Предупреждение и коррекция дисграфии у учащихся школ VIII вида
статья по логопедии (4 класс)

Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии возрастает в связи с тем, что в последние годы в школу поступает все большее количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы по русскому языку и чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение и коррекция дисграфии у учащихся школы VIII вида

С каждым годом увеличивается количество обучающихся школ VIII вида, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом. Поэтому логопедические занятия являются чрезвычайно важными для преодоления этой проблемы.

Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии возрастает в связи с тем, что в последние годы в школу поступает все большее количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы по русскому языку и чтению. Часто это обусловлено недоразвитием фонематического слуха и восприятия, что вызывает затруднения в дифференциации слов, близких по звучанию, в усвоении способов словообразования и словоизменения, а это приводит у некоторых детей к торможению развития лексико-грамматической стороны речи. В результате чего формируется дисграфия.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Выделяют следующие виды дисграфии:

– артикуляторно-акустическая – связана с не различением ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребенка, замены в устной речи одних звуков другими;

– на почве фонемного нераспознавания – связана с не различением или недостаточным устойчивым различием некоторых акустически близких звуков на слух;

– аграмматическая – связана с несформированностью грамматических систем;

– оптическая – связана с трудностью зрительного различия буквенных знаков;

– на почве нарушения языкового анализа и синтеза – связана с нарушением различных форм звукового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Чаще на логопедические занятия в школе VIII вида приходят дети со сложной дисграфией. Поэтому приходится в своей работе осуществлять комплексный дифференцированный подход в процессе коррекции ошибок чтения и письма у обучающихся. Строить своё занятие с учётом направлений по коррекции всех видов дисграфии, имеющих место у каждого конкретного ребёнка.

Речевые нарушения данной категории учащихся носят системный характер, то есть речь страдает как целостная функциональная система. Нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй речи. В различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения.

Нарушения письменной речи у обучающихся являются очень распространёнными и имеют стойкий характер, они с большим трудом устраняются. Это обусловлено недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, особенностями организации психической деятельности. Поэтому необходимо уделять особое внимание проблеме профилактики нарушения письменной речи. Необходимо своевременно выявлять и преодолевать расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы обучения.

Коррекция речевых нарушений осуществляется на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, имеющими выраженные нарушения письменной речи. Обучение в условиях коррекционного учреждения предполагает организацию длительной, поэтапной логопедической помощи детям с речевыми нарушениями. В первом классе первостепенное значение отводится коррекции произносительной стороны речи, во втором – формированию фонематических процессов, в третьем – развитию лексико-грамматического строя речи, в четвертом – формированию связного высказывания, в пятом - обогащению словарного запаса. В шестом – эти первоначальные представления обобщаются и закрепляются, в 7 классе даётся понятие о единообразном написании, например: звонких и глухих согласных в корне, идёт закрепление словообразовательных моделей.

Дисграфия у детей с нарушением интеллекта сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.

Симптоматика дисграфии при целенаправленном коррекционнологопедическом воздействии постепенно сглаживается, но не исчезает совсем.

Система логопедических занятий для обучающихся школы VIII вида построена с учетом специфики основного дефекта детей и предусматривает поэтапное устранение речевых недостатков обучающихся

I этап. Устранение пробелов в различении звуковой стороны речи (развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), закрепление зрительного образа буквы, сопоставление ее со звуком. Дифференциация звуков в устной и письменной речи.

II этап. Уточнение имеющегося запаса слов, дальнейшее обогащение словаря, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

III этап. Формирование и развитие связной речи.

IV этап. Развитие связной речи.

Таким образом, направления логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи разнообразны. Каждая форма дисграфии имеет специфические особенности и свою специфику коррекционной работы. Но основными задачами коррекции нарушений письменной речи являются: развитие правильного звукопроизношения, фонематического слуха, зрительного и слухового анализа и синтеза, развитие связной речи, которые служат одной цели: развитие грамотного письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и развитие познавательных процессов у учащихся на уроках в специальной школе VIII вида

Учебные программы специальных школ VIII вида предусматривают наряду с сообщением необходимых знаний учащимся максимальное развитие у них познавательных процессов. Педагог должен в своей практической р...

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые способствуют совершенствованию и развитию навыка осознанного качественного чтения, помогают ре...

Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.

В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в...

Основные направления развития речи учащихся школы VIII вида

В статье раскрываются основные задачи  развития речи учащихся школы VIII вида....

Формирование естествоведческих представлений у учащихся школы VIII вида

В работе рассмотрено понятие представления, формирование естественнонаучных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, сделаны выводы о правильности подбора учебного материала для ф...

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида...