Инновационный педагогический опыт «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».
материал

Забатурина Татьяна Викторовна

 

Актуальность и  основная идея опыта.

 

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

Основная идея данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В этом заключается новизна данной проблемы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
   Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innov.opyt_.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный  педагогический опыт

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».

Учителя начальных классов Забатуриной Татьяны Викторовны

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

  Сведения об авторе опыта:

- учитель начальных классов первой категории;

- образование – высшее

- педагогический стаж – 40    лет; в данной школе –39     лет;

- электронный адрес – fokvoda@mail.ru

 персональный сайт Социальной сети работников образования:

   http://nsportal.ru/fokvoda555555  

 https://nsportal.ru/zabaturina-t-v 

Актуальность и  основная идея опыта.

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

Основная идея данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В этом заключается новизна данной проблемы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
   Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Теоретическая база опыта.

 

Теоретическую основу опыта составляют:

Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа - это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость.

 Ведущая целевая установка УМК «Школа России» - обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС НОО.

Концепция УМК «Школа России» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)

Учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». В качестве единого целого комплект «Школа России» работает с 2001 года. Авторский коллектив программы - ученые, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др

 Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

«Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.

Технология опыта.

Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться. Я  согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно  путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.       Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.        Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

В своей педагогической деятельности активно использую личностно- ориентированные педагогические технологии.  Чаще организуются индивидуальные и групповые формы , так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Поэтому       использую  задания:

•        с наличием образца выполнения;

•        со вспомогательными вопросами;

•        с инструкциями;

•        с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать  школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

Эффективной формой организации обучения является  сотрудничество,  взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли .  Умеющий  учиться – это тот,  кто  умеет  вступать  в  учебные  отношения  с  любым  источником  знаний. .Поэтому мной востребована технология работы в группах. Групповая работа – одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

•        дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку;

дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;

•        дать каждому ребёнку опыт  выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;

•        дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт,   развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника игрового познавательного процесса. Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. Она ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать.

Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других. В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос,  смотр знаний, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т.д.)

Нестандартные уроки проходят в необычной обстановке, создают атмосферу праздника; помогают педагогу реализовать развивающее, личностно ориентированное, проблемное обучение. ФГОС смещает акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. Задача учителя организовать учебный процесс, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Урок приобретает качественно новое значение. Информационная база урока становится подлинно развивающей, смысл урока, его содержание, оформление становятся особыми.

Структура нетрадиционного урока определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в сотрудничестве ученик-учитель.

Изменяются способы организации урока, происходит более углублённо опора на фантазию детей, в основе находится оригинальная подача учебного материала, стимулируется познавательный интерес, развиваются нестандартные, творческие умения и навыки в учебной работе. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных

Уже на этапе подготовки к нестандартным  урокам  я просматриваю создание для обучающихся ситуации успеха, использование разнообразных форм общения, ощущение праздника, стимулирование плодотворной коллективной и индивидуальной работы. Внешне эффектные уроки ведут к более глубокому усвоению знаний, реализуют идеи педагогики сотрудничества

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС  НОО-

общекультурное развитие;

личностное развитие;

развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;

формирование умения учиться;

развитие коммуникативной компетентности

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). За время работы  я заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно  связываю с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

          Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

        Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира  вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процессе восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному условию знаний учащихся и способствует развитию мотивации

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаются учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.

Используются при подготовке  и на уроках  возможности Интернета.

Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Школа подключена  к сети Интернет. Это позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска  источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей,  разработок и др.    

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

 Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению явились доклады «И.А. Крылов – великий баснописец», «К.И. Чуковский»,  содержащие биографические сведения об авторах художественных произведений.  На уроках окружающего мира школьники защищали свои проекты по темам «Лекарственные растения  родного  края», «Домашние питомцы» : «Родное  село» , « Красная книга или Возьмём природу под защиту.   «Профессии»    По .русскому  языку « И в шутку и всерьёз».» Пишем письмо»; по математике:  «Математика вокруг нас -Узоры и орнаменты на посуде»;  по литературному чтению: « Почему нам интересно ходить в библиотеку». По итогам различных экскурсий дети пишут сочинения и  иллюстрируют их. Учащиеся, увлеченные темами уроков, самостоятельно подбирали материал, готовили сообщения. Следствием этого является повышение качества творческих работ  по предметам и победы в различных конкурсах и олимпиадах.

 Анализ результативности.

С первого года обучения  на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют  познавательную активность.

Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся. 
Каждый год учащиеся успешно участвуют в конкурсах это – повышение интереса к предметам, положительная динамика в качестве знаний, победы и призёрство  в различных конкурсах  и исследовательских работах
.

В своей работе я широко использую интернет – технологии. Мои ученики с большим удовольствием участвуют в различных конкурсах всероссийского, республиканского, муниципального и школьного уровней. Весь класс зарегистрирован на образовательной платформе « Учи.ру»

Аношкина Софья, Афанасьев Александр, Бояркин Роман, Дмитриева Анастасия, Панова Виктория, Полушкин Архип ,Тарасова Мария,, Тумайкина Ульяна , Трякина Регина, Догадкина Дарья, Трёкин Виктор, Комарова Кристина , Пунькаева Оксана- неоднократно становились победителями и призёрами  всероссийских интернет -конкурсов и олимпиад  по математике, русскому языку, окружающему миру, иностранному языку, информатики .

Кастева Ксения, Полушкин Дмитрий, Пунькаева Оксана стали призёрами муниципального этапа предметной олимпиады  в начальной школе по математике 2017-2018 учебный год.Муромцева Марьяна-победитель, Полушкин Антон призёр муниципального этапа предметной олимпиады  в начальной школе русскому языку.2017-2018 учебный год. Муромцева Марьяна- призёр регионального  этапа  олимпиады по русскому языку для обучающих начальных классов общеобразовательных организаций Республики Мордовия 2017-2018 уч.год  Трякина Регина и Струёнкова  Анастасия- призёры17 республиканской олимпиады по краеведению муниципального тура 2016-2017 уч год.  Балберова Виктория и Догадкина  Дарья- призёры 4 научно-практической конференции исследовательских работ учащихся « Историко-культурное и природное наследие родного края»2016-2017 уч.год. Черанёва Ульяна –победитель республиканского конкурса детско-юношеского творчества, посвящённого 25-летиюМЧС России.

С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.

Вывод.

 Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.    

Из всего сказанного можно сделать вывод, что формула эффективности любого  урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может.

Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения» Книга для учителя. Москва «Просвещение» 1990 год.

3. Матюхина М.В. « Мотивация младших школьников» Просвещение 1984год.

4.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.

Стандарты второго поколения» основана в 2008 году 

5 «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка,. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.

Становиться очевидным, что только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача решена быть не может. Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением шк...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Организация и проведение уроков в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством применения ИКТ

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для начальной школы....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)...

Рефлексия на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Урок в начальной школе решает не только образовательные задачи, но и способствует развитию у малышей механизмов самодисциплины и самоанализа. Существует несколько приёмов, позволяющих научит...