Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида
материал на тему

 Пономаренко Юлия Александровна

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  речи как средство развития коммуникативных умений

и социальных навыков учащихся школы VIII вида

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетентности, позволяющей адаптироваться в обществе. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их речевая пассивность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации школьников.   

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывает у детей с интеллектуальными нарушениями затруднения в общении с окружающими людьми. В.Г.Петрова справедливо замечает, что умственно отсталый ребёнок, владея в той или иной степени речью, «… редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно».

Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь детей с интеллектуальными нарушениями приводит к её совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на её развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.

Развитие речи является одной из основных задач обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Наши дети страдают нарушениями речи, которые в свою очередь тормозят их развитие. Это дислалия, дизартрия, алалия. Всё это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Несмотря на это учащиеся должны овладеть необходимыми навыками устной и письменной речи. Ведь речь – это средство общения между людьми, средство воздействия на других людей. Для того чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушающего, ученик должен обладать достаточным запасом слов. Скудность словаря делает речь бесцветной, однообразной, иногда непонятной окружающим. Поэтому обогащение словаря учащихся - задача первостепенной важности.

Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые способы для формирования внимания, памяти и воображения, мышления и действия».

Речь учащихся должна быть правильной и точной. Под правильностью речи понимается верное употребление грамматических форм слов, правильное произношение слов и согласование их в предложении. Ясность и чистота, связность и образность - основные требования к речи учащихся. В коррекционной школе в связи со спецификой состава учащихся занятия по развитию речи особенно важны. Бедность словаря детей с интеллектуальной недостаточностью, неумение использовать имеющийся запас слов, трудность усвоения ими новых слов - всё это заставляет уделять много внимания занятиям по развитию речи. Устная речь учащихся примитивна, шаблонна, недостаточна точна. Речи учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, избегают употреблять прилагательные, но зато часто употребляют слова он, она, тут, там, вот.

Учитывая это, я организовываю работу так, чтобы преодолеть эти недостатки. Даю больше  упражнений для устных и письменных изложений, а так же стараюсь разнообразить тематику и виды упражнений. Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся тщательно продумывали свою речь не только в отношении содержания, но и понимания.

Моя работа тесно связана с учителями русского языка и чтения и цель нашей работы – раскрыть пути развития речи обучающихся с ВОЗ.

Мы ставим перед собой задачи:

1. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

2. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.

3. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи, выработка умения связно и логично излагать свои мысли.

Среди разнообразных упражнений, которые я применяю на занятиях значительное место занимают лексические упражнения, которые не только расширяют активный словарь учащихся, но и воспитывают у детей интерес и любовь к родному языку.

Так, шестиклассники, выполняя упражнения на образование слов с разными корнями, но одинаковыми приставками или суффиксами, постигают доступные им значения словообразовательных морфем.

Я провожу работу по активизации словаря учащихся. Школьники встречаются с изучаемыми словами в серии различных упражнений – как устных, так и письменных. Среди них большое место занимают словарно-логические и словарно-грамматические. Эти задания особенно важны для введения слова в процесс общения, так как именно предложение и текст являются единицами коммуникативного уровня.

Работа над предложением - важнейшее звено в развитии речи    умственно отсталых учащихся. Школьники младших классов преимущественно пользуются примитивными по содержанию, простыми, малораспространенными предложениями, приводящими к непонятному выражению мысли или полному ее искажению, старшеклассники увеличивают количество используемых при этом слов, в их речи появляются более сложные предложения, однако недостатки, присущие ученикам младших классов, сохраняются. Например, ученица 6-го, пересказывая текст о том, что девочка, уплывшая далеко от берега и заметившая это, стала тонуть от испуга, передает его содержание следующим предложением: Когда она увидела, она перепугалось и стала тонуть. Аморфность содержания и нарушение синтаксиса сложного предложения проявляются в данном примере достаточно четко.

Для расширения представлений о предложении провожу следующие виды заданий:

а) выделение в тексте и составление предложений, различных по интонации, их правильное прочтение;

б) распространение предложений путем введения нескольких слов одной грамматической формы, например, прилагательных (Дует ветер. Дует какой ветер?).

в) выделение в тексте предложений с однородными членами, сложных, простых предложений, их дифференциация и правильное интонирование;

г) работа с деформированными предложениями;

д) творческие упражнения, когда учащимся предлагается составить предложение по картине («Ответьте, как встретила мама известие о двойке сына»), по опорным словам (ветер, деревья), по заданию («Составьте предложение об облаках в солнечную тихую погоду»);

Цель данных упражнений – усилить контроль учащихся за лексико-грамматическим оформлением предложения.

У учащихся ОВЗ нарушены и диалогическая и монологическая речь. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот не выражают заинтересованности в получении информации.

Все свои занятия я начинаю с беседы. Беседа  может быть непринужденной, не стесненной строгими рамками полных ответов на вопросы вместе с тем я требую от ребят полных ответов на вопросы.

Так же  не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов самими учениками – одна из форм выражения речевой активности.

Нужно создавать ситуации, стимулирующие активность детей и побуждающие их к общению друг с другом и с окружающими людьми. В работе использую сюжетно-ролевые игры. В процессе игровой деятельности происходит взаимодействие взрослого и ребёнка, формируются определённые игровые умения и навыки, происходит развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

С неговорящими учащимися стараюсь добиться звукоподражаний. Для развития подражательной речи, вызывания эмоционального отклика, непосредственного интереса к звучащей речи использую логоритмические,  фоноритмические упражнения, способствующие развитию общих движений,  памяти, внимания, чувства ритма, развитию мелкой моторики, речевого дыхания,  силы голоса и т.д.

Проигрывая различные ситуации, дети постепенно решают жизненные задачи, с которыми они сталкиваются в быту. Усвоение детьми знаний, приобретаемых умений в игровой форме происходит гораздо лучше, чем просто со слов учителя. Самостоятельно овладеть игровым действием дети не могут, поэтому в процесс обучения включены обучающие игры, которые направлены на формирование у детей предметно игровых действиям. Дети учатся выполнять действий по подражанию, следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить поражения, переживать успех. Сюжеты игр носят разнообразный характер и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка, его желаний и возможностей. Более доступными для детей являются сюжетно-ролевые игры бытовой тематики. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначения, способствуют формированию навыков самообслуживания, пробуждают интерес к бытовому труду людей.

Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.

Я как логопед ежедневно работаю по исправлению недостатков речи и обогащению словарного запаса учащихся и прошу всех вас следить за речью учащихся и помогать мне в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Рабочая программа по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по развитию устной речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Основные направления развития речи учащихся школы VIII вида

В статье раскрываются основные задачи  развития речи учащихся школы VIII вида....

Формирование естествоведческих представлений у учащихся школы VIII вида

В работе рассмотрено понятие представления, формирование естественнонаучных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, сделаны выводы о правильности подбора учебного материала для ф...

Предупреждение и коррекция дисграфии у учащихся школ VIII вида

Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии возрастает в связи с тем, что в последние годы в школу поступает все большее количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы по...