Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством применения ИКТ
статья по теме

Иванова Людмила Ивановна

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_2.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

« Активизация  познавательной деятельности

младших школьников посредством применения ИКТ»

Выступление.

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для начальной школы. 

В современных условиях модернизации образования все активнее используются в процессе обучения  ИКТ.

Развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет данный фундамент зависит дальнейшая успешность ученика в школе, а затем в жизни.

 В современной школе ученик должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эти проблемы невозможно. Следовательно, необходимо использовать инновационные технологии. Одной из наиболее действенных технологий считается  ИКТ (информационно-компьютерная технология).

Проведение уроков с использованием ИКТ – это мощный стимул в обучении.

Использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать  урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и тесты для осуществления  контроля  усвоения  знаний.

На уроках  в начальной школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать способности детей. Именно посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление.

Использование современных информационно-компьютерных  технологий на уроках – это необходимость, позволяющая и дающая возможности учителю более эффективно решать стоящие перед ним задачи:

 - усиливать положительную мотивацию обучения;

- активизировать познавательную деятельность учащихся; 

-способствовать повышению качества образования.

Информатизация  начального образования открыла  новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса

Исходя из этого, я  разработала ряд уроков с использованием ИКТ, что позволило  в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции.

Основные средства ИКТ используемые мною на уроках:

-Интерактивная доска, которая позволяет выполнять большое количество  интерактивных заданий, упражнений. 

-Готовые обучающие программы.

-Презентации–наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Уроки, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Использование презентации на уроке - есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.   Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на уроках, начинают высказывать свое мнение, рассуждать.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных  работ, позволяет   за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его корректировать.

 Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран не только притягивает внимание детей, которого мы порой не можем добиться при работе с классом, но и делает их  ищущими, жаждущими знаний, творческими.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность; повышает объём выполняемой работы на уроке; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения; формирует навыки исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным источникам информации; способствует сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся и, как следствие, способствует повышению качества образования.

Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Применение ИКТ на уроках в начальной школе   способствует созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.

 Широкое применение информационно – компьютерных  технологий при изучении большинства предметов даёт возможность реализовать принцип «учение с увлечением». Любой предмет со временем  имеет равные шансы стать любимым детьми.

Яркой иллюстрацией того, что система и использованием ИКТ на уроках работает, являются результаты,  полученные за четыре года в классе:

-Рост качества знаний и интереса к учебным предметам.

-Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся.

-Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня.

(Данные взяты из банка данных «Одарённые дети» за 1-4 класс МАОУ «СОШ №6»)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.

Становиться очевидным, что только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача решена быть не может. Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением шк...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)...

исследовательская работа учителя «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

Инновация представленного опыта заключается в адаптации современных педагогических идей. Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализовывая на практике современные те...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через  использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...

Инновационный педагогический опыт «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».

Актуальность и  основная идея опыта. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школ...