеет ни начала, ни конца.

   4. Выбери лишнее. Правильный ответ обведите:

       а).                                                     в).                                                                    

        б).                                                        г).    

5Выбери из данных линий кривую. Правильный ответ обведите.

 а).

б).  

         в).

6Найди замкнутую ломаную. Правильный ответ обведи:

а).                                                                             в).

        б).        

Умственную активность учащихся вызывает работа, в которой необходимо исправить ошибку и снова на помощь приходит игра. При повторении состава числа 10 мы отправились путешествовать в лес, и попали на урок в «Лесную школу».           На доске записаны выражения:

5 + 2 = 7                                                                                    

                                         6 + 3 = 9

                                         5 + 5 = 10

                                         3 + 7 = 8

Слева от выражений рисунок совы, справа – бурундука, белки, ежа и лисы. Рядом с ними карточки с цифрами 7, 9, 10, 8. Я сообщаю детям о том, что мы попали на урок. Выясняем, кто учитель, кто ученики. «Посмотрите, кто из зверей, какой пример решил и правильно ли? Если есть ошибки их нужно исправить».

     Дидактические игры я систематизирую по темам и по классам, вот здесь представлен материал для 1 класса( показываю).

     Рассмотренные приёмы активизации познавательной деятельности учащихся разнообразят учебный процесс, делают его интересным и тем самым повышают эффективность обучения учащихся математике.

     Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит передо мной стоит  задача развития познавательной деятельности ребёнка, его творческих способностей.

Русский язык и литературное чтение – это предметы, которым принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка.Это  инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения.Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Учебно – познавательная деятельность является ведущей в процессе обучения. Эффективность усвоения учебного материала во многом зависит от познавательного интереса учащихся. Решение той или иной проблемы на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Курс русского языка в начальной школе  вмещает в себя очень большой объём знаний по орфографии, морфологии и синтаксису. Всё это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно дать весь материал в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путём: дать ученикам возможность увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.    Вот почему основополагающим в обучении я считаю принцип развития речи. Это главное на любом этапе урока. На уроке стараюсь создавать такие ситуации, где бы ученик чувствовал себя ведущим в познавательном процессе, хотя бы в малом. Конечно, использую на уроках и обычные каналы усвоения знаний, но стараюсь, чтобы эти знания были выведены из самостоятельных наблюдений, из эксперимента,  сравнения предметов, явлений, выполнения практических работ. Всё это активизирует познавательную деятельность, содержит творческий элемент. Стараюсь, чтобы дети сами добывали базовую информацию, и они «изобретают», например, правило орфографии, открывают новые для себя понятия. Так, вIII  классе при изучении темы «Имя прилагательное» предложила детям такое упражнение.

Прочитайте орфографически слова, исследуйтеи придумайте интересное

задание.

красное,  грустная, песня, проворные, лютый, ручьи, солнце.мороз,                      

  1. Дети предлагают разбить слова на 2 столбика – существительные и прилагательные. На доске появляется запись:

                                          песнякрасное

солнце грустная

ручьи    лютый

                                           мороз   проворные

- Какой столбик вам знаком? Исследуйте. Докажите, что это имена существительные. Прочитайте слова 2 столбика. Докажите, что это не существительные. На какие вопросы отвечают слова? Прочитайте пары слов по строчкам. Что заметили? Почему нельзя сказать: песня красное, солнце грустная, и т.д.? Соедините пары слов правильно (дети связывают пары слов в словосочетания, делают вывод).

   2. Упражнение.

       В IV классе « изобретали» правило о правописании ь после шипящих в конце существительных 3 склонения. В начале урока я провела языковой эксперимент.    – Что общего между словами ночной, мощный? Подберите к ним однокоренные существительные.

Ночь – [ч’],       мощь – [щ’]                                                         Дайте характеристику последним звукам. ( согласные, непарные, шипящие. мягкие).                                                                                                                                              – В алфавите только 4 буквы, обозначающие шипящие звуки, но сколько хлопот они приносят.  

Мягко слышится – твёрдо пишется (ча – ща)                      

Твёрдо слышится – мягко пишется (жи – ши)

-   Исследуйте слова: ночь, мощь, рожь, глушь- Что их объединяет?                                                                                                               - Где написание не соответствует произношению?                                                               - Так почему же слова рожь и глушь пишутся с ь?                                                                         - Какое правило «изобрели»?  Давайте введём его в объяснение и заполним табли-цу: ( имена существительные 3 склонения женского рода пишутся с ь,  мужского    рода – без ь).                  

                   Пишется ь

                Не пишется ь

сущ. 3 скл.

ж. р.

рожь

тишь

помощь

сущ. 3 скл.

м. р.

нож

меч

грач

     С радостью встречают дети, такую форму работы, как разгадывание кроссворда. Работа над  кроссвордом возможна на любом этапе урока. Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтической выдумки.

       Так, продолжая тему: «Правописание существительных с  ь после шипящих», я предлагаю кроссворд: «Что у кота в мешке?»                                                          Кот нашёл большой мешок, а что в нём – не знает. Поможем ему.

5

1

г

р

а

ч

2

      3

н

о

ч

ь

ё

ж

  м

ы

ш

ь


1.  Чёрный, проворный.                                                                                                           Кричит: «Крак!»                                                                                                            Червякам враг. (грач)

2.Махнула птица крылом                                                                                                И покрыла весь свет одним пером. ( ночь)

3.Ползёт, ползёт, иголки везёт. (ёж)

4. Под полом – полом  шевелит хвостом.                                                                                   В щели глядится, вылезти боится.(мышь)

Ребята отгадывают загадки, объясняют написание слов. Узнают, что в мешке лежит рожь.

       При изучении темы: «Правописание парных звонких и глухих согласных» я предложила  отгадать, что белочка несёт в корзинке.  Дети отгадывали загадки, записывали отгадки, выделяя орфограмму, подбирали проверочные слова.

   Кроссворд:»Что у белочки в корзинке?»

                                                             5.

П

Л

У

Г

3.

4

М

О

Р


О

З

      2.

У

Л

И

Т

К

А

А  

Р

Б

У

З

Создание  игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебно – воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребёнок учится выделять количественные стороны предмета(абстрагирование), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам( синтез). После отгадывания загадки необходимо добиться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни». Это заставляет ребёнка ещё раз выделить все признаки, указанные в загадке и сопоставить их с отгадкой.     Мне кажется, что загадка так же необходима ребёнку, как математическая задача, так как учит ребёнка познанию окружающего мира.  Такая работа активизирует мыслительную деятельность. Очень часто на уроках чтения загадка помогает детям узнать,  над каким произведением они будут работать. Так перед чтением произведения В. Бианки «Приспособился» предложила детям такую загадку:

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

И  дети определили, что на уроке они будут читать рассказ о медведе.    Перед чтением рассказа Е.Пермяка «Знакомые следы» была предложена загадка:

На дворе сидит.

Дом сторожит.

Кто к хозяину идёт.

Она знать даёт. (собака)

Дети назвали тему урока, вспомнили повадки собаки. Рассказали о своих питомцах.

На уроках русского языка задания к загадкам помогают  мне раскрыть межпредметную  связь, расширить развивающие и познавательные возможности урока. При изучении темы «Имя существительное» звучит загадка:

Громыхнул далёкий гром,

Тучка брызнула дождём.

И в полнеба вдруг повисло

Против солнца коромысло.

Задания:

- Сколько цветов у радуги? Назовите их.

- Составьте с существительным радугасловосочетание, предложение.

- К какому склонению относится существительноерадуга?

- Вставьте пропущенные буквы: к…р…мысло

- Какое правило вы использовали при  написании существительного тучка?

Серый и голодный,

Он живёт в лесу.

-  Разрешите, я вам

Стадо попасу.

Задания:

- Какими качествами обладает волк?

- Как изображается волк в русских народных сказках?

- водятся ли волки в Сургутском районе?

- Составьте словосочетание с существительным волк.

- Составьте с этим же существительным  простое предложение и начертите его схему.

- Вставьте пропущенные буквы в слова:   г..лодный, ж…вёт, в л…су.

       Изучая  тему «Непроверяемые безударные гласные», знакомимся со словом  берёза.  Читаю загадку:

На высоком косогоре

Стоит девица в уборе.

Белоствольная краса,

Зеленеет чуть коса.

Задания:

- Определите склонение существительного берёза

- Образуйте от существительного берёза новые слова с помощью суффиксов –к – и –ов -.

- Вставьте пропущенные буквы в слова:  на высок…м, к…с…горе,  ст…т, кр…са, к…са, .

  б).Словарное слово медведь. Звучит загадка:

Любит мёд,

В лесу живёт.

Бурый цвет ему идёт.

Задания:

- Где водится бурый медведь? Есть ли он в наших лесах?

- Какие русские народные сказки о медведе вы знаете?

- Выполните фонетический разбор слова мёд.

    При изучении темы «Правописание парных звонких и глухих согласных» на одном из уроков  я предлагаю загадку:

Ножка толстая и шляпка,

Друг лесов и друг полей.

Убегает без оглядки

От корзинок он быстрей.

Задания:

- Какие виды грибов вы знаете?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Какие грибы растут в наших лесах?

- Какой звук мы слышим на конце существительного гриб?

- Какую букву пишем? Почему?

- Вставьте пропущенную букву, объясните правильность написания слов:

Медве…ь,  доро…ка,  стол…, л…сов, п…лей, уб…гает, к…рзинка, но…ка.

На уроках русского языка  нередко приходится много раз повторять правило, но оно не запоминается и опять в работе ошибки.  Наблюдая за детьми на уроке, я вижу, что ученик пишет, читает, отвечает на мои вопросы, но эта работа не затрагивает его мысли, не вызывает интереса. Часто ребёнок не может сосредоточить внимание, мысль, напрячь свою память. Подобную работу ребёнка на уроке следует назвать пассивной. Конечно, что – то ученик при этом усваивает, но пассивное восприятие не может быть опорой прочных знаний и навыков. Подлинные знания и умения приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активизируя познавательную деятельность, добиваясь прочного усвоения правил, я предлагаю эти правила в виде стихов. Они вносят в урок оживление и интерес к трудному материалу. Уже при знакомстве с буквами в 1 классе звучат такие стихи. Например:

Жии ши,жи и ши

                                                           С буквой ивсегда пиши:

                                                           Мыши, ёжики, ужи,

                                                           Запомни слоги жии ши.

Чаи ща ,чаища –

     Роща, чаща исвеча,

                                 Пища, туча, саранча

                                 С буквой  аи чаи ща.            13

Щука, чум, ищу, молчу –

                                                           Я слова учу, учу.

Чу да щу, чу да щу -          

                                                           Я пятёрку получу.

При изучении безударных гласных в корне учим стихотворение:

Если буква гласная

                                                             Вызвала сомнение

                                                             Ты немедленно её

                                                             Ставь под ударение!

Парные звонкие и глухие согласные:

                                                                Если слышишь парный звук,

                                                                Будь внимательным  мой друг.

                                                                Парный сразу проверяй,

                                                                Слово смело изменяй:

                                                                Зуб – на зубы, лёд – на льды,

                                                                Будешь грамотным и ты.

Непроизносимые согласные:

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

     А чтобы напрасно не писать непроизносимую согласную, нужно выучить ещё одно стихотворение:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву т писать уместно.

     Очень трудно даётся детям любой разбор слова, в том числе и по составу.  Дети забывают названия частей слова, и снова стих приходит на помощь:

                                      Помни, при разборе слова

                                      Окончанье и основу

                                      Первым делом находи.

                                      После корня будет суффикс

                                      А приставка -  впереди.  

    Такие увлекательные стихи у меня есть по всем темам, которые изучаются в начальной школе.

     Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Её цель: формирование отношения к познанию, науке, книге, учению.  Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, синтеза. В ней развиваются мыслительные способности детей. Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В начальной школе игра занимает важное место в жизни ребёнка.  На уроках «Обучение грамоте» я часто использую дидактически игры и грамматические сказки. На одном из уроков проводилась игра «Теремок». На доске рисунок теремка, сбоку буквы: г, с, и, у  К доске выходят 4 ученика. Я начинаю игру:

- Стоит в поле теремок – теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква…(ученик берёт букву гв руку и продолжает сказку)

- Буква г обозначает согласный звук, звонкий, твёрдый [г ], мягкий [ гיּ ]

- Смотрит: никого нет в тереме. Вошла буква г в терем и стала там жить. На следующий день шла ещё одна буква..(второй ученик берёт карточку с буквой с и продолжает)

- Тук – тук – тук,  кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?  ( первый ученик с буквой  г отвечает):                                                                                                              - Я  буква г,  обозначаю  согласный  звук, звонкий, твёрдый [ г ], мягкий  [гיּ].  А  ты кто?                                                                                                                                           - Я буква с, обозначаю согласный звук, глухой, твёрдый [с ], мягкий [сיּ ]. Пусти ме-ня к себе жить! (если буква о себе всё рассказала  правильно, то получает  разрешение).Сказка  – игра продолжается  пока все буквы не позна - комилисьдруг с другом.  Затем  я говорю: «Чтобы буквы  в теремке  жили  дружно, они должны  постараться составить  «слово». Дети советуются и составляют слово «гуси». А дальше провожу работу со словом: делим на слоги, выделяем ударный слог, печатание слова в печатной тетради, составление схемы слова.

     Уже при знакомстве с гласными  а и о в «Прописях» мы встречаем слова  сосны- сосна, осы – оса, я предлагаю детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказываю им сказку о безударных гласных о – а « Однажды гласные   а  и  о  гуляли по лесу, собирали  ягоды. Вдруг они  так  рассорились, что  птицы  разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поник- ли, ведь ссора никого не красит. А почему рассорились гласные? Когда гласные а -остоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь при –шёл волшебник Ударение. Стоило ему ударить волшебной палочкой по гласной, как она стала  слышаться   ясно, и  никакого  сомнения  в её  написании  уже  не могло быть

Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда стали звать его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а или о. С тех пор эти дети пишут грамотно.                      При чтении и письме слов с гласными е и я напомнила детям сказку о гласных а – о и сообщила, что безударные гласные е – и тоже ссорятся. Помирить их может только волшебник Ударение. К этой сказке мы постоянно обращаемся, встречаясь с безударными гласными.  

        Аналогичная работа проводится и с парными звонкими и глухими согласными. На уроке при изучении звука [ д ], буквы Д д проводила игру «Буква потерялась» ( б или ппишется в словахду…, зу…).  На уроке по теме «Звук [чיּ], буквы Ч, ч» после характеристики звука [ чיּ] я рассказываю сказку о букве ч: «Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я». Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква ю, стала защищать букву я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда буква ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками я и ю, а будет дружить только с а и у .Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а ученье с увлеченьем всегда успешно, да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.

       Активизируют   познавательную   деятельность,   развивают   творческие способности и некоторые мини - задания, которое можно проводить для разминки, для отдыха, но  и они   требуют  внимания,  логического  мышления.  К  таким заданиям относится: «Буквенный диктант».                                                                   Задание:

 - С – глухой согласный . запишите парный звонкий. ( з)                                               - Жи – ши  пиши с буквой… (и)                                                                                             - Хорошо известно всем,                                                                                                          Где метро там буква … (М)                                                                                                   -Вторая буква в слове пальто (о )                                                                                        -Прочитайте тему урока ( зима)

Логическо – поисковое задание:  на доске написано: декабрь, январь, февраль. Что общего в этих словах?                                                                                         Ответы детей:    (названия месяцев; все зимние месяцы; в конце слов ь; два слога; второй слог ударный)                                                                                                    Чем отличаются?(номером; начинаются с согласной и гласной; количеством букв)

Внимание, быстрота реакции:                                                                                   - Как можно быстрее запишите  слова, которые кроются под следующими цифрами.                                                        

А

Б

В

Д

Е

И

К

Л

М

О

С

Ь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2  5  8  7  1              (белка)

                    8  6  11  1(волк)

    9  5  4  3  5  4  12(медведь)

- Что общего в этих словах?                                                                                                    Ответы детей: обозначают предмет;                                                                                        Отвечают на вопрос кто?;                                                                                                         Звери нашего леса;                                                                                                                   Первая буква согласная.                                                                                                           – Что различного?                                                                                                                     Количество слогов;                                                                                                                      В конце слов разные буквы;                                                                                                     - Кто лишний? Почему?  

     Такие задания активизируют детей, настраивают на рабочий лад.

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму человека, его здоровью. Вот почему сегодня возрастает роль гигиенического воспитания учащихся, призванного воздействовать, не только на их санитарную, но и общую культуру. Успех этой работы зависит от многого. На уроках «Окружающего мира» я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся. Для уроков подбираю интересные сведения из различных источников. При изучении темы «Мы и наше здоровье» обращаю внимание на значение физических упражнений для развития силы мышц. Свой рассказ подтверждаю интересными сведениями о недюжинной силе, выносливости русских богатырей. Так, например, знаменитый волжский бурлак Никитушка Ломов вбивал сваи чугунной бабкой, которая бала под силу восьми рабочим.

       Чтобы уроки носили познавательный характер, провожу на уроках практические работы. По теме урока «Что такое хвоинки?» дети работали с веточками сосны, ели, кедра. Рассматривая и сравнивая веточки сосны и ели они сделали вывод: иголки сосны длинные, растут парами в разные стороны,; иголочки ели короткие, растут поодиночке, но очень тесно, поэтому ель даёт густую ель.  Аналогично работают с веточкой кедра. Такие практические работы помогают

детям самим исследовать  природные образцы, открывать для себя много нового.

На уроках «Окружающего мира» я использую загадки, пословицы, отрывки из

художественной литературы, кроссворды, ребусы, провожу викторины; звучат на

уроках стихи.   После изучения темы «Что такое растения?» была предложена вик-торина о растениях.                                                                                                                Викторина о растениях:

  1. Какие деревья и кустарники цветут ещё до распускания листьев?
  2. Какой вред деревьям приносит сбор сока?
  3. Почему мать – и – мачеху называют лекарственным растением?                                                                                                                                                                            

    Активизируя познавательную деятельность, часто провожу опрос пройденного в виде тестов, начиная с 1 класса. Например, пройдена тема «Кто такие насекомые? Птицы? Звери?».Дети получают задание:                                                                                  - В каждой группе отметь цифрами особенности животных:

                                                        Группы животных

           Насекомые                                   птицы                                   звери                            

  1. Тело покрыто перьями.
  2. Тело покрыто шерстью
  3. Три  части тела: голова, брюшко, грудь.
  4. Два крыла, две ноги.
  5. Три пары ног.
  6. Крылья и ноги прикреплены к груди.
  7. Развиваются из яиц
  8. Рождают живых детёнышей и выкармливают молоком.

Ответы:

Насекомые: 3, 5, 6, 7.

Птицы: 1, 4, 7

Звери: 2, 8

        Я считаю, что не в полной мере будут развиваться познавательные интересы, если такие задания будет давать только учитель.  Поэтому предлагаю детям подобрать загадки или подготовить интересные вопросы, сообщения.

        Все вместе взятые приёмы активизации познавательной деятельности учащихся помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что – то новое.

        Работа над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальных классах» и внедрение личностно – ориентированных технологий позволили мне добиться устойчивого интереса детей к учёбе и 100%успеваемости.

Тема по самообразованию:

«Активизация познавательной

деятельности учащихся на

уроках в начальной школе»

                                                                                                                                                    учитель начальных классов

                                                 МОУ Лянторская СОШ № 1

Клочкова Н.А.

                             

2014 – 2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.

Становиться очевидным, что только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача решена быть не может. Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением шк...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством применения ИКТ

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для начальной школы....

исследовательская работа учителя «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

Инновация представленного опыта заключается в адаптации современных педагогических идей. Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализовывая на практике современные те...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через  использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...

Инновационный педагогический опыт «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».

Актуальность и  основная идея опыта. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школ...