Познавательная активность школьников в применении различных методов обучения в начальной школе
материал по теме

Выпускная квалификационная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr.docx118.25 КБ

Предварительный просмотр:

Выпускная квалификационная работа

Познавательная активность школьников в применении различных методов обучения в начальной школе

Содержание

Введение        

Глава 1.  Сущность формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения        

1.1        Понятие «познавательная активность». Уровни познавательной активности        

1.2        Роль личности учителя в формировании познавательной активности младших школьников        

Глава 2. Характеристика основных методов обучения в начальной школе и их роль в формировании познавательной активности.        

2.1 Общие представления о методах обучения        

2.2 Роль методов обучения в формировании познавательной активности младших школьников        

Глава 3. Исследование влияния активных методов обучения на познавательную активность школьников        

3.1 Описание методики исследования констатирующего эксперемента        

3.2 Организация формирующего эксперимента        

3.3 Описание контрольного эксперимента        

Заключение        

Список литературы        

Приложения        

Введение

Проблема познавательной активности – одна из главных и важных проблем педагогики. Педагоги и психологи пытались и пытаются ответить на вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться.

 В условиях современного общества неповторимую актуальность приобретает вопрос развития творческого потенциала личности, умения разбираться в современных жизненных условиях, поэтому важно в период младшего школьного возраста формировать познавательную активность.

Именно младший школьный возраст – этап, когда содержательно формируются свойства личности, закладываются основы для раскрытия уникальности и неповторимость ребенка, развития его познавательной активности. С началом школьной жизни у детей расширяется восприятие окружающего мира, обогащается сфера их общения, усиливается внутренняя необходимость в самостоятельной познавательной деятельности.

Эта проблемааи  сегодня остаётся крайне актуальной. Быстро меняется жизнь, так же быстрооменяются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе. Поэтому необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами pаботы.  

Проблема формирования познавательной активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимание великих ученых. Своими корнями история формирования и развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Так, великий чешский педагог и мыслитель XVII века Я. А. Коменский считал проблему формирования познавательной активности одной из основополагающих при формировании личности обучающегося: «юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, то есть чтобы разумное существо – человек – приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивал в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [10, с. 34].

Опираясь на идеи Я. А. Коменского, английский философ и педагог Джон Локк теоретически обосновал необходимость целенаправленной деятельности педагогов  по развитию процесса познания у обучающихся: «К вещам, которые поставленному в тупик взгляду кажутся очень неясными с далекого расстояния, следует приближаться осторожно и размеренными шагами и сначала рассматривать то, что в них наиболее заметно, доступно и видно. Расчлените их на отдельные части и затем в соответствующем порядке сведите все, что должно быть узнано относительно каждой из этих частей, к ясным и простым вопросам. Тогда все, что считалось темным, запутанным и слишком трудным для наших слабых способностей, раскрывается перед нашим разумом...» [11, с. 123].

Фоpмиpование познавательной активности школьников – одна из  самых актуальных пpоблем  на совpеменном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе обучения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подpастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном пpодвижении и поэтому актуальность существующей пpоблемы определила выбоp темы данной работы.

Тема нашего иccледования – формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения.

Объект исcледования – познавательная  активность младших школьников.

Предмет иccледования – pоль методов обучения в  фоpмировании познавательной активности в процессе обучения младших школьников.  

Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы обучения, способствующие формированию познавательной активности младших школьников в процессе обучения.

Задачи:

  1. раскрыть сущность и структуру понятия “познавательная активность”;
  2. рассмотреть условия формирования познавательной активности обучающихся;
  3. проанализировать уровни познавательной активности обучающихся;
  4. раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников;
  5. дать общее представление о методах обучения;
  6. раскрыть роль методов обучения в формировании познавательной актвности младших школьников;
  7. исследование влияние активных методов обучения на познавательную активность школьников.

Гипотеза: мы предполагаем, что применение активных методов обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности младших школьников.

База исследования:  

Методы исследования:

1)теоретические (теоретический анализ, теоретический синтез, цитирование, составление библиографии, конспектирование);

2)эмпирические (педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный);

3)математические (ранжирование, шкалирование, методы математической статистики).


Глава 1.  Сущность формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения

  1.  Понятие «Познавательная активность». Уровни познавательной активности

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Прежде всего обратимся к ключевому понятию темы, рассмотрим, что же такое познавательная активность.

Познавательная активность – сложное понятие. Она может рассматриваться со стороны субъекта (личности), со стороны качественных особенностей самой деятельности, наконец, со стороны объекта. Как личностное образование познавательная активность характеризуется через систему приобретаемых устойчивых мотивов, в рамках которой особую роль начинают играть познавательные интересы [21, с. 212].  

Существует достаточно много определений познавательной активности. Рассмотрим различные толкования понятия «познавательная активность».

Познавательная активность – готовность (способность и стремление) к энергичному овладению знаниями при упорных систематических волевых усилиях (Н. А. Половникова) [15, с. 38].

Познавательная активность – проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим предметам и явлениям (Л. П. Аристова) [15, с. 38].

Познавательная активность – волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности (Р. А. Низамов) [15, с. 38].

Познавательная активность – проявление потребности жизненных сил обучающихся (Г. И. Щукина) [15, с. 38].

Познавательная активность – качество деятельности, в котором проявляется личность обучающегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизировать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей (Т. И. Шамова) [15, с. 38].

В педагогическоййпрактике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельностииученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которыессмогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работатььнад учебной задачей. «Смертный грех учителя - быть скучным» - писал Ф.Гербарт [31]. Этот афоризммчасто определяет понимание учителем места познавательного интереса в обучении, который рассматриваетсяяим как инструмент оживления учебного процесса, находящийся в его руках.

Такоййподход к познавательномууинтересу каккк внешнему стимулу обучения может иметь основания. Действительно, если из окружающего мира человек отбирает далеколне все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме.

Г.И. Щукина, специальнощзанимавшаяся исследованием познавательной активности в педагогике,лопределяет его следующим образом: «познавательный интерес выступаеттперед намиикаккизбирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями»[26].

Нужно, чтобы ребёноккпонимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членоммобщества, достойным его представителем, защитником своей Родины и т.д., что учиться – долг ребенка. Это бесспорно, это категорически так. Теммне менее такое требование для ученика начальной школы является ещё абстрактным. Оно абстрактно ещё и потому, что сводит весь вопрос к вопросу о понимании, знании ребенком того, зачеммнадо учиться. В действительности понимание этого – только предпосылка, условие сознательности учения. Можно ли объяснить ребёнку, почему необходимо учиться? Конечно, можно.иИ это можно и нужно сделать достаточно полно, достаточно подробно.  Ведь дажеемладший школьник способен понять, способен сам толково и убедительно рассказать об этом [4, с. 52].

Познавательная активность означает интеллектуальный отклик на процесс познания, стремление обучающегося к учению, к выполнению общих индивидуальных заданий [15, с. 39].

Согласноорезультатам исследования В.А. Коротаевой, познавательная активность связана с укреплением субъектной позиции обучающегося. 

Анализ этиххпозиций позволиллисследователю В. А. Коротаевой условно выявить четыре основных типа познавательной активности и выработать тактику(ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развитияяпозиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности:

  • нулевая активность (выраженная объектная позиция);
  • ситуативная активность (преимущественно объектная позиция);
  • исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция);
  • творческая активность (выраженная субъектная позиция) [30].

В психолого-педагогической литературе нет единого, общепринятого подхода к классификации уровней познавательной активности.

И.Т. Огородников выделил два основных уровня познавательной активности: воспроизводящая и творческая активность [12, с. 65]. Первый уровень характеризуется кругом знаний и сложившимися методами изучения программного материала. Творческий уровень предполагает расширение и углубление знаний, применение наиболее совершенных методов изучения программного материала.

Аналогичные уровни познавательной активности выделил и И.И. Родак. Воспроизводящая активность, по его мнению, нацелена на восприятие, понимание и сохранение в памяти знаний и практическое применение умений. Творческая активность связана с задачами и проблемными ситуациями, требующими их исследования и решения [20, с. 70]. И воспроизводящая, и творческая активность взаимно дополняют друг друга, находясь в единстве: «Знания, умения и навыки, приобретаемые школьниками в процессе усвоения программного материала, питают его творческую активность; в то же время творческая деятельность способствует более вдумчивому, сознательному и глубокому усвоению учебного материала» [20, с. 72].

Наиболее развернутую характеристику уровней познавательной активности произвела Т.И. Шамова, которая разграничила воспроизводящую, интерпретирующую и творческую познавательную активность. Воспроизводящий уровень познавательной активности характеризуется автором как стремление понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом применения знаний по образцу. Интерпретирующий уровень познавательной активности характеризуется стремлением ученика к осмысленному изучению материала, проникновением в сущность явлений, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческий уровень познавательной активности характеризуется интересом и стремлением не только глубоко проникнуть в сущность явлений, но и найти для этой цели новый способ действия [24, с. 52].

Диагностика уровня познавательной активности обучающихся с позиции  Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой представлена в таблице 1.

Таблица 1

Уровни познавательной активности

Уровни познавательной активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

Низкий уровень

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»

Средний уровень

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Высокий уровень

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует большое разнообразие взгладов учёных на понятие «познавательная активность». Одни авторы рассматривают познавательную активность как черту личности, а  другие как деятельность. Но эти подходы нельзя отрывать друг от друга, а использовать их в единстве, что позволит выработать единую точку зрения на понятие «познавательная активность». Главной целью познавательной активности является повышение качества учебно – воспитательного процесса. Для себя мы определяем познавательную активность, как изменяющееся свойство личности, которое означает огромную убежденность ребенка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании результата деятельности, готовности к активным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.  Так же и с уровнями. Не существет единой классификации, но с точки зрения количественного измерения обычно выделяют три уровня: восокий уровень, средний и низкий.

  1.  Роль личности учителя в формировании познавательной активности младших школьников

Учитель дoлжен иметь все шансы, чтобы пробудить в pебенке те скрытые «сокровищa», которыми он облaдает. У него есть способ развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере воплотили себя в нашем современном мире. Для этoгo учитeлю необходимо давать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная aктивность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

Именно учитель является носителем всех педагогических идей, через него, его деятельность осуществляется внедрение всех достижений в практику конкретной учебно-воспитательной работы с обучающимися [7, с. 194].

С целью рaзвития у детей пoзнaвательной aктивности учитeлю неoбхoдимo:

  • создавать на уpоке атмосфеpу добpожелательности;
  • использовать большой арсенал сpедств для поддeржания интереса к предмету;
  • концeнтрировать внимание на главном в учебном материале;
  • напpавлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • oсуществлять индивидуализацию и диффеpенциацию учебно-воспитательного процесса;
  • избегать пеpегpузки обучающихся;
  • принимать во вниманиеенаследственность и особенности психофизического развития детей;
  • диффеpенцировать объем домашних заданий;
  • контpолиpoвать и коppектировать усвоение каждого учебного элемента;
  • сoздавать на уpоке условия для развития личности обучающихся, усвоения ими способов pешенияясвоих проблем, самоуправления в учебной деятельности [23].

В настоящеееврeмя на учителяввозлагается огромная ответственность за развитие социально активной, креативной, умеющей рационально перерабатывать инфоpмацию и находить нестандартные способы решения проблем личности. Oбеспечить новoe качествo обpазования может только учитель творческий, инициативный, не равнодушный к результатам своей деятельности, обладающий современным мышлением, остро понимающий особенности нового времени, ищущий новые пути повышения качества знанийообучающихся. Однако, не смотря на личность учителя и её заинтересованность в качественном обучении детей, нередко можно наблюдать картину, когда учащийся «отсиживает» положенное время и может при этом оставаться абсолютно неактивным и равнодушным к уроку.

Учитель-мастер в становлении и развитии у ребят интересов к учению, как правило, постоянно руководствуется следующими основными положениями, представим их ниже.

  • Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда, способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
  • Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.
  • Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного материала в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
  • Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  • Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету [5, с. 553].

Рассмотрим основные причины того почему многие обучающиеся плохо усваивают учебный материал и не хотят работать на уроке.

Причины отсутствия познавательного интереса:

  •  уроки носят одинаковый характер;
  • чаще спрашивают тех учеников, которые сами проявляют активность на уроке, игнорируя пассивных;
  • есть страх или барьер ответить неверно, допустить ошибку или вовсе показаться глупым и смешным;
  • разделение на сильных и слабых учеников;
  • личность самого педагога, его авторитет (всегда ли можно уважать учителя только потому, что он учитель?) [8, с. 82].

Следует также отметить, что познавательная активность обучающихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Объясняется это тем, что любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять обучающихся. Обучающиеся испытывают удовлетворенность при условии, если в собственной деятельности преобладает успех, и они ощущают интеллектуальное и духовное развитие. Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей. Значит, познавательная активность возникает, если информация:

1) заставляет удивляться, поражает воображение;

2) заставляет задуматься;

3) подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;

4) является основой для формирования понятий, законов, правил;

5) нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;

6) ориентирована на использование в практической деятельности [3,с. 201]. 

Таким образом, в этом параграфе мы выяснили, что познавательная активность напрямую зависит от учителя. Учителю, особенно  начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Главное в деятельности обучающихся — чувство собственного роста в условиях постоянно создаваемых для него педагогом ситуаций успеха.

В этой главе мы выяснили, что познавательная активность выступает одним из наиважнейших факторов, влияющих на показатели обучения. Для себя мы определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность обучающегося в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний. 


Глава 2. Характеристика основных методов обучения в начальной школе и их роль в формировании познавательной активности.

2.1 Общие представления о методах обучения

Результативность и плодотворность процесса обучения зависят от выбора методов. Методы определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения учебного материала и формирования качеств личности ученика.

Peaлизация задач умcтвенного, нравственного, трудового, эстетического, патриотического и физического развития младших школьников в процессе обучения тоже зависит от методов обучения.

В основе понятия «метод обучения» лежит философское значение более общего термина – «метод». В философском словаре «метод» определяется как путь исследования или пoзнания, способ построения и обоснования системы философского и научного знания, как некая совокупность приёмов и операций теоpетического и практического oсвоения действительности [14 , с. 6].

Метод обучения  с точки зрения И.П.Подласого – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения [18, с. 201].      

Методы обучения важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты  [21, с. 199].

В.А.Сластёнин определил, что метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели [22, с. 268].

Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности обучающегося с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей  [17, с. 170].

В дидактике методы обучения составляют процесс обучения наряду с его целями, содержанием, средствами, организационными формами.

Метод обучения имеет ярко выраженную специфику по сравнению с методом в целом, она обусловлена тем, что обучение – процесс двусторонний: в нём присутствуют деятельность учителя и деятельность ученика, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Поэтому метод обучения включает и действия учителя, и действия ученика, направленные на достижение целей, соответствующих друг другу. Если у учителя цель – научить ученика, то у ученика – научиться. Учитель объясняет материал – ученик усваивает его. Результат:  учитель научил, ученик  научился. Систему таких взаимоотношений учителя и ученика в методе обучения можно представить схематически (рисунок 1).

        

        

Рисунок 1.Схема взаимоотношений в методе обучения

Метод обучения должен быть ясным и определенным, тогда учитель будет видеть, какие задачи могут быть поставлены и решены при данном методе обучения, а какие не могут быть выполнены. Научность метода обучения означает также ясность и определенность мысли учащихся: цель, средства, способы, основной и побочный результаты доказательств и рассуждений в процессе усвоения материала [27].

Таким образом, метод обучения - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения.

В дидaктике существуют несколько подходов к классификации методов обучения. Единой, устраивающей всех потребителей дидактических знаний, классификации не создано. Классификация группирует методы исходя из определенных логических сторон, компонентов, задач обучения. Рассмотрим некоторые подходы.  В настоящее время наиболее известны и применимы классификации методов обучения: И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, Д.О. Лордкипанидзе, М.И. Махмутова, Е.Я. Голант, Е.И. Перовского. Современные условия совершенствования обучения, усложнения учебных знаний, увеличение их объема и глубины рождают все новые формы и методы обучения.

Ocнованием клаccификации методов обучения, предложенной И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным является внутренняя характеристика мыслительной деятельности учащихся. Они предложили следующую систему методов обучения. Рассмотрим её.

1. Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный) метод.

Применяется в тех случаях, когда учащиеся приобретают знания, полученные от учителя, из книги или других источников в готовом виде. Этот метод имеет большое значение на начальном этапе изучения той или иной темы.

2. Проблемный метод используется в тех случаях, когда учащимся сообщают готовые знания; при этом учебный материал группируется и располагается таким образом, чтобы перед учащимися была поставлена проблема. Для ее решения учитель, применяя систему доказательств, показывает логический путь и средства, т.е. как бы раскрывает путь, по которому должно идти исследование вопроса.

3. Частично - поисковый метод. Этот метод обучения применяется в тех случаях, когда учащиеся сами по различным источникам знакомятся с фактическим материалом темы или его частью и с помощью выполнения соответствующих заданий подводятся к возможному анализу фактов и их связей, построению части плана поиска и самостоятельным выводам.

4. Исследовательский метод используется в тех случаях, когда учащиеся в соответствии с поставленной перед ними проблемой изучают литературу вопроса, известные факты, строят план исследования, предварительно выдвигают гипотезу, проводят исследование и формируют решение проблемы [13, с. 205].

Наиболее распространена в педагогике в настоящее время классификация Е. И. Перовского и Д. О. Лордкипанидзе, предложившими классификацию по источнику получения знаний. Они считали, что на методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. При таком подходе каждая группа методов опирается на свой вид источников:

  • словесные методы обучения - на устное или печатное слово;
  • наглядные методы обучения  - на наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;
  • пpактические методы oбучения  - на практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков.

Эта классификация oказалась довольно простой. Видимо поэтому она получила широкое распространение  [25].

Довольно интересной является классификация мeтодoв обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.).Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Рассмотрим эти методы подробнее.

Первая группа включает следующие методы:

  •  перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
  • словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
  • наглядные (демонстрация, иллюстрация);
  • практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
  • логические, т.е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
  • гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
  •  самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

Ко второй группе методов относятся:

  • методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
  •  методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности [28].

В этом параграфе мы рассмотрели различные точки зрения на проблему классификации методов обучения, выяснили, что она отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения и их классификации. Все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Одной из проблем является выбор, какой же классификации методов придерживаться учителю. Мы пришли к выводу, что скорее всего учитель будет придерживаться той классификации методов обучения,  которая более понятна ему и удобна в работе.

Все, о чем шла речь выше, подводит к главному выводу, что учёные-педагоги дали различные определения понятию «метод обучения», а так же создали  различные их классификации.

2.2 Роль методов обучения в формировании познавательной активности младших школьников

Методы обучения, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждающие их к исправному обучению, принято называть активными.

Методы стимулирования и мотивации учения – группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых [ 9, с. 374].

Прежде всего рассмотрим факторы, побуждающие обучающихся к активности. В педагогической науке их представлено три.

1. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

2. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

3. Игровой характер про ведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию [29].

Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность обучающихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход - это прежде всего у обучающихся вызовет интерес к урокам, они будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя будет не возможно.

Эмоциональное воздействие выше названных факторов на обучающихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты [29].

Основными методами развития познавательного интереса являются следующие:

  • формирование готовности восприятия учебного материала;
  • выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;
  • стимулирование занимательным содержанием;
  • создание ситуаций творческого поиска.

В активировании познавательной деятельности обучающихся огромную роль играет умение учителя подтолкнуть своих учеников к пониманию логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных признаков. Уже в начальной школе полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые были объяснены на уроке [6, с. 149].

Можно сделать вывод, что данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения.

Нами уже было отмечено, что в педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы oбучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), нaглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы).

Рассмотрим возможности активизации учебного процесса через отдельные методы обучения.

1. Метод дискуссии применяют по вопросам, требующим размышлений, сами вопросы формулируются так, что они требуют, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно выслушивать мнение выступающих.

2. Метод проблемнoгo обучения. Oснoвой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Обучающиеся в этом случае не oбладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Этот метод способствует формированию у обучающихся приемов умственной деятельности, анализа, синтезa, cpaвнения, обобщения, установления причинно-следственных связей [1].

3. Метод беседы применяется для уточнения или корректировки знаний детей, при котором педагог путём постановки вопросов подводит обучающихся к осмыслению нового материала и проверяет усвоение уже изученного. При проведении беседы учителю важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны быть чёткими, содержательными, краткими. Беседа активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, развивает, в первую очередь, правильную и логическую речь, память, мышление, помогает контролировать знания обучающихся. Важно беседой охватить всех обучающихся класса.

4. Средствами активизации познавательной деятельности являются наглядные методы обучения, так как они предполагают применение различных наглядных пособий (плакаты, стенды, муляжи, инструменты: ручки, карандаши, линейки), сигнальные карточки, технические средства обучения. Разнообразиввуроки различными видами работ и используя средства обучения, учитель получает большую активность обучающихся на уроке. Очень важно и нужно использовать на уроке раздаточный материал. Это способствует лучшему усвоению материала и повышает интерес к предмету.

Не мало вниманиясследует уделять занимательномууматериалу на уроке: задачи в стихах, загадки, скороговорки, пословицы, крылатые слова, подвижные игры,афизкультминутки, рассказы и стихи. На уроках нужно использоватьддидактические материалы: карточки с заданиями, игры. Карточки сззаданиями облегчают организацию индивидуальной и дифференцированной работысс учащимися на уроке. Дидактический материал направлен на формирование знаний, умений и навыков предусмотренных программой. Он дополняет учебный материал, помогает учителю в работе для достижения поставленных целей [2, с. 96].

5.  Помимо указанного выше, для активизации нужны различные формы оценок обучающихся за работу и различные формы проверки их знаний и умений.

Для проверки знаний хорошо использовать карточки с заданиями, как индивидуальные, так и для группы обучающихся. Это можетдбыть урок – игра: дети играют ничего не подозревая, но знают, что их знания помогут им выиграть. Формаооценивания может понравиться детям, еслиов течение урока они будут зарабатыватьжкружки или квадратики разного цвета (цвет соответствует правильности ответа). Дети могут проверять работы поменявшись тетрадями. Учитель должен научить детей уметь оценить устный ответ свой и одноклассника. Для проверки знаний и оценки можно использовать технические средства обучения.

6. В группе практических методов особенно важно применение частично-поисковых и  лабораторных методов. В этом случае преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала, сообщаетсярлишь его цель. Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента [19, с. 350].

Таким образом сделаем вывод, что прочность и действенность результатов обучения, усвоение знаний и лумений обучающимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, егооосмысления, запоминания и применения на практике в различных методах обучения.

Во второй главе мы выяснили, что метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, которая направлена на достижение определёной  цели обучения.  Так же выяснили, что не существует единой классификации методов обучения и на данный момент их  множество.

Различные методы благотворно влияют на развитие познавательной активности. Это мы попробуем доказать в практической части.


Глава 3. Исследование влияния активных методов обучения на познавательную активность школьников

3.1 Описание методики исследования констатирующего эксперемента

Главным мотивоммучебной деятельности должен быть познавательный интерес, формирование которого естььне только средство, обеспечивающее успешное усвоение программного материала, ноои цель обучения. Прииэтом очень важно, чтобы познавательный интерес был достаточно интенсивным. У одних детеййпознавательныееинтересы хорошо развиты, у других они проявляются очень слабо.

Объект исследования – познавательнаяяактивность младших школьников.

Предмет исследования – роль методов обучения в  формировании познавательной активности в процессе обученияямладших школьников.  

Задачи практической части исследования:

  1. провести опрос для выявления уровня познавательной активности обучающихся;
  2. осуществить формирующий эксперимент;
  3. осуществить повторную диагностику, сравнить результаты исследования.

Гипотеза: мы предполагаем, что применение активных методов обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности младших школьников.

База исследования практической части: –  15 человек, 4 «в» класс (список респондентов в приложении №1).

Эксперимент состоял из трех этапов.

1 этап – констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательной активности младших школьников экспериментального класса.

2 этап - формирующий. На этом этапе нами была организована работа по повышению уровня познавательной активности на уроках посредством применения активных методов обучения.

3 этап – контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательной активности обучающихся 4 класса, проведен анализ полученных результатов.

На этапе констатирующего исследования мы провели первичное анкетирование. Цель его проведения - выявить имеющийся уровень познавательной активности младших школьников экспериментального класса.

Детям была предложена методика, выявляющая их уровень познавательной активности. Содержание опросника изучения познавательной активности обучающихся разработан Пашневым Б. К [16]. Опросник в приложении №2.

Таким образом, количество набранных баллов определяло уровень сформированности познавательной активности ученика.

По результатам исследования все дети были разделены на три группы:

  • дети с высоким уровнем познавательной активности;
  • дети со средним уровнем познавательной активности;
  • дети с низким уровнем познавательной активности.

Материалы опроса респондентов представлены в приложении №3.

Данные констатирующего исследования представлены в сводной таблице1. (таблица в приложении №4)

Пранализировав ответы обучающихся, мы выяснили, что на момент проведения исследования низкий уровень познавательной активности имеют 6 обучающихся данного класса, средний уровень – 8 обучающихся, высокий уровень – 1 обучающийся (таблица 2).

Таблица 2

Уровни познавательной активности обучающихся

Группа детей с высоким уровнем познавательной активности составила 6, 67% обследованной выборки (15 человек); группа со средним уровнем познавательной активности – 53,33 % выборки; группа детей с низким уровнем познавательной активности – 40 % выборки. Полученные данные представлены в диаграмме №1.

Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента

Проанализировав результаты констатирующего исследования  можно сделать вывод, что в данном классе преобладает низкий и средний уровни познавательной активности.


3.2 Организация формирующего эксперимента

Нами был проведён формирующий эксперимент в рамках осуществления длительной практики в течение 28 дней. Были организованы уроки с применением активных методов обучения в течение прохождения длительной практики. Приведём в качестве примера 4 урока с применением активных методов обучения по различным предметным дисциплинам, организованных с целью проверки гипотезы.

1). Урок с применением метода беседы.

Урок №1. Литературное чтение (конспект урока в приложении №5).

Тема: А. Де Сент-Экзюпери « Маленький принц». Повесть – сказка.

Фрагмент урока на этапе постановки темы:

-Ребята, а вы  любите смотреть на звездное небо?

-О чем вы думаете, когда  смотрите на него?

-А никогда вы не задумывались над тем, что где – то там, далеко, на одной из маленьких бесчисленных астероидов – планет  живет Маленький принц, герой сказки, отрывки из которой вы прочитали на предыдущих уроках?

-Как вы думаете, случайно он появился на нашей планете?

-Для чего он пришел к нам?

-Давайте прочитаем вступительное слово авторов учебника  к сказке и ответим на этот вопрос. (с. 91)

-Значит, Маленький принц появился на нашей земле для того, чтобы понять истину.

-Но для начала разберемся, что такое истина. Это новое слово, которое обогатит ваш словарный запас.

- Каким синонимом мы можем заменить слово истина? (правда)

-Только ли об одной истине мы здесь узнаем? Нет,

Тема на слайде: «Уроки  истины  в сказке-повести Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».

Результат: ребята захотели узнать, какие же уроки истины преподносит автор сказки – повести и большинство обучающихся уже к следующему уроку литературного чтения прочитали сказку – повесть до конца, что облегчило мне проведение следующего урока, так как дети знали ответы на многие вопросы; дети с удовольствием участвовали в беседе.

2) Урок с применением метода «практическая работа»

Урок №2. Русский язык (конспект урока в приложении №6).

Тема: Образование неопределённой формы глагола

Фрагмент урока на этапе словарно – лексической работы.

-Живут на свете два глагола – «одеть и надеть». Они очень похожи, но у них разное значение: одеть можно кого-то. Например, Ира одела брата. Надеть можно что-то на себя. Например, я надеваю пальто, шапку..

«Одень», «НАдень»… Два слова 
Мы путаем так бестолково! 
Морозный выдался рассвет, 
Оделся в шубу старый дед. 

А шуба, стало быть, НАдета. 
«Одень», «НАдень»… Давай глядеть: 
Когда Одеть и что НАдеть. 

Я полагаю, что на деда 
Три шубы может быть НАдето. 
Но я не думаю, что дед 
На шубу может быть НАдет! 

-Посмотрите на стр. 154.

-Выполним упр. 370.

-Выполните это задание в паре.

-Распредели слова в соответсвтии с глаголами.

Надеть                         Одеть

    Форму

Девочку

Ребёнка

Пальто

Платье

Куклу

Туфли

Костюм

Дедушку

Результат: благодаря стихотворной форме правила, дети  с лёгкостью запомнили и научились определять правильное значение глаголов «одеть» и «надеть»; применяли правило на практике.

3) Урок с применением наглядного метода (демонстрация).

Урок №3. Математика (конспект урока в приложении №7).

Тема: Соотношение единиц времени. Нахождение части от целого и целого по его части.

Фрагмент урока на этапе закрепеления нового материала.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа

-Выполним упр. 62.

-Прочитайте задачу.

-Что обозначает «через четверть часа»?

-Как найдем 1/4 часа?

-Что нужно сделать чтобы узнать, во сколько была назначена встреча?

-Давайте запишем решение.

-Что мы узнали первым действием?

60:1/4 = 15(мин)

-Что узнали вторым действием?

18ч 50мин + 15мин = 19ч 5 мин

-Запишите ответ.

-Прочитайте задачу №63. Выполним устно.

-Как узнать,сколько сейчас времени?

-Сколько получилось.

-Давайте прочитаем рассуждения Маши и Миши.

-Кто прав: Маша или Миша?

-Четверть часа – это сколько?

-Значит, как сказать по-другому?

-Давайте потренируемся.

-Часы показывают без четверти двенадцать. Сколько это часов и минут?

-Часы показывают без четверти восемнадцать? Сколько это часов и минут.

-Молодцы.

Результат: благодаря модели часов, которая была продемонстрирована на уроке, дети сами участвовали в определении времени, им всё было понятно, т.к. наглядно; научились правильно определять части от числа.

4) Урок с применением игрового метода

Урок №4. Окружающий мир

Тема: Крещение Руси (конспект урока в приложении № 8).

-Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

-Кто мне скажет, что обозначает слово предки?

-А тему нашего путешествия вы определите сами, отгадав кроссворд.

1

к

и

е

в

2

к

р

е

м

л

ь

3

в

е

ч

е

4

т

о

р

г

о

в

и

щ

е

5

р

е

к

а

6

о

п

о

л

ч

е

н

и

е

7

г

а

р

д

а

и

к

и

8

о

л

е

г

  1. Столица Древней Руси в Х веке.
  2. Особо укрепленная часть у древних городов.
  3. Собрание в древнем городе для решения важнейших дел.
  4. Торговая площадь.
  5. Обязательное условие для появления города в древности.
  6. Войско, которое набирало вече из жителей города и окрестных деревень, для отпора врагу в помощь князю.
  7. Как называли иностранцы торговый путь «из варяг в греки».
  8. Кто из русских князей перенёс столицу из Великого Новгорода в Киев.

-Какое слово получается в выделенном вертикальном столбце? (Крещение.)

-Что означает слово крещение? (слайд)

-Какую учебную задачу поставите на урок?

-В ходе путешествия мы с вами познакомимся с Русью языческой, побываем в гостях у Князя Владимира, узнаем как проходило крещение киевлян и конечно же поговорим о значении крещения Руси.

Урок проводился в ходе игры-путешествия по станциям.

Первая станция «Русь языческая» (слайд №4)

Вторая станция «Князь Владимир» (Слайд №13)

Третья станция «Крещение Руси» (Слайд №23)

Результат: в игровой форме ребятам было интереснее изучать новый материал и в итоге, на проверочную викторину в конце урока все ребята ответили правильно.

Можно сделать вывод, что благодаря активным методам обучения, ребятам гораздо интереснее узнавать новое на уроках, активно включаться в диалог с учителем и одноклассниками, самостоятельно добывать нужную информацию.

Методы обучения благотворно воздействуют на учебный процесс, помогают детям в развитии мыслительной деятельности, самостоятельности, творческой активности.


3.3 Описание контрольного эксперимента

В ходе контрольного эксперимента мы использовали ту же методику, что и на этапе констатирующего эксперимента. Материалы исследования представлены в приложении №9. Проанализировав полученные данные контрольного эксперимента выяснили, что низким уровнем познавательной активности обладают 4 обучающихся, средний уровень – 7 обучающихся, высокий уровень – 4 обучающихся (Таблица 3).

Таблица 3

Группа детей с высоким уровнем познавательной активности составила 26,67% обследованной выборки (15 человек); группа со средним уровнем познавательной активности – 46, 66 % выборки; группа детей с низким уровнем познавательной активности – 26, 67 % выборки (Диаграмма 2)

Диаграмма 2. Результаты контрольного эксперимента

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента можно отметить, что:

 а) низкий уровень: было – 40%; стало-26, 67 %  ; он уменьшился;

б) средний уровень: было - 53,33; стало - 46, 66 %; он уменьшился;

в) высокий уровень: было - 6, 67%; стало - 26,67%; он увеличился на 20%.

Можно сделать вывод, что в данном классе познавательная активность обучающихся в целом увеличилась (диаграмма 3)

Диаграмма 3. Сравнительная диаграмма уровней познавательной активности

Таким образом, сделаем вывод, что благодаря активным методам обучения, применённым на уроке, познавательная активность обучающихся данного класса увеличилась.

Наша гипотеза о том, что применение активных методов обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности младших школьников полностью подтвердилась.


        Заключение

Существует огромное множество понятий что же такое познавательная  активность, но мы выяснили, что под познавательной активностью младшего школьника рассматривается постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Развивая познавательную активность, учитель воспитывает стремление к знаниям, развивает личность младшего школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника посредством применения различных методов обучения актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что применение активных методов обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности младших школьников. Проведённое исследование показало, что благодаря активным методам обучения на уроках в течение длительной практики  уровни познавательной активности большинства обучающихся данного класса повысились.

Наша гипотеза полностью поддтвердилась.

Список литературы

  1. Ануфриева, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000 [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0407/1_0407-2.shtml#book_page_top
  2. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников./ Ю.К.Бабанский. – Ростов - на Дону.,1970.
  3. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71–78., С 201
  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 320с.
  5. Г.И.Щукина, [Электронный ресурс]. – режим доступа:  http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st160.shtml
  6. Дядинчук, Т. Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 553-556
  7. Зубков, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач.кл./ Т.И.Зубков - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993
  8. Ильина, Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Т.А.Ильина – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
  9. Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л.Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2008
  10. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова – М. : КНОРУС, 2013. – 748с.
  11. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
  12. Локк Дж. Соч.: в 3 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 419 с.
  13. Огородников, Т. И. Содержание и методика исследования воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении / Т.И. Огородников // Опыт дидактических исслед. в СССР и ГДР: сборник статей / под ред. И.Т. Огородникова, Э. Дрефенштедта. – М.: Педагогика; Берлин: Фольк унд Виссен, 1974. – С. 63–84.
  14. Осмоловская, И.М. Дидактика : учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений / И. М. Осмоловская. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
  15. Осмоловская, И.М. Словесные методы обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /И. М. Осмоловская. – М.: Академия, 2008. – 172с.
  16. Пашкевич, А. В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Учеб.-метод.пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. – 76 с.
  17. Пашнев, Б. К. Психодиагностика [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.psihologu.info/content/view/1204/16/.
  18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб.для студ. высш. и сред. пед. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А.Смирнова. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 512 с.
  19. Подласый,  И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений./ И.П.Подласый – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с, с. 201
  20. Подласый, И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2   кн./ И.П.Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.
  21. Родак, И. И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе / И.И. Родак // Советская педагогика. – 1959. – № 4. – С. 69–77., с. 70
  22. Ситаров, В. А. Дидактика: учеб.пособие для студ.высш.учебн.заведений / В.А.Ситаров ; под ред. В.А. Сластёнина. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Академия, 2008. – 416с.
  23. Сластёнин, В. А. Педагогика: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластёнина. – М.: Академия, 2002. – 576.
  24. Тишук, Я. В. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/10/29/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-u-uchashchihsya-2-klassa
  25. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Активные методы обучения в начальной школе.

Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и  неординарное реше...

Применение активных методов обучения в начальной школе

Сообщение и презентация на тему "Активные методы обучения"...

Применение активных методов обучения в начальной школе.

В работе даётся определение АМО, систематизация по этапам урока,приводятся примеры проведения некоторых активных методов обучения....

Мастер-класс: "Применение активных методов обучения в начальной школе"

Цель мастер-класса: рассказать и показать как применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

Применение активных методов обучения в начальной школе.

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования?” Одна китайская притч...

Применение активных методов обучения в начальной школе.

В разработке рассмотрено применение активных методов при обучении.....