использование алгоритмов на уроках русского языка в начальных классах
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Артеева Екатерина Яковлевна

   Проблемы выбора эффективных приёмов обучения  грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая  необходимость привлечения к процессу обучения современных технологий. Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создание новой системы работы, названной программированным  обучением, одной из составляющих которого, является алгоритмизация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Подготовила учитель начальных классов ГОШИ «Гимназия искусств При Главе республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова Артеева Е.Я. 2015 г.

Слайд 2

Грамматическая ошибка — показатель неумения решить грамматическую задачу. Мониторинг показывает, что учащиеся, которые хорошо помнят все правила, делают ошибки именно потому, что не знают, как эти правила применять, не знают соответствующих методов действий и рассуждений.

Слайд 3

Не зная общих методов решения грамматических задач, учащиеся не могут дать полного ответа на вопрос, что и в какой последовательности надо делать, чтобы распознать данное грамматическое явление.

Слайд 4

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе Мастер-класс по теме:

Слайд 5

Алгоритм это такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.

Слайд 6

Алгоритм – средство активизации познавательной деятельности, поэтому любое задание с применением алгоритмов всегда направляется на то, чтобы ученик мог разобраться в изучаемом материале, осознать связь явлений, закономерности их существования и взаимодействия.

Слайд 7

- способствует формированию и осознанию понятий, определений, правил. - фиксирует ход рассуждений; - заставляет анализировать каждую выполняемую операцию; - содействует развитию навыков логического мышления; - помогает осмыслить правило; - вооружает учащихся средствами самопроверки в случаях затруднения; Алгоритм:

Слайд 8

ВИДЫ АЛГОРИТМОВ ЛИНЕЙНЫЙ РАЗВЕТВЛЕННЫЙ ЦИКЛИЧЕСКИЙ

Слайд 9

Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени.

Слайд 11

Коза, лиса, пчела, котёнок, овца. П роверка

Слайд 12

П роизнесём или прочитаем слово. Поставим ударение. Вставим букву. Обозначим орфограмму. Выделим корень. Е сли в корне есть безударный гласный звук, подберём проверочное слово.

Слайд 13

1 шаг – произнесём или прочитаем слово. 2 шаг – поставим ударение; 3 шаг – выделим корень; 4 шаг - если в корне есть безударный гласный звук, подберём проверочное слово; 5 шаг – вставим букву; 6 шаг - обозначим орфограмму.

Слайд 14

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце» 1. Произношу слово. 2. Прислушиваюсь: есть ли ___________ согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю ________________. 3. Если это имя существительное, то определяю ________. 4. Делаю вывод. 1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего _____________. 2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Слайд 15

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце» 1. Произношу слово. 2. Прислушиваюсь: есть ли шипящий согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю часть речи . 3. Если это имя существительное, то определяю род . 4. Делаю вывод. Если это имя существительное женского рода , то после шипящего пишу ь . 2) Если это имя существительное мужского рода , то после шипящего ь не пишу .

Слайд 16

[ ца ] Правописание [ ца ] в именах сущ. и глаголах Ч.р. Сущ. Гл. - ца Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Ч.р. Сущ. - ца Гл. Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? - ться - тся - ться - тся

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе.

   Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.

Необходимо создавать такие условия, чтобы дети не испытывали затруднения при усвоении программного материала. Осознавали необходимость не только запоминания материала, но его осмысления, особенно это актуально на уроках русского языка и может  выливаться   в  неграмотное письмо.

Слайд 2.  Грамматическая ошибка - показатель неумения решить грамматическую задачу. Учащиеся, которые хорошо помнят все правила, могут  совершать  ошибки именно потому, что не осознают, как эти правила применять, не применяют соответствующих методов действий и рассуждений.

Слайд 3. Не осознавая общих методов решения грамматических задач, учащиеся не могут дать полного ответа на вопрос, что и в какой последовательности надо делать, чтобы распознать данное грамматическое явление.

   Проблемы выбора эффективных приёмов обучения  грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая  необходимость привлечения к процессу обучения современных технологий. Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создание новой системы работы, названной программированным  обучением, одной из составляющих которого, является алгоритмизация.

  В своей работе я поставила перед собой задачу организовать  использование алгоритмов на уроках русского языка.  Слайд 4.

С понятием алгоритма в программе «Школа 2100» дети знакомятся на уроке математики во 2 классе. И детям он объясняется как указанные действия и их порядок. Запись алгоритма на языке, понятном исполнителю, называется программой. Слайд 5

Слайд 6. Алгоритм - это такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении  задач  данного  типа  и  служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.

    Алгоритм не самоцель.  Он является…

Слайд 7. Алгоритм -  средство активизации познавательной деятельности, поэтому любое задание с применением алгоритмов всегда направляется на то, чтобы ученик мог разобраться в изучаемом материале, осознать связь явлений, закономерности их существования и взаимодействия.

Какова же роль алгоритма?

Слайд 8. (аним.).  - Алгоритм помогает осмыслить правило,

- он фиксирует ход рассуждений,

- заставляет анализировать каждую выполняемую операцию;

- содействует развитию навыков логического мышления,

- вооружает учащихся средствами самопроверки в случаях затруднения,

- способствует формированию и осознанию понятий, определений, правил.

Т.о. способствует формированию регулятивных и познавательных УУД.

Слайд 9. – Виды алгоритмов

  Линейный алгоритм — набор команд (указаний), выполняемых последовательно друг за другом.

  Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого  обеспечивается  переход на один из двух возможных шагов.

  Циклический алгоритм — алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия (одних и тех же операций) Над новыми исходными данными.

Слайд 10. Алгоритм применительно к уроку русского языка  можно задать несколькими способами:

словесным, то есть записью последовательности действий;

графическим, с помощью специальных графических символов;

табличным, и виде таблицы, в которой фиксируются этапы исполнения алгоритма и результаты исполнения.

Обучение алгоритмам можно производить по-разному.

Слайд 11.- Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений.

Слайд 12 (аним.) - Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени.

Я стараюсь организовать  учебный процесс в классе так,  чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися, т.к. второй способ считаю наиболее продуктивным. При этом, организуя работу по составлению алгоритмов, использую групповую или парную работу ведь,  в составлении алгоритма важно, чтобы участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила. Такая работа способствует также и формированию коммуникативных УУД.

Например.

Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова» (2 урок)

Первый урок  посвящается  знакомству с данной орфограммой. На втором уроке и последующих идёт отработка умения правильно писать слова с данной орфограммой.

Слайд 13. – Посмотрите на картинки, что на  них изображено? (Коза, лиса, пчела, кошка, котёнок, овца)

- Что общего? Какое слово лишнее? (кошка) Почему? (Гласная под ударением)

- А в остальных словах гласная вызвала сомнение. Почему? (безударная)

- К какому выводу мы пришли на прошлом уроке, если буква гласного вызвала сомнение? (её необходимо поставить  под ударение.)

- Что для этого необходимо  сделать? (Подобрать проверочное слово) Как это сделать? (Изменить слово или подобрать однокоренное слово)

- Запишите эти слова. (Коза, лиса, пчела, котёнок, овца)

- Проверим. Кто справился без ошибок?

- Не все. Почему? Правило правописания безударных гласных знаем? Тогда чему надо научиться? (Его применять.)

- И в этом нам поможет – алгоритм- порядок работы со словом, в котором есть безударная гласная.

- Ваша задача в паре составить алгоритм.

Слайд 14 – деформированный алгоритм.

- Начнём вместе. 1 шаг – произнесём или прочитаем  слово.

2 шаг – поставим ударение.

3 – выделим корень

4 - если в корне есть безударный гласный звук, подберём проверочное слово

5 – вставим букву

6 - обозначим орфограмму

- Дальше выполняются упражнения с использованием алгоритма.

- На данном уроке мы использовали линейный алгоритм.

Тема урока. «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

 В начале урока на этапе актуализации знаний дети снова столкнулись с тем, что не все записали слова грамотно, поэтому приходим к выводу, что помощником в применении правила будет алгоритм.

- На этом уроке учащиеся работали в группах, дописывая слова в  незаконченные предложения.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли шипящий согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю часть речи.

3. Если это имя существительное, то определяю род.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное женского рода, то после шипящего  пишу ь.

2) Если это имя существительное мужского рода, то после шипящего ь не пишу.

- Для работы дома выдаются всем готовые алгоритмы.

Слайд 15.

Тема урока. «Правописание [ца] в именах сущ. и глаголах» (опорные слова на карточке для тех кому трудно) (разветвлённый) 

Вывод.

Применение на уроках русского языка  в начальных классах схем и таблиц, в которых отражена заданная последовательность действий, способствует формированию прочных  грамматических навыков и ведёт к повышению орфографической грамотности учащихся.

     Поэтому, считаю, что обучение с использованием алгоритмов, является эффективным средством для обучения  школьников на уроках русского языка в начальных классах, так как и своеобразный репетитор-помощник, который приходит на «выручку» детям во время выполнения тренировочных упражнений.

Используемая литература:

  1. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие. В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.- Саратов. 2013 г.- 120 с.  
  2. Е.В. Архипова. Лингвистический тренажер по русскому языку. Правила, алгоритмы, тесты
  3. Виды алгоритмов  http://shkolo.ru/vidyi-algoritmov/
  4. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвящение, 2001.- 144 с.
  5. Алгоритмы на уроках русского языка. Кубакова Валентина Семеновна. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98667639

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

«Правописание [ца] в именах сущ. и глаголах»

     

«Правописание [ца] в именах сущ. и глаголах»

     



Предварительный просмотр:

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце»

1. Произношу слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю________________.

3. Если это имя существительное, то определяю ________.

4. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего  _____________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.

«Правописание [ца] в именах сущ. и глаголах»

     

«Правописание [ца] в именах сущ. и глаголах»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение алгоритма на уроках русского языка в начальной школе.

Пошаговая инструкция, описывающая порядок действий при изучении написания разделительного твердного знака и написание безударной гласной в безударных окончаниях глаголов....

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе

Использование алгоритмов на уроках руссого языка ведет к прочному усвоению знаний и развитию орфографической зоркрсти...

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе (презентация)

Алгоритм не самоцель, а способ получить прочные знания. В презентации представлены различные алгоритмы для развития грамотного письма...

Алгоритмы на уроках русского языка в начальной школе

Русский язык,  1-4 классы.  Алгоритмы  на уроках русского языка в начальной школе («Определение безударного окончания имени существительного единственного числа», «Правописание мяг...

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе

В статье объясняется актуальность и значимость использования на уроках русского языка алгоритмитизированного обучения....

Приёмы работы с алгоритмом на уроках русского языка в начальной школе.

В презентации показаны эффективные приёмы работы с алгоритмом на уроках русского языка в начальной щколе....

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся".

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся"...