Разработка диагностических материалов
методическая разработка (1 класс) на тему

Шиленок Людмила Григорьевна

Материалы диагностики предполагают проведение обследования детей мигрантов, поступающих в российскую школу на первую ступень обучения. Разработанная диагностика имеет практическую направленность, позволяет организовать работу с детьми разных национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование словаря детей мигрантов, поступивших в 1-й класс

  1. Части предмета.    Слайд 1

        Педагог выкладывает перед учеником предметные картинки с изображением автобуса, дома (многоэтажного) и просит назвать предмет и все возможные его части. Необходимо, чтобы ученик указывал не только видимые части и детали, но и те, которых не видно на картинке. Дополнительные вопросы не задаются.

        Примерный перечень частей предметов:

Автобус - видимые части (колёса, фары, кабина, окна, двери и др.), невидимые части (мотор, сиденья, поручни, салон и др.).

Дом (городской или сельский) - видимые части (окна, этажи, дверь, крыша и др.), невидимые части (лифт, комнаты, почтовые ящики, двери внутренние, лестница  и др.).

Задание оценивается так:

« + » - ученик назвал видимые и невидимые части;

« +/- » - ученик назвал в основном только видимые части и 1-3 невидимые;

« - » - ученик назвал только видимые части предмета или не назвал ничего.

  1. Слова-обобщения.   Слайд 2 -5

Учитель предлагает ученику по четыре картинки к каждому обобщающему понятию и просит назвать их одним словом. Таким образом, выясняется, владеет ли ребёнок следующими понятиями: животные, растения, транспорт, мебель (одежда, посуда, профессии, движения).

Примерный перечень картинок:

Животные - рыба, ворона, корова, муравей; Растения - ромашка, берёза, рябина, тюльпан;

Транспорт - автомобиль, самолёт, корабль, автобус; Мебель - диван, стол, шкаф, стул.

Задание оценивается так:

« + » - ученик назвал все обобщающие понятия;

« +/- » - ученик назвал 2-3 обобщающих понятия;

« - » - ученик назвал только 1 обобщающее понятие или не назвал ни одного.

  1. Словарь глаголов.  слайд 6

Учитель предлагает ученику сюжетную иллюстрацию или 7-10 предметных картинок с явным движением предмета (птица летит, машина едет, девочка улыбается, мальчик рисует, бабушка вяжет, идёт дождь, летит снег

Задание оценивается так:

« + » - ученик правильно назвал все глаголы;

« +/- » - ученик назвал только половину предлагаемых глаголов;

« - » - ученик назвал 3 глагола и меньше.

  1. Словарь признаков. Слайд 7

Обследование проводится в устной форме без наглядного материала и в виде игры «Скажи по-другому». За основу взяты относительные прилагательные(5-6). Сначала учитель говорит,  из чего сделан предмет (ваза из стекла), а ученик должен сказать -  стеклянная ваза. Учитель может помочь ученику, назвав одну пару словосочетаний самостоятельно для примера.

Примеры слов: Кувшин из глины - глиняный кувшин;Мост из камня - каменный мост;Воротник из меха - меховой воротник;Кораблик из бумаги - бумажный кораблик; Стол из дерева - деревянный стол;Клетка из металла - металлическая клетка.

Задание оценивается так:

« + » - ученик правильно назвал все 5-6 прилагательных;

« +/- » - ученик назвал только половину предлагаемых прилагательных;

« - » - ученик назвал 2 и менее прилагательных.

  1. Антонимы. Слайд 8

Обследование проводится в устной форме без наглядного материала.

Учитель называет слова, ученик подбирает пару с противоположным значением (можно несколько примеров назвать учителю для оказания помощи ученику - бежать - стоять, молчать - разговаривать).

Учитель:  лежать        открыл  вошёл     плакать        утро        холод        день        весёлый        прямой                мокрый        Задание оценивается так:

« + » - ученик правильно назвал все 8-10 антонимов;

« +/- » - ученик назвал только 5-7 антонимов;

« - » - ученик назвал менее 5 антонимов.

Обследование грамматического строя речи детей мигрантов, поступивших в 1 класс

  1. «Один - много». Слайд 9-10

        Учитель показывает ученику карточку с парными картинками: один предмет и много предметов. Ученик должен назвать, что нарисовано на карточке. Учитель предлагает 5-6 карточек.

Примеры карточек: дерево - деревья, стул - стулья, яблоко - яблоки, лист - листья,  дом - дома, книга - книги и

Задание оценивается так:

« + » - ученик назвал правильно 5-6 слов;

« +/- » - ученик назвал 3-4 слова правильно;

« - » - ученик назвал только 2 и менее слов.

  1. «Чего не стало?» слайд 11

        Учитель использует предметные картинки с изображением нескольких одинаковых предметов и задаёт вопрос ученику «Чего нет?» или «Чего не стало?»

Примеры картинок: Стулья -  нет стульев; Ягоды - нет ягод; Машины - нет машин; Деревья - не стало деревьев; Собаки - нет собак; Дома - нет домов.

Задание оценивается так:

« + » - ученик назвал правильно 5-6 слов;

« +/- » - ученик назвал 2-4 слова правильно;

« - » - ученик назвал только 1 и менее слов.

  1. «Назови ласково». Слайд 12

        Учитель предлагает ученику предметные картинки и просит назвать предметы ласково. Например, стол - столик, кровать - кроватка.

Примеры картинок: корабль, стул, книга, белка, сумка, лодка и др.

Задание оценивается так:

« + » - ученик назвал правильно 5-6 слов;

« +/- » - ученик назвал 2-4 слова правильно;

« - » - ученик назвал только 1 и менее слов.

  1. «Сколько чего?»  слайд 13

        Учитель использует карточки с несколькими одинаковыми предметами и спрашивает «Сколько …?» Например, «Сколько карандашей?» - пять карандашей, три карандаша и т.д.

        Примеры карточек: Два дерева, пять деревьев; Одна книга, три книги; Три яблока, пять яблок;

Два стула, пять стульев; Три самолёта, пять самолётов;

Задание оценивается так:

« + » - ученик назвал правильно 5 пар слов;

« +/- » - ученик назвал 2-4 пары слова правильно;

« - » - ученик назвал только 1 пару и менее слов.

  1. «Прятки». Слайд 14

        Обследование можно проводить по сюжетной иллюстрации, а можно демонстрировать положение какого-нибудь предмета (например, тетради или ручки) непосредственно перед учеником. Вопросы задаются ученику такие, на которые он отвечает, используя предлоги. Всего ученику предлагается ответить на 4 вопроса.

        Примерные вопросы:

        Куда положили карандаш?  (Карандаш положили между тетрадями).

        Где лежит портфель?   (Портфель лежит под столом).

        Откуда выглядывает щенок?     (Щенок выглядывает из-под стула).

        Откуда выскочила мышка?     (Мышка выскочила из-за шкафа).

        

Задание оценивается так:

« + » - ученик назвал правильно 4 предлога;

« +/- » - ученик назвал 2-3 предлога;

« - » - ученик назвал только 1 предлог или менее.

Обследование связной речи детей мигрантов,поступивших в 1 класс МОУ СОШ №4 (2008-2009 уч.г.)

        

  1. «Расскажи мне сказочку». Слайд 15 -16 -17

Для проведения диагностики требуются наборы картинок по сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Лиса и волк».

Картинки раскладываются перед учеником в произвольном порядке. Учащемуся необходимо последовательно выстроить ход сказки, затем рассказать её.

Задание оценивается так:

« + » - ученик правильно определил последовательность повествования и смог пересказать сказку (допускаются незначительные ошибки при пересказе);

« +/- » - ученик допустил одну ошибку в последовательности картинок и неточно пересказал сказку;

« - » - ученик допустил 2 и более ошибки в последовательности картинок и не смог дать пересказ.

  1. Описание предмета. Слайд 18

        Для проведения обследования учитель готовит несколько предметных картинок с изображением животных (по одному на картинке). Ученику предлагается на выбор дать описание животному. При ответе ученика учитываются все признаки, по которым можно дать описание животного (размер, окрас, особенности строения тела, повадки).

        Примерные картинки с изображением животных: лиса, заяц, белка, волк, собака, кошка, корова и др.

Задание оценивается так:

« + » - ученик правильно назвал животное и дал его описание в полном объёме (допускаются незначительные ошибки в описании или последовательности);

« +/- » - ученик правильно назвал животное; описание даёт односложными словами, непоследовательно, заменяет слова показом признаков на картинке;

« - » - ученик не может назвать животное; перечисляет очень малое количество признаков или отходит от описания изображённого предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...