Главные вкладки

    Применение активных методов обучения в начальной школе
    учебно-методический материал (1 класс) по теме

    Усенко Марина Евгеньевна

    Сообщение и презентация на тему "Активные методы обучения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл akivnye_metody_obucheniya.rar709.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение активных методов обучения в начальной школе.

    Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и  неординарное решение… И цель учителя состоит в том, чтобы научить маленького гражданина не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы , и систематизировать накопленные знания. Наши дети зачастую так информатизированы, что заинтересовать их программным материалом практически невозможно…


    Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; И только тогда, когда мы  говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%

    Вот и встают перед учителем вопросы :Как донести учебный материал до ребенка?

    Как вызвать активную познавательную деятельность?
    Как вызвать положительное отношение к учебе?

    Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения…

    Активные методы обучения- это система методов обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения.

    Активные методы обучения подразделяются на

    - методы начала урока,        

    -методы выяснения целей, ожиданий, опасений,

    -методы презентации учебного материала,

     -методы организации самостоятельной работы,

    -методы релаксации,

    -методы подведения итогов.

     Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

    Начнем сначала. Итак, метод начала урока.

    Цель его – настроить детей на продуктивную работу.

    На данном этапе могут использоваться такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

    Например,

    1. ДЕРЕВО ДРУЖБЫ

    Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось, на нем набухали новые почки, лопались, превращаясь в изумрудные листья. Некоторые листочки желтели и опадали – это означало, что друзья поссорились. Но если на этом месте появлялась новая почка – друзья мирились!

    Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного”.

    За активную работу на уроке, за хорошие ответы вы будете получать листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться нашим знаниям.

    .                

    Далее применяем метод выяснения целей, ожиданий и опасений.

    Это такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

    Предлагаем детям самим решить чего они ждут от урока, каких целей хотят достигнуть. Предлагаем взять маленькие листочки и записать свои «желания». А в конце урока, вернувшись к этим записочкам , вы поможете детям сделать выводы с применением метода подведения итогов.

     Либо  МЕТОД «ПОЛЯНА СНЕЖИНОК»

    Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

    Этот метод Побуждает учащихся к самооценке

    - У вас на партах лежат снежинки белые и голубые, (цветочки и тучки) Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку(цветочек). Кому немножко страшновато , кто не уверен в себе,поднимает голубую снежинку(тучку)

    .

    Следующий метод – презентация учебного материала. Вот здесь – то и требуется  проявление творчества учителя. Чем  ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

    Метод «Инфо- угадайка» или «Белые пятна»

    Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

    Проведение:

    Учитель называет тему своего сообщения. На доске или в презентации таблица .В  центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о чём дальше, возможно, далее пойдет речь в сообщении. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела. Они вносятся в таблицу по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

    Например:

    ЗОНА СТЕПЕЙ

    Характерный признак зоны степей

    Животный мир степи

    Растения степи

    Сплошной травянистый растительный покров

    Журавли-красавки, дрофы, пустельги

    Тюльпаны, маки

    Таким образом, наглядно представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

    "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные .темы.

    Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – “физминутки” позволят сделать это, не выходя из класса.

    И, наконец, метод самостоятельной работы .

     Цель его – закрепление пройденного материала. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел урок.

    АМО «Картина»

    На уроке русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова»

    Я сделала для ребят самодельные пазлы. Лист бумаги совпадает с размером открытки, на которой изображена игрушка, делится на четыре части. В каждой части написано слово с пропущенной парной согласной            

    Шу…ка

    Ска…ка

     Ло…ка

    Но…ка

    - Я думаю, что у каждого человека есть любимая игрушка, которая в раннем детстве была его первым другом. И сейчас, работая в парах, мы сможем собрать картинку, которая напомнит вам друга-игрушку и правило о правописании парных согласных. Если вам удалось собрать картинку, то вы справились с заданием и правильно вставили пропущенную букву.

     Ученик должен положить соответствующую букву на лист изображением кверху. Если буквы положены правильно, то картинка восстановлена.

    КЛЮЧ

    3) Ключ.          (элементы игровой технологии)

    - Друзья любят играть вместе. Вот и я предлагаю поиграть в игру «Умники и умницы»

    Сад, дождь, губки, берёзка, ложка, голубь, чашка, улыбка.(один ученик работает у доски)

             Проверка.

    - В какой части слова встретились парные согласные?

    - Скажите правило проверки парных согласных.

    ЛОТО

    Можно применять пи проверке таблицы умножения , при работе над самыми разными орфограммами по русскому языку.

    ДОМИНО

    Также можно проверить таблицу умножения, и разные орфограммы по русскому языку.

    Игра «ЛОТО» и «ДОМИНО»- это настольные игры для моих детей и на переменах.

    Метод ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

     А АМО «Снежинки-балеринки»

    Побуждает учеников к оценке результатов своей работы:

    Посмотрите на ваши парты намело снежинок. Во время вьюги снежинки кружатся, танцуют. Кому сегодня было на уроке интересно, кто считает, что он очень хорошо потрудился станьте волшебниками, превратите снежинок в балеринок и поднимите их.

    Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как “Ромашка”, “Мухомор”, “Мудрый совет”, “Итоговый круг”. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

    АМО «Вопрос-ответ» можно обыграть

    - Представьте, что я корреспондент познавательного журнала «Эму», ответьте на мои вопросы.

    - О какой орфограмме мы сегодня говорили?

    - Как проверить написание парных согласных, стоящих перед глухими согласными.

    - Под каким девизом мы сегодня работали?

    - Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе?

     Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

    - Кто получил  листочки, прикрепите их к нашему Дереву Дружбы, чтобы оно радовало нас. Ведь благодаря дружбе и взаимовыручке мы сегодня вместе дружно выучили новое правило.             (здоровьесберегающие технологии)

    Дети прикрепляют листики к дереву под музыку.

    Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

    Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса.

    - И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

    Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

    Активные методы обучения в начальной школе.

    Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и  неординарное реше...

    Применение активных методов обучения в начальной школе.

    В работе даётся определение АМО, систематизация по этапам урока,приводятся примеры проведения некоторых активных методов обучения....

    Мастер-класс: "Применение активных методов обучения в начальной школе"

    Цель мастер-класса: рассказать и показать как применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

    Применение активных методов обучения в начальных классах

    Методики " Ковёр идей", "Ледокол", "Дерево решений"...

    Применение активных методов обучения в начальной школе.

    Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования?” Одна китайская притч...