Словарная работа на уроках русского языка
материал на тему

Словарная работа на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление99 КБ
Office presentation icon презентация2.25 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Словарная работа на уроках русского языка  

как средство развития коммуникативных УУД

                                                                         «Заговори, чтобы я тебя увидел»

                                                                                                               Сократ

    Формирование УУД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование  У УД.  

       Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные  предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального, т.е. максимально обобщенного, характера.

    Выделен специальный раздел: «Виды речевой деятельности». Особо выделяется формирование всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма)  умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения, владение выборочным чтением, нахождение необходимого учебного материала, коммуникативная направленность процесса  обучения.

Основные формы учебной коммуникации.

Монологические формы речевой деятельность

Диалогические формы речевой деятельности

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц-турнир

      С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления:

  • работа над словом (лексический уровень);
  • работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому;
  • работа над связной речью.

         В обучении детей связной речи необходимо использовать материал разных источников:

  • собственный опыт жизни школьников;
  •  наблюдения школьников;
  •  материал, почерпнутый из книг;
  •  из рассказов учителя;
  •  различные картины, кинофильмы и др.;
  • разные жанры: повествование, описание, рассуждение.

          Виды работы над предложением

  • ответы на вопросы (только полные ответы);
  •  постановка учащимися вопросов к предложению;
  • распространение предложения по вопросам и без вопросов;
  • составление предложений на ту или иную тему( чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе);
  • составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
  • составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время);
  • соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
  • переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;
  • восстановление деформированного предложения, текста.

Виды работы над текстом

  • деление сплошного текста на отдельные предложения;
  • составление связного текста по вопросам;
  • составление связного текста из данных предложений;
  • составление связного текста по опорным словам;
  • составление связного текста из деформированных предложений;
  • составление рассказа по данному началу;
  • составление рассказа по его концу.

Я бы хотела привести пример урока одного слова, как я его называю.

Урок «одного слова» : БЕРЕЗА

1. Чистописание.

Отгадай загадку.

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.     Берёза 

Придумайте росчерки с буквами этого слова

2. Подберите словарные слова к каждой букве слова БЕРЕЗА

Б  - беседа,  билет, болото, библиотека, бульон,...

е — единица, егоза, ежевика,...

р -  работа,ракета,растение, расстояние, ...

е -  еще, ездить,...

з — завод, завтра,запад, закат, ...

а — арбуз, абрикос, автобус,...

3. Подберите родственные слова к слову БЕРЕЗА

Берёзка,берёзонька, березняк, подберёзовик, берёзовица, березник, березнячок, берёзовый , берёзина, березовик,  берёста, береста., берестяной.

4. Составить предложение из слов, которые начинаются с букв слова БЕРЕЗА

Берегите ежевику, ромашки, ель, землянику, акацию!

5.Подобрать имена прилагательные к слову БЕРЕЗА

белоствольная

красивая

нарядная

высокая

 статная

кудрявая

веселая

грустная

дремлющая

стройная

 пышная

 тонкая

раскидистая

задумчивая

 ласковая

 милая

нежная

хмурая

гладкая

 чудесная

печальная

 робкая

русская

светлая

унылая

 гибкая

прекрасная

6. Подобрать глаголы к слову БЕРЕЗА

попадаться

возникнут

выделяться

 молчать

замелькать        

сверкать        

осыпаться        

светиться

просвечивать

золотиться        

повиснуть

потянуться

проносить        

уйти        

шататься        

ожить

 полыхать

качается

 стоять        

расти        

появиться        

пожелтеть

зазеленеть         

зашуметь        

поникнуть        

напоминат        

склоняться        

дрожать        

сиять        

белеть        

мелькать        

покоиться        

трепетать        

 покачивать

шелестеть

7. Составьте текст из данных имен прилагательных и глаголов от лица человека с плохим и хорошим настроением.

 

      Таким образом, подобные  упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов

      Такие задания направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.Вместе с духовным ростом ребёнка качественно меняется его устная и письменная речь по содержательности и выразительности, глубине и самостоятельности, больше проявляется индивидуальность автора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Заговори, чтобы я тебя увидел» Сократ

Слайд 2

Формирование УУД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование У УД. Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального, т.е. максимально обобщенного, характера.

Слайд 3

Введение федерального компонента государственного стандарта общего образования Выделен специальный раздел: «Виды речевой деятельности».Особо выделяется формирование всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма) умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения, владение выборочным чтением, нахождение необходимого учебного материала, коммуникативная направленность процесса обучения.

Слайд 4

логичность точность выразительност ь ясность чистота правильность содержательность Требования к речи учащихся

Слайд 5

Основные формы учебной коммуникации. Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах Пересказывать Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц-турнир Доказывать и опровергать Защита проекта

Слайд 6

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому; работа над связной речью.

Слайд 7

В обучении детей связной речи необходимо использовать материал разных источников: -собственный опыт жизни школьников; - наблюдения школьников; - материал, почерпнутый из книг; - из рассказов учителя; - различные картины, кинофильмы и др.; - разные жанры: повествование, описание, рассуждение.

Слайд 8

Пример работы со словарными словами по книге Василия Агафонова — стихотворение «Газированная газета» Что случилось тут у нас? Из г а зеты вышел г а з! Словно снег г а зета тает И по ветру не летает! Меньше марки стала эта Очень странная г а зета! Все решим проблемы разом: Мы её наполним г а зом! — Г а зированной газете Г а з нужней всего на свете? — Нет, сказать я должен, ей Буква «А» всего нужней!

Слайд 9

С о роке нынче с о рок лет, Она для всех даёт обед. Потом даёт она обет Не кушать целых с о рок лет!.. Да, быть обжорою — беда! Зато вам хватит срока, Чтобы запомнить навсегда, Как пишется «С О РОКА»!

Слайд 10

Виды работы над предложением ответы на вопросы (только полные ответы); постановка учащимися вопросов к предложению; распространение предложения по вопросам и без вопросов; составление предложений на ту или иную тему( чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе); составление предложений по картинке, по прочитанному тексту; составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время); соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное; переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими; восстановление деформированного предложения, текста.

Слайд 11

Виды работы над текстом деление сплошного текста на отдельные предложения; составление связного текста по вопросам; составление связного текста из данных предложений; составление связного текста по опорным словам; составление связного текста из деформированных предложений; составление рассказа по данному началу; составление рассказа по его концу.

Слайд 12

Вот огромный шумный мир, В нем четыреста квартир, Пять подъездов, домофоны, Остекленные балконы. Чистописание

Слайд 13

Подбор однокоренных слов

Слайд 14

девочка, дежурный, деревня, директор, до свидания. обед, облако, огород, однажды, окно, одежда. магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва. Словарные слова

Слайд 15

Карточка самопроверки Нам удалось вспомнить и записать…. слов. Из них без ошибок написано ….слов. Допустили….ошибок. Словарные слова

Слайд 16

Составить предложение из слов начинающихся с букв слова «дом». Нас …человек в группе. У нас получилось ….предложений. Мы выбрали….

Слайд 17

Берёзка берёзонька березняк подберёзовик берёзовица березник березнячок берёзовый берёзина березовик берёста береста берестяной

Слайд 18

Береза белоствольная красивая нарядная высокая статная стройная пышная тонкая гладкая гибкая кудрявая раскидистая чудесная прекрасная веселая грустная дремлющая задумчивая ласковая милая нежная печальная робкая русская светлая унылая хмурая попадаться возникнут выделяться молчать замелькать сверкать осыпаться светиться просвечивать золотиться повиснуть потянуться проносить уйти шататься ожить полыхать качается стоять расти появиться пожелтеть зазеленеть зашуметь поникнуть напоминат склоняться дрожать сиять белеть мелькать покоиться трепетать покачивать шелестеть

Слайд 19

Береза белоствольная красивая нарядная высокая статная стройная пышная тонкая гладкая гибкая кудрявая раскидистая чудесная прекрасная веселая грустная дремлющая задумчивая ласковая милая нежная печальная робкая русская светлая унылая хмурая попадаться возникнут выделяться молчать замелькать сверкать осыпаться светиться просвечивать золотиться повиснуть потянуться проносить уйти шататься ожить полыхать качается стоять расти появиться пожелтеть зазеленеть зашуметь поникнуть напоминат склоняться дрожать сиять белеть мелькать покоиться трепетать покачивать шелестеть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...