Формирование личностных универсальных учебных действий младшего школьника средствами курса « Гражданское образование»
статья на тему
Курс "Гражданское образование"создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Таланова Лариса Владимировна, учитель начальных классов ЦО «Технологии обучения»
Формирование личностных универсальных учебных действий младшего школьника средствами курса « Гражданское образование»
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия делятся на 3 блока: 1)самоопределение;2)смыслообразование;3)нравственно-этическая ориентация.
Самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений (формирование Я-концепции, самооценка)
Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется (мотивационная сфера)
Нравственно-этическая ориентация - оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор (моральное сознание и поведение).
Одна из главных задач школьного образования - подготовить выпускника к самоопределению, которое понимается как личностное самоопределение ( какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду) и как профессиональное самоопределение.
Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее.
Личностное определение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,
Одной из составляющих самоопределения является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе оценку взрослого ребёнок правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, чтобы пересмотреть своё отношение к учению.
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны; внутренняя позиция ученика одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика.
Смыслы и мотивы учебной деятельности имеют важнейшую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации. Задача школы - формирование умения ставить цели и определять мотивы для её достижения.
Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. Личностные УУД (ЛУУД) обеспечивают развитие таких качеств личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Курс «Гражданское образование в начальных классах» способствует формированию личностных УУД у детей. Этот курс разработан преподавателями кафедры начального образования Нижегородского ИРО С.К. Тивиковой, Н.Н. Деменевой для 2-3 классов начальной школы и состоит из УМК «Кораблик» и «Жар-птица». По данному УМК курса «Гражданское образование» я работаю 12 лет.
Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода».
Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК «Кораблик» и «Жар-птица» связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.
На первом году обучения курсу гражданского образования при изучении темы « Дом, в котором мы живём» особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля, жители Земли, земляне; Родина, Отечество, государство, гражданин своей страны; Россия, россиянин; Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села. Таким образом, ребенок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.
При изучении тем « В путешествие по миру» и «В тридевятом царстве» уделяется внимание следующим понятиям: мир - земной шар, мир-согласие, сотрудничество людей разных стран, добро, честность, справедливость, взаимопомощь, нравственные ценности, законы дружбы. Здесь дети знакомятся с историей, культурой, обычаями и особенностями Америки, Индии, стран Европы, Азии, Африки.
В теме « Я и моя семья» большое внимание уделяется таким понятиям: социальные роли человека, братство, милосердие, дети и родители, родственники, семейные традиции, имя человека, самопознание, характер человека.
На втором году обучения по данному курсу и УМК «Жар-птица» главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.
На втором году обучения изучаются темы по четвертям: «Тепло родного очага», «Над Российскими просторами», «Живём мы по соседству», « Из страны детства в мир взрослых». Рассматриваются следующие основные понятия: предки, потомки, поколение, мировое древо, реликвия; малая родина, государство и его признаки; страны-соседи, культурный человек и т.д. Дети знакомятся со странами-соседями России – странами ближнего зарубежья, их культурой, особенностями, традициями и т.п. При этом дети осознают и особенности своей страны- России – в сопоставлении с другими странами. Знакомясь с традициями народов разных республик, учащиеся, т.о., больше узнают и о традициях россиян. Важным является и рассмотрение материала с разных точек зрения: страна глазами её народа и страна глазами россиян.
Основная тема 4-ой четверти второго года обучения курсу гражданского образования- «Человек и общество». Она рассматривается с разных сторон, с точки зрения различных социальных отношений: общение со знакомыми людьми, т.е. с ближайшим окружением; с незнакомыми людьми, отношение человека к самому себе. Для социализации – вхождения ребёнка в человеческое общество – ему необходимо не только учиться взаимодействовать с другими людьми, но и познавать самого себя, самосовершенствоваться.
Каждый урок гражданского образования, независимо от его типа, имеет свою внутреннюю структуру и логику. Но особенно важно выстроить эмоциональную драматургию урока. Поскольку курс гражданского образования предполагает не столько внедрение определенных ценностей и знаний в сознание ребенка, сколько организацию условий для их проживания и присвоения как основы нравственного формирования, то принципиально значимым на уроке является создание эмоциональной включенности ребенка в содержание урока. Важна эмоциональная целостность урока, которая может быть достигнута с помощью стихотворного, живописного или музыкального обрамления. Поэтому очень значимым является его продуманное начало и завершение, в результате которого у ребенка остаётся эмоциональный образ урока. Применяемые на каждом уроке презентации очень помогают добиться желаемого результата. По ходу урока первоначальные образы развиваются и углубляются на основе имеющихся у детей и вновь получаемых знаний. Может использоваться и игровые элементы, и проблемные вопросы, и другие интересные для детей задания. Например, игра «Устами младенца» (объясни слово).
На каждом уроке предполагается определенная эмоционально-смысловая кульминация как самая яркая его вершина. Это может быть притча или стихотворение, прочитанное учителем или подготовленные учащимися, представление выставки рисунков, звучание музыкального произведения, сюрприз, который появляется из ларца и т. п.
Урок гражданского образования не имеет жестко заданной структуры. Он, однако, включает несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различны :
- эмоциональное введение в мир урока;
- информационная часть: чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.;
- чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение;
- восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями, применение презентаций;
- выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, которые приводятся в тетради, учебнике или предложены учителем;
-выполнение коммуникативных заданий.
Таким образом, в процессе проведения урока сочетается работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (игровой, трудовой) в рамках учебной. При этом важно чередование этих элементов, разнообразие форм и методов работы, переход от информационной части урока к эмоционально-чувственной и коммуникативной, от игровой и практической деятельности – к учебной и наоборот.
При обработке диагностик, используемых в мониторинге по изучению уровня сформированности личностных УУД у учеников моих классов , получены следующие результаты:
2010-2011 учебный год
Компоненты | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Когнитивный (знаниевый) | 34,00% | 52,00% | 24,00% |
Аксиологический (ценностный) | 38,00% | 46,00% | 16,00% |
Деятельный (поведенческий) | 29,00% | 39,00% | 32,00% |
2011-2012 учебный год | |||
Компоненты | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Когнитивный (знаниевый) | 67,00% | 21,00% | 12,00% |
Аксиологический (ценностный) | 74,00% | 18,00% | 8,00% |
Деятельный (поведенческий) | 56,00% | 26,00% | 18,00% |
Данные результаты позволяют судить о повышении уровня сформированности личностных результатов после завершения курса «Гражданское образование» по всем компонентам: знаниевым, ценностным, поведенческим.
Литература
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2010. — 191 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. – М.: Просвещение, 2010.- 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-320047-1383018244.jpg)
Духовно – нравственное воспитание как фактор формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед школой главную цель: «Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-352760-1385230349.jpg)
Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников
Личностная диагностика в рамках перехода на ФГОС НОО позволит оптимизироватьработу по формированию и развитию личностных универсальных учебных действий....
Курсовая работа на тему "Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"
За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивает...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-324059-1382547654.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522781-1415638858.jpg)
Педагогический проект на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами игровой образовательной технологии»
ОглавлениеПаспорт проекта ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/03/picture-595729-1430650568.jpg)
Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами завершённой предметной линии «Математика».
Система заданий, способствующие развитию УУД на уроках или внеурочных занятиях по математике....