Педагогический проект
методическая разработка (4 класс)

Брагинец Жанна Яковлевна

Программа ««Математика с удовольствием» предназначена для работы с детьми 4  класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

  Ценность математики в том, что она содержит укрупненные единицы информации, которые развивают человека разумного в еще более разумного - в индивидуально мыслящую личность с индивидуальными особенностями поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы внеурочной деятельности

 «Математика с удовольствием»

(возраст: 9-10 лет, срок реализации: 1 год)

 

 

Пояснительная записка

     Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, которая ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области. Программа ««Математика с удовольствием» предназначена для работы с детьми 4  класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

  Ценность математики в том, что она содержит укрупненные единицы информации, которые развивают человека разумного в еще более разумного - в индивидуально мыслящую личность с индивидуальными особенностями поведения.

 В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к математике. Безусловно, решение задач – это трудоёмкий процесс, требующий временных затрат, сосредоточенности, а приобщение к математике – поэтапное постоянное усилие, направленное на совсем маленького ребёнка и корректируемое в процессе его взросления.

    Еще совсем недавно ценность математики у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Так как же заинтересовать? Ответ лежит на поверхности. Работать над повышением мотивации в учении, чтобы интерес и радость стали неотъемлемой частью познания нового.

Учитывая основные задачи развития образования в регионе, роль начальной школы в формировании умения решать задачи, как надпредметного навыка возрастает.

 Программа разработана с учетом требований образовательной программы.

     Актуальность программы обусловлена  тем, что математика в начальной школе выступает и как предмет, и как средство для изучения смежных дисциплин. В дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы, что соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС начального общего образования.  

   Новизной программы является  групповая игра-соревнование - интересная и природосообразная форма работы, способствующая формированию и развитию у младших школьников интереса к самостоятельному решению новых задач. Игра-соревнование при этом выполняет несколько функций. Её проведение позволяет учителю определить степень усвоения и уровень понимания содержания задач обучающимися и класса в целом. Игровая форма контроля снимает напряжение, обычно возникающее в ходе проверки знаний, а соревнование стимулирует каждого обучающегося участвовать, решать, добиваться желаемого результата.

Цель: формирование устойчивой положительной мотивации к математике.

 Задачи:

-создать  условия для реализации математических умений

-сформировать устойчивый, осознанный  интерес к решению задач, как процессу получения новых знаний

-научить использовать приобретаемые знания для решения жизненных задач

Общая характеристика курса

Курс «Математика с удовольствием» способствует развитию мышления, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-мыслителя. Занятия помогут решать задачи математического, логического и творческого развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как решение задач для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность занятий с основным курсом математики позволяет проводить в системе работу по обогащению математического опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). Все это положительно сказывается на качестве знаний учащихся по всем предметам, развивает у учащихся  творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах, формируя тем самым положительную мотивацию к учению.

Форма организации занятий носит практико-ориентированный характер: командные математические состязания,  математические конкурсы-кроссворды, уроки - путешествия по стране Нерешенных Задач, проекты, встречи с представителями разных профессий. Что создаст условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения.

Сроки реализации программы: 1 год (4-й класс).

Место факультатива в учебном плане

     Данная программа ориентирована на детей 4 классов общеобразовательной школы (34 часа из расчёта 1 занятие в неделю).

Ценностные ориентиры содержания факультатива  «Математика с удовольствием»

 Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в обществе.

          Владение математическим языком, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения).

Осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Планируемые результаты

       В результате освоения программы курса «Математика с удовольствием» формируются следующие  умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты

- целостное восприятие окружающего мира

-развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения

- заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

- рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими

-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

 - установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

 Метапредметные результаты

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления

 - овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата

- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач

- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета)

 - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

- определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Для оценки подведения результатов деятельности используется портфолио, как  эффективное средство развития у школьников навыков критического мышления и получения реальной самооценки. Несмотря на индивидуализированный подход при выборе заданий, результаты выполнения которых нуждаются в основном в экспертных оценках, портфолио обеспечивает достаточно объективную информацию о качестве учебных достижений. Это связано с тем, что процесс их проверки предельно стандартизируется, четко определяются критерии оценки достижений, вырабатываемые в сотрудничестве с учащимися, обеспечиваются самостоятельными работами учеников.

   Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации творческих проектов, участие в конкурсах, математических  олимпиадах, фестивалях, чемпионатах.

Календарно-тематическое планирование

4 класс- 34 часа.

Тема

Количество часов

Форма занятия

Вид деятельности

1

«Из истории возникновения задач».

1

Устный журнал

Презентация самостоятельно составленных веселых задачек

2

Устный журнал «Твоя математичес-кая полка».

1

Занятие в библиотеке

Обзор математических сборников

3

Что такое «логические задачи»

1

Библиотечный урок

Самостоятельная работа по составлению логических задач

4-5

«Забавные задачки от кота Потряскина»

2

 Командная игра

Творческая работа в группах

6-7

«Большой город преподносит серьезные задачи»

1

Виртуальная экскурсия

Подготовка: чертежи к задачам.

Обмен впечатлениями.

8

«Математичес-

кая гостиная»

1

Встреча с интересными людьми.

Приглашает библиотека. Составление задач  с героями, заимствованными из прочитанных книг

9

«Задачки кота Потряскина»

1

Устный журнал

Составление  математических кроссвордов, презентация

10-15

Тренажеры от кота Потряскина

6

Командная игра

 Подготовка и проведение мероприятия «Турнир счетоводов»

16-17

Сочиняем математичес-кие сказки

2

Проект

Дети сочиняют задачу-сказку по предложенному началу, оформляют и презентуют.

18-19

Математичес-

кая игра по книге

А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

2

Математичес-

кая игра

Составление арифметического лото. Презентации рабочих групп.

20-21

Зачем нам нужен быстрый счет?

2

Математичес-кая конференция

Подготовка и проведение конференции.

Работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.

22-23

Конкурс на составление самой веселой задачи

2

Конкурс

Подготовка и участие в математическом конкурсе

24-25

Математичес-кая конференция «Зачем нужна математика  в компьютерный век?»

2

Математичес-кая конференция

Подготовка и проведение конференции.

Работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.

26-27

«Задачи в профессии»

2

Виртуальная экскурсия.

Проект

Поиск информации. Подготовка текстов задач в группах.

28-30

«Путешествие по лесу»

3

Составление задач о животном мире

Подготовка заданий по  содержанию задач творческими группами

31-33

Математичес-кая

игра «Эрудит»

3

 Интеллектуальная игра

Подготовка и заключительная игра по пройденному материалу

34

Итоговое занятие. Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться.

1

Представление своих творческих задачников

Презентации проектов.

Выступления, подведение итогов.

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей.

Используемая литература

1.Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителя. Москва,2010.

5.Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. Омск,2005.

6.Нессонова О.А. Организация проектной деятельности. Волгоград,2009.

7.http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37331

8. http://900igr.net/fotografii/matematika/Professii-svjazannye-s-matematikoj/013-TSennost-matematiki.html

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...