Главные вкладки

    Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучение орфоэпического произношения и на словарно-орфографическую работу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка используемые учителем начальных классов I квалификационной категории

    МОУ «СОШ с.Сторожевка» Сутниковой Ольгой Владимировной.

    1. Дописать предложения.

    За окном запел…( петух). Мальчик чистит своё…(пальто). Стрекочет проворная…(сорока). Брату купили…(коньки). На горку бегут…(ребята). Столица нашей Родины…(Москва). Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь). и т.д.

    1. Отгадай загадки. (Использовать для комментированного письма)

    С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц). Телята гладки, привязаны к грядке. (Огурец). В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар). Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

    1.  Игры:

    «Буквы рассыпались».                                   «Слоги рассыпались»          

    Л, Е, П, Н, А           З, Я, А,Ц                          РА, ТА, БО                    ДЕ, НЫЙ, ЖУР

              П, У, Т,Х, Е            П, Ь, Л, Т, А, О                  КА, ДАШ, РАН            ШИ, НА, МА    

              М, З, Р, О, О           В, Р, Н, О, О, А                 ДЕ, КА, ВОЧ                 НА, ВО, РО

              О, К, Р,О, В, А       Б, Р, Б, Н, А, А, А            

    1. Из каких слов выпали согласные?           Из каких слов выпали гласные?

    О, О, А  (корова, сорока, ворона)            М…Р…З (мороз)

    А, А, А  (барабан, карандаш)                   В…Р…Н…(ворона)

    Е, А  (пенал)                                              Р…Б…Т…(работа)

    1. Назвать (записать) слова, которые начинаются с букв У, В, К, П, И, Д

    Ученик, учитель, ворона, воробей, корова, класс и т.д

    1. Назвать (записать) слова с тремя гласными А или О, двумя гласными О.

    Воробей, барабан, мороз, ворона….

    1. «Первый слог потерялся» (На доске записаны слова без первого слога. Дети подбирают недостающие слоги).

    …рока, …роз, …рова, …бака, …то

    1. Составить предложения с данными словами:

    Барабан, аптека, рисунок, девочка.

    1. Составить предложения с данными группами слов:

    Работа, колхоз.  Ученик, класс.

    1. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заглавие.

    Зима, мороз, коньки, каток.    Ученик, карандаш, пенал, тетрадь.   Класс, учитель, ученик, дежурный.

    1. Выборочный ответ.

    Предлагая учащимся задание, учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный, или полный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.

    Например

    1

    Отв

    2

    еты

    3

    4

    Б…ТОН

    А

    О

    И

    Е

    Г…ЗЕТА

    О

    А

    О

    Г…РОХ

    А

    О

     

    слова

    1

    Отв

    2

    еты

    3

    4

    КО…ЕКТИВ

    Л

    ЛЛ

    Л

    ЛЛ

    А…ЕЯ

    ЛЛ

    Л

    Л

    ЛЛ

    КО…ИДОР

    РР

    Р

    РР

    Р

    Учащиеся выбирают правильный ответ, после этого проводят самопроверку, взаимопрверку, сверяя ответ по словарю.

    1. Задания тесно связываются с изучаемой темой:

    Подчеркнуть в словах звонкие или глухие согласные.

    Расположить словарные слова в алфавитном порядке.

    Записать слова, отвечаюшие на вопросы КТО? или ЧТО?

    Записать слова, обозначающие действие предмета.

    Образовать родственные слова.

    Выписать слова со звонкой или глухой согласной на конце.

    1. Дописывание орфографических таблиц.

    Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован приём дописывания таблиц.

    1. Впиши слова в таблицу.

    А

    О

    А

    А-А

    О

    О-О

    АБЗАЦ

    КАРАНДАШ

    СОЛОМА

    ОГОРОД

    http://festival.1september.ru/articles/500056/img1.gif

    1. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

    Учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Учитель даёт слова с непроверяемыми безударными гласными. (ПЛАНЕТА, ДИВАН, ГАЗЕТА, ГИГАНТ, ТЕЛЕГА, ПЕЩЕРА. КОМАР, СИРЕНЬ, ТЕТРАДЬ, ЛИМОН, ПОБЕДА, КАНАВА, КОТОМКА) и предлагает записать их столбиками: в один по алфавиту с безударной гласной О,  в другой – с А. и т.д. 

    О

    А

    Е

    И

    КОМАР

    ГАЗЕТА

    МЕТАЛЛ

    ДИВАН

    КОМАНДИР

    КАНАВА

    ТЕПЕРЬ

    ЛИМОН

    ПОБЕДА

    САЛЮТ

    ТЕТРАДЬ

    СИРЕНЬ

    1. Ответы на вопросы.

    Что делает художник?

    На чём работает тракторист?

    Во что собирают грибы?

    Какой день недели первый?

    Какой день недели последний?

    Кто водит автомобиль?

    1. Пословицы используются для комментированного письма и для выборочного диктанта.

    Береги нос в большой мороз. Хорош соловей голосом, а колхоз колосом. Человек без Родины, что соловей без песни. Декабрь год кончает, а январь  начинает.

    1. Игры  «Голоса на улице»

    ПЕТУХ                               стрекочет

    СОРОКА                            поёт

    ВОРОБЕЙ                          лает

    КОРОВА                            чирикает

    СОБАКА                            мычит

           «Цепочка» (Записать 10 слов: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова.

    «Кто больше?» (Кто больше запишет за установленное время слов с непроверяемой безударной гласной, тот и победит).



    Предварительный просмотр:

    Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

    Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

    Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

    1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

    2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

    3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

    4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

    Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

    Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.

    Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

    Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

    Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

    Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

    Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

    Возможно применение следующих способов определений:

    а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

    б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют

    данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

    в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

    г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

    Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

    Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

    Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Я использую следующие задания:

    1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);

    2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

    3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

    4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

    5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;

    6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

    7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

    При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

    Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю следующее:

    а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места.

    б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

    прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

    в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

    г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

    Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

    Материал для работы со словарными словами.

    Подбор однокоренных слов:

    - Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

    - Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

    - Болото, болотце,болотный,болотистый.

    - Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

    - Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

    - Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

    - Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.

    - Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

    - Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

    - Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

    - Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

    - Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

    Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

    Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

    Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

    Синонимы:

    алмаз – бриллиант,

    алфавит - азбука,

    вдруг – внезапно,

    весело – радостно,

    ветер – ураган – вихрь,

    воин – боец – солдат – витязь,

    желать – хотеть,

    извините – простите,

    иногда – изредка – подчас – порой,

    комната – светлица – горница – каморка,

    космос – вселенная,

    красивый – прекрасный,

    путешественник – путник – турист,

    рассвет – восход,

    ребёнок – малыш – дитя - крошка – детёныш - малютка,

    спасибо - благодарю.

    Антонимы:

    богатство – бедность,

    быстро – медленно,

    весело – грустно,

    город – деревня,

    дорога – аллея, шоссе,

    дорогой – дешёвый (товар),

    женщина – мужчина,

    здоровый – больной,

    здравствуй – до свидания, прощай,

    красиво – уродливо,

    мороз – жара,

    пришел – ушел,

    рассвет – закат,

    родина – чужбина,

    спасибо – пожалуйста,

    устный – письменный,

    хорошо – плохо,

    чёрный – белый.

    Этимологические сведения:

    аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

    аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

    балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

    бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

    велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)

    вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)

    герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)

    гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)

    зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )

    изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)

    капуста (от лат. слова caputium “головка”)

    карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)

    килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)

    колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)

    компас (от лат. слова compasso “измеряю”)

    конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)

    корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)

    корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)

    космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)

    пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)

    сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)

    спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)

    телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)

    телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)

    тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)

    трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)

    тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)

    футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)

    цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)

    шахматы (персидское выражение “шах умер”)

    Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа

    работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

    Без году неделя (совсем недавно).

    Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

    Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

    Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

    Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

    Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

    Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).

    Обвести вокруг пальца (обмануть).

    Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).

    От зари до зари (весь день).

    Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).

    Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).

    Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

    С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

    Аппетит приходит во время еды.

    Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Тот герой, кто за Родину горой.

    Декабрь – хвостик года.

    Золото добывают из земли, а знания из книг.

    Большому кораблю большое плавание.

    Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.

    Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.

    Растение – земли украшение.

    Трава соломы зеленее.

    Дружные сороки и гуся утащат.

    Сам погибай, а товарища выручай.

    Крепкую дружбу топором не разрубить.

    Упустишь время, потеряешь урожай.

    Хорошее начало – половина дела.

    О человеке судят по его труду.

    Яблоко от яблони недалеко падает.

    Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

    Музыканты прибежали,

    В барабаны застучали.

    Вдруг забили барабаны.

    Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)

    Белая берёза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Словно серебром. (С. Есенин)

    Ехали медведи на велосипеде,

    А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

    Бежит тропинка через луг,

    Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел.

    Постучал в окошко,

    Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

    Вот ворона на крыше покатой

    Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)

    Ночевала тучка золотая

    На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)

    В рощах птичье пение,

    А в классе – тишина. (Я. Аким)

    Одеяло убежало,

    Улетела простыня.

    И подушка, как лягушка,

    Ускакала от меня. (К. Чуковский)

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

    Петушок с высокой спицы

    Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

    Наш язык и скромен и богат.

    В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

    Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

    Сам алый, сахарный.

    Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

    Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

    Это кто бежит такой

    По лесной опушке,

    Белый весь, как снег зимой,

    Ушки на макушке? (Заяц)

    Не снег, не лёд,

    А серебром деревья уберёт. (Иней)

    На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)

    За стеной костяной,

    Соловейко, спой! (Язык)



    Предварительный просмотр:

    Сценарий "1 сентября - День знаний"

    (посвящается году Учителя)

    (Звучит песня о школе)

    - Здравствуйте уважаемые родители, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть. Вы все подросли, загорели, отдохнули. Первого сентября в нашей стране начинается учебный год. Этот день уже давно стал праздником – Днем знаний.

    Учитель:

    - Сегодня у нас радостный праздник - первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.

    Школьная жизнь - как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем учиться дружить. Ведь главное - чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком.

    Ученики все вместе читают стихотворение (записано на доске)

    Учёба, здравствуй!

    Школа, здравствуй!

    Идём за знаньями в поход!

    Сегодня праздник!

    Школьный праздник!

    Встречаем мы учебный год!

    Самылкина Мария.

    Кажется, будто вчера мы стояли,

    Весёлое время каникул встречали,

    Которое после учебного года

    Давно ль началось?

    Но царица природа неумолима, и месяцы лета

    В прошлом. И школьная форма надета.

    Пара минут - и первый звонок

    Вас позовёт опять на урок.

    Шпакова Дарья.

    Школьные двери вновь распахнутся,

    Ну, а сегодня - праздничный час!

    С праздником я поздравляю всех вас.

    Встретились снова друзья и подруги,

    Наверное, много расскажут друг другу:

    О том, что увидели, где побывали,

    И что с кем случилось, пока отдыхали,

    Я тоже порадуюсь - повод же есть -

    Тому, что мы снова собрались все здесь,

    Тому, что за лето вы все повзрослели,

    Выросли, сил набрались, загорели.

    Учитель:

    - Ребята, 2010 год объявлен Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым годом Учителя. 

    - Как вы думаете, каким должен быть человек, который выбрал профессию учитель?

    (Учитель передаёт детям мяч или шарик, а они перечисляют качества настоящего учителя)

    Учитель:

    - Сколько важных качеств вы перечислили! Да, учитель должен любить детей, он должен быть добрым, справедливым, требовательным и т.д.

    - А представьте себе, что было бы, если бы этой профессии не было совсем? Подумайте немного и расскажите, как бы изменился тогда мир.

    (Дети выполняют задание и вместе с учителем делают вывод)

    Родина И.М.

    Если исчезнут учителя, что же тогда будет на свете, друзья?

    Хамство, невежество душу погубит,

    Радости в жизни больше не будет.

    Будет несчастной и бедной Земля,

    Некому будет умом поделиться,

    Разве допустим такому случиться?

    Если исчезнут учителя, кто нам расскажет, что вечна Земля?

    Вечна Земля, значит, вечен Учитель!

    Иль вы такого, друзья, не хотите?!

    Нет, не допустим такому случиться.

    Чтобы исчкзло слово Учитель

    Через столетья, и навсегда

    Вашей профессии быть навека!

    Учитель:

    - Школьный звонок приглашает всех ребят в огромный и загадочный мир - мир Знаний. Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы стал на год взрослее. Вы теперь – третьеклассники. Проучившись вместе 2 года, вы должны понимать друг друга с полуслова. Я предлагаю это проверить. Давайте поиграем. Игра называется "Пойми меня". Главное условие: не называя слова, рассказать о задуманном предмете. Тема игры - школа и всё, что с ней связано. За каждый правильный ответ получаете жетон со словом "Успех". Один человек должен суметь объяснить слово, которое записано на карточке, не называя его вслух. Если вы знаете слово, поднимите руку и  можете отвечать.

    Доска, линейка, журнал, отметка, пенал, тетрадь.

    (После отгаданного слова учитель предлагает детям сведения из истории школьных вещей.)

    Доска.

    В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска - тетрадка: писать легко, буквы получались чёткими. Одно плохо - невместительная. Насколько же удобные нынешние тетрадки! С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска - тетрадка! Только теперь она вон, какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом.

    Линейка.

    Линейка прямолинейна. Она твёрдо усвоила, что кратчайшее расстояние между двумя точками - это прямая линия. Ни один школьник не обойдётся без линейки, которая всегда должна быть под рукой. Как же без неё отметить линию, подчеркнуть карандашом подлежащее и сказуемое, сделать чертёж?

    Журнал.

    Старику классному журналу лет столько, сколько и самой школе. Сейчас наш классный журнал - сама справедливость. Но было время (правда, очень давно, когда на свете не было ещё наших пап и мам), когда классный журнал был не другом, а врагом учеников. Он подсматривал за учениками, ябедничал на них. То и дело в штрафном журнале появлялись, например, такие записи: "Ученик Петров был встречен на улице после 7 часов вечера" Оставить на 2 часа после уроков". Часто одна или несколько ябед в журнале служили причиной исключения ученика из учебного заведения.Это означало, что его обладатель навсегда лишался права где-нибудь учиться. Нынешние классные журналы рассказывают правду об учениках и желают им только добра.

    Отметка.

    Наша система называется пятибалльной, а в некоторых зарубежных школах - двенадцатибальной. 12 - значит "отлично", 11 и 10 - "хорошо", а всё, что ниже 6 - "плохо". А в Германии дети хвастаются единицами и двойками - хорошие оценки, а плохие - пятёрки и четвёрки. Часто случается так, что ребята разных стран сильно удивляли друг друга своими школьными отметками. Пишет, например, в Москву девочка из Германии. В конце письма она сообщает: "А теперь моя милая Машенька, я хочу поделиться с тобой своей радостью. Как раз сегодня учительница выдала нам табели. Знаешь, какие у меня отметки? По арифметике - единица, по немецкому - единица, по истории - двойка. По всем предметам сплошные единицы и двойки. Так что я теперь - двоечница. Чего и тебе желаю". Представляете, как была удивлена Машенька этому известию! И чего думает, бедная подружка радуется, когда ей следовало бы заливаться горючими слезами? Невдомёк Машеньке, что точно так же рассуждает и жалеет её немецкая девочка. Машенька написала ей о своих отметках: по арифметике - 5, по русскому языку - 5, по истории - 4. Но потом всё объяснилось!

    Пенал.

    У каждого ученика есть небольшой деревянный или пластмассовый сундучок, в котором хранятся бесценные сокровища школьников. Настоящее имя сундучка известно всем: это пенал. Вначале в сундучке хранили перья, а по-латыни "перо" будет "пена", отсюда и название - пенал.

    Тетрадь.

    Почему тетрадка зовётся тетрадкой? Её имя произошло от греческого "тетро", что значит "сложенный вчетверо". Ведь бумажный лист как раз и складывали в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так

    Учитель:

    - А сейчас, ребята, я хочу вам погадать и рассказать каким будет для вас новый учебный год. У меня в руке листочки с разными словами вы будете выбирать их, а я вам растолкую, что они означают.

    ПТИЦА – удача, как птичка, непостоянна, то прилетит, то улетит. Не зевай, поймай её и держи крепко!

    МОРОЖЕНОЕ – оно холодное, жди неприятностей, но чтобы они тебя не тревожили, лучше учи домашние задания.

    ЦВЕТОК – не забудь всех поздравить с началом учебногот года, тогда у всех будет прекрасное настроение на весь год!

    КОТ УЧЁНЫЙ – мудрость в книгах! Читай побольше, ходи почаще в библиотеку!

    ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ – тебе предстоит с особым усердием грызть гранит знаний. Учи все правила!

    МЯЧ – не забывай в течении всего учебного года активно заниматься физкультурой. Помни: в здоровом теле – здоровый дух!

    СОЛНЦЕ – будь тёплым и ласковым, как солнышко, тогда и друзей у тебя будет много. Все захотят погреться в лучах твоей доброты!

    ЗОЛОТАЯ РЫБКА – все твои желания сбудутся только при одном условии – не опаздывай в школу!

    ВАЗА – будь наблюдательным, замечай красоту окружающего мира. По рисованию и труду в дневнике будут только пятёрки!

    ПЛАТОЧЕК – тебе придётся немного поплакать…в конце учебного года. Тебе так понравится учиться, что ты не захочешь уходить на летние каникулы!

    МЫЛО – будь чистым, опрятным, вежливым. Не забывай улыбаться директору – может быть, он тебя и не вызовет в свой кабинет!

    ГЛОБУС – тебя ожидает путешествие. Когда и куда – пока непонятно. Главное не плавай у доски, отвечай уверенно, без ошибок!

    ЛОШАДЬ – помни, что школа – не ипподром. Носиться по коридору, как лошадь – рысью, голопом нежелательно.

    СКРЕПКА – тебе предстоит встреча с хорошим другом!

    ЛАМПОЧКА – тебя осенит гениальная мысль!

    ЛИНЕЙКА – ты будешь идти за знаниями по прямой дорожке!

    КНОПКА – учи уроки, а то будет прикол!

    РУЧКА – не забывай записывать домашнее задание!

    КЛЮЧ – ты обязательно отыщешь ключ к знаниям!

    КОНФЕТА – тебя ждёт сладкая жизнь!

    РАКУШКА – в этом учебном году ты узнаешь много о подводном мире!

    - Вот что ожидает вас в новом учебном году!

    Учитель:

    - Какие бы предсказания мы не услышали, очень важно быть дружными, поэтому сейчас мы составим костёр дружбы.

    (Из бумаги надо вырезать «языки пламени», на которых записаны слова:

    Жадность, честность, терпение, доброта, эгоизм, поддержка, уважение, помощь, вредность, верность. Вы должны выбрать только те, которые характеризуют настоящую дружбу)

    СОСТАВЛЕНИЕ КОСТРА

    (дети встают в круг или полукругом и дуют на «языки пламени» имитируя горящий огонь).

    - А сейчас для вас прозвучат указы - напутствия.

    Читаю указ!

    Написан для вас!

    Писано - переписано.

    После Сеньки Денисова.

    Писал Макарко

    Чёрным огарком

    В бане на двери.

    Слушай, не вертись,

    Уму - разуму учись!

    Все с сегодняшнего дня

    В школу допускаются!

    Все уроки, как всегда,

    В девять начинаются!

    И большим, и маленьким,

    С веснушками и без

    Приказано учиться,

    Стараться, не лениться,

    Чтоб было чем гордиться!

    Всем! Всем! Всем!

    Указ!

    Сразу после лета,

    Хотите, вы иль нет,

    Мальчишкам и девицам -

    Всем пора учиться.

    Прогоните скуку прочь

    Спрячьте под подушки

    И держите круглый год

    Ушки на макушке!

    Родина Виолетта.

    Вся страна ждала не зря

    Это утро сентября.

    Пети, Саши, Вовочки

    Причесали челочки.

    Вали, Кати, Леночки

    Выгладили ленточки.

    Белобрысых, черных, рыжих

    Миллионы малышей

    Взяли в руки тонны книжек

    И вагон карандашей.

    В школу шествуют с цветами...

    Прозвонит в стране звонок,

    И ребята прочитают

    Миллионы новых слов. (В. Фетисов)

    -

    Быстро лето пролетело,

    Наступил учебный год,

    Но и осень нам немало

    Дней хороших принесёт.

    Здравствуй, осень золотая!

    Школа, солнцем залитая

    Наш просторный светлый класс,

    Ты опять встречаешь нас.

    Все проснулись сегодня

    Ни свет, ни заря

    В первый день сентября,

    В первый день сентября!

    Здравствуй, школа, здравствуй,

    Здравствуй, наш любимый класс.

    Как друзей, родная школа

    Приглашает нас.

    I. Характеристика классного коллектива

    В 4 «А» классе 27 обучающихся, девочек – 16, мальчиков – 11. Дети близки по возрасту, 3 человека 11 лет, 12 человек по 10 лет, 2 человека 9 лет (Приложение 1).

    В прошлом учебном году в класс прибыла ученица из школы № 18, это Настя Ц.

    Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Основная масса детей (20 человек) получают горячее питание, что опять же говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей.

    Дети подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием поют, танцуют, инсценируют сказки.

    В этом учебном году дети самостоятельно общим решением выбрали президента класса. Им стала пользующаяся всеобщим уважением и авторитетом Полина К. Дети организовали творческие группы по интересам, выбрали название и цвет (цвета радуги) для своей группы. Каждый ребенок в классе имеет сменяемое по четвертям общественное поручение внутри своей

    Среди детского коллектива можно выделить группы детей, которые дружат между собой как в школе, так и за ее пределами. Это Ксюша С., Полина К., Даша У.; Ксюша В., Елена Г., Кристина Е; Егор С, Артем Л., Михаил Ч.; Юлия Д. и Евгения В.

    Можно отметить, что все дети с удовольствием выполняют поручения учителя: раздают тетради, поливают цветы, ответственно относятся к дежурству по классу. Нужно отметить и недисциплинированность отдельных учащихся, которая проявилась, когда класс принимал участие в субботнике (Артем В., Михаил Ч.).

    Основная масса детей посещает внешкольные учреждения: музыкальную школу, творческие кружки в Доме Детского Творчества, Доме Культуры «Угольщиков», Детском клубе «Юность» (Приложение 2).

    В общественной жизни дети активны. В обучении, при получении знаний, желании и умении учиться, они различны. Диагностика мотивации к обучению показала, что сами желают учиться и это им нравится – 21 ребенок. Антонина Ф. любит учиться, так как в школе много друзей, но есть и такие дети, которых заставляют родители. Для повышения интереса к обучению у этих детей (Юлия Д., Евгения В., София Ф., Светлана И., Артем Л.) необходимо продумать индивидуальные приемы в воспитательно-образовательной работе. Можно с уверенностью сказать, что обучающиеся 4 «А» класса очень работоспособны на уроке, темп работы высокий. Успеваемость в классе – 100%, качество знаний – 60– 70%. В 2005 – 2006 учебном году было 4 отличника (Дарья У., Полина К., Ксения С., Михаил Ч.), трое из перечисленных отличников награждены губернаторскими грамотами и получали премию за отличную учебу.

    Легко и с удовольствием учатся: Елена Г., Ксения В., Илья С., Александр В., Артем О., Светлана И. Способны, но не уверены в себе: Татьяна А., Вероника К., Дмитрий Ф., Руслан Г. Слабо успевают: Юлия Д., Анастасия Ц.

    Диагностика формирования учебной деятельности показала, что она сформирована у 12 обучающихся. Четверо детей еще не могут самостоятельно организовать учебную работу, а остальные близки к ее формированию.

    Различны дети по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. Гиперактивные Виктор А., Артем Л.; непоседы Михаил Ч., Ксения В, Кристина Е; спокойны и нерешительны Вероника К, Руслан Г., Юлия Д. Есть в классе леворукие дети. Это Дарья У., Евгения В, Артем В., Илья С, Виктор А. Социальный статус семей обучающихся отражен в Приложении 8.

    Возникают в классе и проблемные ситуации. Пропускает уроки без уважительной причины Юлия Д. (проблема в семье), могут подраться Виктор А., Артем Л., Артем В; Дмитрий Ф. не может найти друзей среди мальчиков и больше общается с девочками, вызывая насмешки одноклассников; Илья И. и Артем В. постоянно забывают записывать домашнее задание в дневник.

    Учебный процесс и воспитательную работу в классе нужно планировать с учетом возрастных и психологических особенностей детей, которые были рассмотрены выше.

    II. Анализ воспитательной работы в 3 «А» классе за 2005 – 2006 учебный год

    Воспитательная работа была направлена на формирование у учащихся сознательного отношения к учебе, нравственно – этических качеств личности через взаимодействие семьи и школы.

    Для выполнения этой цели проведены мероприятия, которые способствовали воспитанию нравственно–этических качеств личности. Воспитательная работа ведется по программе «Лестница-чудесница». (Приложение 3) Темы классных часов были запланированы по основным направлениям нравственного просвещения учащихся. («Скромный, не хвастает добрыми делами», «О бескорыстии и дружбе», «Любить Родину – значит быть ей полезным», «Соблюдай правила жизни в коллективе» и другие). Формированию нравственных качеств личности способствовали коллективные подвижные игры на свежем воздухе (игры народов мира, спортивные игры), соревнования творческих групп при проведении викторин, посещение болеющих одноклассников, работа в мастерской «Деда Мороза», благотворительный сбор книг для школьной библиотеке, участие в «неделе Доброты», поездка в Новокузнецкий цирк и конечно совместная работа по благоустройству кабинета, и территории школы.

    Экскурсии в природу, разучивание песен, стихотворений и танцев; оформление и выпуск стенгазет, составление композиций из природного материала; участие в конкурсах «Мисс Осень» и «Весна» воспитывало у детей эстетические качества, чувство меры.

    Работа клуба «Голубой вагон» помогла ученикам совершить «путешествие по нашей огромной многонациональной стране. «Голубой вагон» сделал остановки в Тундре, Горном Алтае, Сибирской тайге, а на Северный полюс пришлось «добираться» на собачьих упряжках. Дети познакомились с народами, живущими в нашей стране, их культурой и профессиональной деятельностью.

    Устный журнал «Память» был организован для воспитания чувства патриотизма. Каждая творческая группа готовила сообщение о людях, погибших при защите нашей Родины.

    Для реализации цели воспитания организованы мероприятия совместно с родителями. На каникулах были проведены: семейный вечер «Моя семья – моя радость», игра – викторина «Мы в ответе за нашу планету», музыкальная программа «Рождественские встречи».

    Проведение педагогических лекториев позволило рассмотреть такие вопросы, как стили семейного воспитания, особенности темперамента младших школьников. На родительских собраниях были прочитаны не только лекции, но и шло обсуждение рассматриваемого вопроса. Созданный клуб «Консультант» помог решить индивидуальные проблемы отдельных семей.

    Большую помощь в воспитательной работе с детьми оказали учителя изобразительного искусства и музыки. Они воспитывали у детей такие черты характера, как трудолюбие, упорство, усидчивость, чувство прекрасного. Труд моих коллег не пропал даром, мои ученицы Дарья У. и Полина К. заняли первые места в школьных конкурсах, а Кристина Е. стала победительницей поселкового конкурса «Маленькая принцесса».

    Итак, я проанализировала воспитательную работу за прошедший учебный год. Воспитать нравственные качества личности невозможно за один год, нужно время. Кому–то, чтобы стать добрым и отзывчивым, честным и справедливым, скромным и любящим Родину нужно сделать один шаг, а кому–то придется преодолеть долгий путь.

    В 4 классе продолжу работу в этом направлении, но больше внимания уделю нашей малой Родине.

    III. Цели и задачи воспитательной работы в 4 классе «А» (2006 – 2007 учебный год)

    Цель: Создание условий для саморазвития личности.

    Задачи:

    Использовать различные формы работы этнокультурной и патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников: уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин, Я – Беловчанин»; развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций города.

    Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы выходного дня, проведение физминуток и индивидуальные беседы с детьми о «ЗОЖ».

    Организовать клуб «Общение» для формирования нравственного отношения к человеку, труду, природе, Родине и развития коммуникативных качеств личности.

    IV. Планирование воспитательной работы с учениками 4 «А» класса (на 2006 – 2007 учебный год)

    ОСЕНЬ

    Сентябрь        

    Октябрь        

    Ноябрь

    мероприятия        сроки        

    мероприятия        сроки        

    мероприятия        сроки

    1.Тропинка смекалистых

    День знаний П.Д.Д.

    2. Тропинка дружбы

    Выборы актива класса.

    3. Тропинка здоровья

    «Веселые старты».

    4. Тропинка доброты

    Клуб «Общение».

    «Устав – основной закон школы. Школьный этикет».

    5. Тропинка к дому

    к/ч «Быть счастливым в своей стране».                 1. Тропинка лесная

    Спортивно-оздоровительный клуб «Ритм». Поход на ст. Дуброво.

    2. Тропинка к дому

    к/ч «Символы Российского государства».

    3. Тропинка искусств

    Праздник «Осенние посиделки».

    4.Тропинка смекалистых

    «Птичьи разговоры». Экологический КВН

    5. Тропинка доброты

    Клуб «Общение». Речевой этикет. Приветствия и знакомства».

    П.Д.Д.                 1. Тропинка дружбы

    День именинника.

    2. Тропинка к дому

    к/ч «Чем и кем славен мой город».

    3. Тропинка доброты

    Клуб «Общение». «Мода и школьная одежда».

    4. Тропинка здоровья

    Экскурсия в парк.

    П.Д.Д.        

    ЗИМА

    Декабрь        

    Январь        

    Февраль

    мероприятия        сроки        

    мероприятия        сроки        

    мероприятия        сроки

    1.Тропинка доброты

    Клуб «Общение». «Нравственные отношения в коллективе»,

    2. Тропинка к дому

    Праздник «Белово – дружная семья».

    3. Тропинка здоровья

    «Голубая лыжня».

    4. Тропинка мастеров

    Мастерская «Деда Мороза».

    5. Тропинка искусств

    Новогодний праздник.                 1. Тропинка здоровья

    Строительство снежного городка.

    2. Тропинка смекалистых

    Информационный час. «Чем живет планета Земля».

    3. Тропинка искусств

    Новогодние посиделки

    4.Тропинка к дому

    Экскурсия в школьный музей.

    Встреча с ветераном труда.

    П.Д.Д.                 1. Тропинка лесная

    Спортивно-оздоровительный клуб «Ритм». Поход в г. Салаир к Каменным воротам.

    2. Тропинка доброты

    Клуб «Общение». «Поведение в общественных местах».

    3. Тропинка мастеров

    Изготовление сувенира для пап и дедушек.

    4. Тропинка к дому

    Встреча с военнослужащими.

    5.Тропинка искусств

    Рыцарский турнир

    П.Д.Д.        

    ВЕСНА

    Март        

    Апрель        

    Май

    мероприятия        сроки        

    мероприятия        сроки        

    мероприятия        сроки

    1.Тропинка мастеров

    Изготовление сувениров для мам и бабушек.

    2. Тропинка искусств

    КВН «Супер школьница».

    3. Тропинка доброты

    Клуб «Общение». Нравственные отношения в семье».

    4. Тропинка к дому

    Масленица 2007. встреча с ветеранами труда.

    5. Тропинка смекалистых

    Информационный час «Газетное слово о жизни в стране».

    П.Д.Д.                 1. Тропинка доброты

    Клуб «Общение». «Человек в природе и его здоровье».

    2. Тропинка искусств

    Праздник. Здравствуй. Весна!

    3. Тропинка мастеров

    Ремонт книг из школьной библиотеки

    4.Тропинка смекалистых

    Космический КВН

    5. Тропинка к дому

    Информационный час «Городские новости».

    6. День здоровья. П.Д.Д.                 1. Тропинка лесная

    Спортивно-оздоровительный клуб «Ритм». Экскурсия в Томскую писаницу.

    2. Тропинка доброты

    Клуб «Общение». «Цветы в жизни человека».

    3. Тропинка искусств

    «Поклонимся великим тем годам». Праздник.

    4. Тропинка к дому

    «Я люблю тебя, Россия». «Звездный час».

    5. Тропинка здоровья

    Веселые старты.

    П.Д.Д.        

    V. Индивидуальная и групповая работа с обучающимися 4А класса

    (Приложение 4)

    VI.Тематический план проведения занятий по П.Д.Д.

    (Приложение 5)

    VII. Работа с педагогами и общественностью

    (Приложение 6)

    VIII. Работа с родителями

    (Приложение 7)



    Предварительный просмотр:

       

     Открытое мероприятие

    посвященное Дню Победы

    в Великой Отечественной Войне (художественно – литературная композиция)

    «Города – герои в годы ВОВ»

                         

                          Подготовила

                         Руководитель краеведческого кружка

                                 Сутникова Ольга Владимировна

                                       2009год

                   1418 дней длилась война. 11603 воина, в том числе 86 женщин во время Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза, 104 из них получили это звание дважды. Более 7 миллионов воинов получили правительственные награды за героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны.

                   Десятки городов удостоены звания «Город – герой»

    Это:  Москва, Ленинград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Волгоград, Новороссийск, Керчь, Брест.

                             Звучит песня «Священная война»

     Голос на аудиозаписи: «Помните!

                                                  Через века,

                                                       Через года, -

                                                             Помните!»

                     Предрассветную тишину разорвали залпы десятков тысяч орудий Армады фашистских самолетов и танков двинулись на восток. Вслед за ними шли миллионы вымуштрованных убийц.

                                             БРЕСТ

                    Здесь первый свой шаг сделала война в июне сорок первого года. Здесь пролег первый окоп, пролилась первая кровь защитников Родины. Здесь были совершены первые подвиги в этой длительной тяжелой войне.

    Здесь, куда бы вы ни сделали шаг, видишь след жесточайших атак.

     

     Голос на аудиозаписи: «Вечная слава героям!

                                                    Вечная слава! Вечная слава! Вечная                 слава      

                                                          Героям!

                                                             Слава героям! Слава!

       Звучит песня «Священная война»

                                 

                                               МОСКВА

    В планах фашистов Москва занимала особое место. Они надеялись, что с падением Москвы придет конец войне.

                Оборона Москвы – битва не имевшая себе до того времени равных во второй мировой войне.

                 Совсем недалеко от города шли бои… Волоколамское шоссе, разъезд Дубосеково, где 28 панфиловцев бились с пятьюдесятью танками врага.

                 И вот настало 6 декабря 1941 года. Еще темное утреннее небо осветилось тысячами огненных линий. Это открыли огонь по врагу гвардейские минометы – знаменитые «Катюши». Ожили снега – двинулись на врага лыжники в белых масках-халатах. С ревом входили на подмосковные поля краснозвездные танки. Ринулись в атаку лихие конники, пошли в наступление стальные сибирские дивизии. Это был сокрушительный удар, а ведь врагу казалось, что вот-вот он уже будет в Москве.

                  Да, скоро фашисты вошли в Москву, но не как победители, а как пленные. Они шли, испуганно озираясь на суровый и строгий фронтовой город, хотя фронт уже был далеко – за 20 дней он откатился от Москвы на 125 км.

                  Победа над Москвой – первое крупное поражение противника – навсегда прекратила миф о его непобедимости.

                                            ОДЕССА  

    С первых дней войны Одесса стала фронтовым городом. 10 июля отошел первый эшелон, увозящий из города женщин, детей, стариков, ценности, станки, оборудование.

                  Половина всей армии Румынии – тогдашней союзницы Германии – была брошена гитлеровцами на захват Одессы. Тут же сражались отборные эсэсовские части.

                  Мужественно сражались моряки и одесситы за свой город. Но силы были не равны. 16 октября последний транспорт вышел из одесского порта.

                 Но город продолжал сражаться. Фашисты ничего не могли поделать с «подземной Одессой», где обосновались партизаны.

                 Ни дня, ни минуты враг не знал покоя. Подпольщики наводили страх и ужас на оккупантов.

                 Партизаны оказали огромную помощь Советской Армии, вошедшей в Одессу 10 апреля 1941года. Одесситы встречали ее с гордо поднятыми головами. За их плечами 73 дня героической обороны и 907 дней героического подполья.

                                              СЕВАСТОПОЛЬ

    Еще под Одессой поняли фашисты, как умеют драться черноморские моряки. Многие, сошедшие на берег матросы были переодеты в общевойсковую форму. Но перед атакой они снимали каски и надевали бескозырки, сбрасывали шинели и гимнастерки, оставаясь в тельняшках. И не было силы, которая смогла бы их остановить. На подступах к Севастополю шли непрерывные, тяжелые бои, которые сменились полугодовой блокадой города. За 250 дней обороны фашисты потеряли здесь около 300 тысяч солдат и офицеров. Оборона Севастополя спутала и расстроила планы фашистского командования.

    СТАЛИНГРАД

    Здесь нашей Родине пришлось выдержать одно из самых тяжелых испытаний в своей истории. Здесь, в Сталинграде, Советские воины остановили бешеный натиск отборных фашистских дивизий. Это была не просто победа, а исторический подвиг нашего народа. То, с чем столкнулись фашисты в Сталинграде, было беспримерным. Немало европейских стран захватили гитлеровцы. Иногда, для того, чтобы захватить всю страну, им требовалось две- три недели. Здесь же – месяцы, чтобы пересечь улицу, многие недели, чтобы взять один дом. однако прорвавшись к дому, фашисты не были уверены, что взяли его, бои продолжались за каждый этаж, за каждую комнату. Жаркие рукопашные схватки вспыхивали на лестницах, на чердаках, в подвалах. Дома, точнее их развалины, не раз переходили из рук в руки.

                         Голос на аудиозаписи: «Помните!

                                                                      Через века,

                                                                           Через года, -

                                                                                 Помните!

    Мамаев Курган стал символом бессмертной славы ратного подвига. Отныне легендарная высота служит пьедесталом памятника воинам великой битвы.

                      Мамаев курган! Мамаев курган!

                      Как быстро ты стал седым!

                      Тебя исковеркал войны ураган –

                      Висит над вершиною дым!

                                               

                                        Ты видишь, ты видишь никто не бежал,

                                        Прижались к твоей груди.

                                        От волжского мы не уйдем рубежа,

                                        И ты не сдавайся, жди.

                       Ты видишь, у Волги, как прежде, волна

                       Чиста, и быстра, и светла.

                       И стала нам тылом надежным она,

                       Хоть город разрушен дотла.

                                         Мамаев курган! Мамаев курган!

                                         Ты знаешь победы секрет.

                                         Ты в битвах лихих закален, ветеран,

                                          А нам лишь за двадцать лет.

      Голос на аудиозаписи:  «Вечная слава героям!

                                                    Вечная слава! Вечная слава! Вечная слава      

                                                          Героям!

                                                             Слава героям! Слава!

                                        КУРСК

    Жаркие, грозные, гулом сражений наполненные дни и ночи июля сорок третьего на Курской дуге навсегда вошли в историю Великой Отечественной войны.

    12 июля на Прохоровском поле произошло невиданное в мире крупнейшее танковое сражение. Здесь, на русском поле, столкнулись две силы, две воли – и победила наша сила, наша воля.

    Вечером 5 августа 1943 года в Москве прогремели 12 залпов в честь победы советских войск под Орлом и Белгородом. Это был первый победоносный салют.

    С этого времени салюты в столице в ознаменовании побед нашей Армии стали главной традицией. 350 раз столица нашей Родины салютовала своим доблестным войскам, громившим врага.

                                                              ЛЕНИНГРАД

     Единственным «окном», соединившим Ленинград с Большой землей, было Ладожское озеро. Дорога жизни, так прозвали Ладожский лед ленинградцы. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров с беспрерывной бомбежки с воздуха сравнить его с землей.

    Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолетов. Немцев поддерживали двухсоттысячная финская армия, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры из Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

    Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб. Население лишилось третьей части жилья.

    С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и инженерно- технические работники получали в день по 250 граммов хлеба, а служащие и дети по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

    Зимой 1941- 1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками и обстрелами ленинградцы жили в неотапливаемых домах. В квартирах тускло чадили коптилки.

    Смерть входила во все дома. Свыше шестиста ленинградцев погибло от голода. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

                   Девочка с ведерком пустым

                                   Чуть движется.… А за Невою

                                    Клубится пожарища дым.

                                    А там, меж сугробов горбатых,

                                    Где трудно и взрослым шагать,

                                    На саночках узких ребята  

                                    Везут свою мертвую мать…

    14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов почти на 100 км от Ленинграда, освободили более восьмисот городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.

    В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

                                       МИНСК  

     Земля горела под ногами лютого врага. В тылу немецких оккупантов действовали сотни партизанских отрядов. Тысячи советских людей томились и погибали непокоренными, с твердой верой в победу матери – Родины.

    Впервые часы Великой Отечественной войны в столице Белоруссии оказалась на направлении главного удара немецко-фашистских войск, рвавшихся к Москве. 28 июня 1941 года после ожесточенных боев противнику удалось овладеть Минском.

    С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни. 22 марта 1943 года отряд фашистских захватчиков окружил деревню. Все жители старики, женщины, дети – были согнаны в сарай и заживо сожжены.

    Свыше 70 ти тысяч сел и деревень сгорели в ненавистном жерле войны, и многие их жители разделили судьбу Хатынцев.

                                     Пусть не все герои, - те, кто погибли,

                                     Павшим

                                         Вечная слава!

                                              Вечная слава!

                     (Звучит «Бухенвальский набат»)

                                                                 ТУЛА

    45 дней продолжались ожесточенные бои у стен древней Тулы, прикрывавшей южные подступы к Москве. Танковые дивизии немецко-фашистских войск вышли к Туле в конце октября 1941 года. На их пути встали воины Советской Армии, Тульский рабочий полк и полк НКВД, превратившие Тулу в неприступную крепость.

    За полтора месяца осады в городе ни на один день не прекращались производство и ремонт вооружения и военной техники.

    В декабре 1941 года в ходе Тульской наступательной операции советские войска разгромили ударную танковую группировку противника и сняли осаду города. К январю 1942 года Тульская область была в основном освобождена от фашистских оккупантов.

    Героическая оборона Тулы сорвала замыслы противника овладеть Москвой до наступления зимы. Сопротивление защитников обеспечило устойчивость войск на подступах к столице.

                                                        НОВОРОССИЙСК

    Героическая оборона Новороссийска продолжалась с 19 августа по 16 сентября 1943 года. Здесь отважно сражались воины Советской Армии, моряки Черноморского флота и Азовской военной флотилии, партизаны и подпольщики.

    Славной страницей в истории города явилась высадка небольшого морского десанта в ночь на 4 февраля 1943 года. Спустя 5 дней на небольшом плацдарме, названной Малой землей, находилось 17 тысяч советских солдат и офицеров. 225 дней длилась героическая эпопея Малой Земли.

    Разгром гитлеровцев под Новороссийском явился началом крушения мощных укреплений противника.

    16 сентября 1943года Новороссийск был освобожден. Победа под Новороссийском привела к изгнанию врага со всего Кавказа.

                                                                   КИЕВ

    Мужественно отражал удары отборных фашистских войск Киев. В течении двух с половиной месяцев, с 11 июня по 19 сентября 1941 года, советские войска и народное ополчение сковывали здесь крупную группировку противника. Захват столицы Украины дорого обошелся оккупантам. Враг на подступах к городу потерял свыше 100 тысяч солдат и офицеров.

    Оборона Киева сыграла важную роль в срыве гитлеровского плана «молниеносной войны», задержав генеральное наступление противника на Москву.

    В условиях оккупации борьба с врагом не прекращалась. В городе и его окрестностях отважно действовали партизаны и подпольщики. В ходе наступательной операции войск 1-ого Украинского фронта 6 ноября 1943 года Киев был освобожден.

                                                             КЕРЧЬ

    20 октября 1941 года немецко-фашистские войска прорвали фронт на Перекопском перешейке, в результате чего Советским войскам пришлось отойти. Здесь шли ожесточенные бои. Враг потерял в них свыше 20 тысяч солдат и офицеров, но превосходство в силах было на его стороне. 16 октября 1941 года Керчь была оставлена нашими войсками, а 30 декабря того же года город вновь стал Советским.

    Ни с чем несравнимые испытания выпали жителям Керчи, когда 19 мая 1942 года город вторично был оккупирован фашистами. Заняв оборону, в подразделения Советских войск и жители города более 5-ти месяцев продолжали самоотверженную борьбу с многократно превосходящими силами противника. В ходе Крымской наступательной операции 11 апреля 1944 года Керчь была окончательно освобождена.  

                                                       

                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Виды словарной работы на уроках русского языка.

    Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие де...

    Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).

    В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...

    Виды словарной работы на уроках русского языка

    Статья поможет в работе учителям начальных классов при изучении словарных слов....

    Раздаточный материал для учителя и обучающихся при проведении словарной работы на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего обучения. Система Л. В. Занкова.

    Все словарные слова, написание которых предстоит усвоить второклассникам, для более успешного запоминания, сгруппированы по темам. Всего выделено 19 тем. Раздаточный материал распечатывается на каждог...

    Приёмы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

    Разнообразные приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка....

    Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения

    Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения...

    Проведение словарной работы на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ

    Одна из главных задач и проблем обучения детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные нарушения в развитии, - обучение русскому языку. Важнейшее условие их успешного речевого развития - обо...