Теоретический семинар «Организация работы классного руководителя по педагогическому просвещению родителей (законных представителей) учащихся»
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
Основной целью системы работы классного руководителя с родителями (законными представителями) - является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями Психолого-педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания и другие) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе родительского комитета)
Индивидуальные Групповые Коллективные Формы связи школы и семьи посещение на дому приглашение в школу индивидуальные консультации педагога переписка родительский лекторий тематические консультации классные детские мероприятия классные родительские собрания общешкольные родительские собрания концерты выставки учебных работ творческие отчеты
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
Индивидуальные формы
Посещение семьи Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе. Приглашение в школу
Индивидуальные консультации, беседы Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы: Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы. Те, которые знают о трудностях детей , но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.
Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, как по инициативе родителей, так и по инициативе учителя. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Переписка с родителями Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании и обучении детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.
Анкетирование Знакомство с семьёй ребёнка начинается с анкеты, которая раздается родителям 1 сентября. Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Групповые и коллективные формы
Родительские лектории Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д. Дискуссия Форма общения родителей по вопросам на актуальные в данный момент проблемы.
Форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Родительские чтения Родительские чтения Тренинг Активная форма работы с родителями (законными представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Открытые уроки Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в год давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в школе.
Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого- педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
Родительские собрания Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания - 2 раза в год. Классные родительские собрания – 4-5 раз в год. На классных родительских собраниях обсуждаются: задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Примерная тематика родительских собраний в условиях введения ФГОС - для родителей обучающихся 1-х классов : «Адаптация первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО», «Образовательная программа школы: реализуем вместе», «Что такое УУД?», «Как правильно дружить», «Родителям о безопасном образе жизни детей», «Что такое оценка и самооценка?», «Внеурочные занятия: как выбирать и развивать?» и др. - для родителей обучающихся 2-х классов : «Как помогать второкласснику развивать УУД?», «Что такое деятельность?», «Оценка и самостоятельность школьника», «О гражданском и патриотическом воспитании младших школьников» и др.
для родителей обучающихся 3-х классов : «Как научить работать с информацией?», «Портфель достижений младшего школьника», «Сохранение здоровья - один из результатов реализации ФГОС НОО», «Проекты: взаимодействие детей и родителей» и др. - для родителей обучающихся 4-х классов : «Аттестация образовательных достижений за начальную школу», «Готовимся к «взрослой» школе», «Одаренный ребенок», «Воспитание ценностей» и др.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного ( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.
Классные детские мероприятия. Организация совместных досуговых мероприятий. Формы досуга: совместные праздники, дни именинника; подготовка концертов, посещение концертов и спектаклей; соревнования, конкурсы. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания и обучения детей в семье и школе. Заключение
Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы классного руководителя по взаимодействию с родителями»
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется педагогическому просвещению и образованию родителей.Важную роль в формировании...

Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодей-ствия учащихся и родителей.
Выступление на ШМО классных руководителей...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Деятельность учителя по организации психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС»Протоколы родительских собраний 2017-2018 уч.год...

Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей.
Выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя по теме "Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей"....

Памятка для классного руководителя к собранию с родителями (законными представителями) обучающихся 3х классов
Памятка для классного руководителя к собранию с родителями (законными представителями) обучающихся 3х классов, использвать на родительском собрании....

Краткая характеристика второго раздела Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста посещающих дошкольные образовательные организации.
Данный раздел посвящен характеристике процесса просветительской работы с родителями, ее содержания, форм и методов....
